Доллар укрепляется, экономика растет. Судя по всему, неминуемый крах американской экономики и американской валюты вновь откладывается на неопределенное время. Тем не менее в развитии этой страны наблюдаются серьезные перекосы и проблемы. Об этом рассказывает доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор СУПЯН.
Прошло более пяти лет после финансового кризиса 2008–2009 гг., который формально завершился в III квартале 2009 г. Однако последствия этой наиболее глубокой за весь послевоенный период рецессии всё ещё дают о себе знать – это проявляется в неустойчивых темпах роста, в весьма высокой безработице, в явно недостаточных темпах роста инвестиций.
Отличительной чертой послекризисного периода минувшей рецессии в США является чрезвычайно медленное восстановление экономики. Хотя начиная с августа 2009 г. экономика демонстрирует положительные темпы роста ВВП, в годовом выражении они являются недостаточными, чтобы компенсировать потери, понесенные за время кризиса. Максимальное падение ВВП США в IV кв. 2008 г. составило 8,9%. Докризисный уровень ВВП был превзойден лишь через 4 года, в 2011 г. Затем темпы роста ВВП были весьма скромными: в 2012 г. – 1,95%, в 2013 г. – 1,9% и за III квартала 2014 г. – 2,2%.
Как правило, с началом оживления экономики предкризисный уровень безработицы достигается в среднем за три квартала. Ничего подобного в этот раз не произошло – и после пяти лет оживления безработица остается более высокой, чем она была в 2007 г. – 5,8% против 5,5% соответственно.
Инвестиции в основной капитал, помимо главного фактора – потребительского спроса, являются ведущим катализатором экономического роста. Начиная с 2011 г. наблюдается заметный, хотя и не вполне устойчивый рост частных инвестиций в основной капитал. Так, по данным обзора Survey of Current Business за ноябрь 2013 г., в 2011 г. они увеличились на 10,2%, в 2012 г. – на 4,6%, в 2013 г. – на 5,1%, за три квартала 2014 г. – на 5,2%. Инфляция в США в 2013 г. оставалась на низком уровне – 1,5%.
Таким образом, статистические данные свидетельствуют о позитивной в целом динамике экономического роста в США. Тем не менее нельзя не отметить весьма медленное, по сравнению со всеми послевоенными циклами, восстановление экономики США. Причины тому следующие.
Во-первых, это явно недостаточная кредитная активность американского бизнеса и населения, в том числе и в одной из ключевых отраслей, ставших источником финансового кризиса, – жилищном строительстве. Обращение за ипотечными кредитами на покупку жилья в посткризисном 2010 г. было в три раза ниже, чем на пике ипотечного бума в 2005 г. (11,6 млн и 3,8 млн обращений соответственно). Таковы данные Бюллетеня ФРС за декабрь 2012 г. (Federal Reserve Bulletin. December 2012).
С 2011 г. начался постепенный рост продаж новых жилых домов – с низшего уровня примерно в 300 тыс. домов в 2010 г. до 464 тыс. в 2013 г. Однако если помнить о масштабах продаж на пике ипотечного бума – 1,4 млн домов в 2005 г., очевидно, что до восстановления этого рынка, включая жилищное строительство и все связанные с ним отрасли, еще очень далеко.
Помимо полного преодоления последствий циклического кризиса 2008–2009 гг. перед США стоят и другие экономические и социальные вызовы, часто усугубленные кризисом и имеющие долгосрочный характер.
Первостепенного внимания заслуживают, в частности, финансовые проблемы, и в первую очередь проблема национального долга. Вряд ли эту проблему можно считать предвестницей экономической катастрофы (как полагают некоторые эксперты), однако ее значение нельзя недооценивать.
Общие масштабы долгов всех типов в США весьма велики (данные US National Debt Clock: Real Time) – более 60 трлн долл. в начале 2014 г. Наиболее крупные категории – национальный (государственный) долг (17,3 трлн долл.), потребительский долг граждан (16,3 трлн), корпоративный долг (13,4 трлн), ипотечный долг (13,2 трлн), студенческие долги на образование (1,1 трлн), долг по кредитным картам (0,9 трлн долл.).
Наибольшее внимание привлекает государственный долг. В США в 2014 г. он превысил размеры годового ВВП.
Проблема долга состоит не только в обслуживании текущих процентных платежей. Главный вопрос в том, как в принципе США будут отдавать такие гигантские долги в случае, например, серьезных катаклизмов в американской экономике или в ситуации, когда по тем или иным причинам страны-кредиторы потребуют погасить долги им досрочно. Конечно, такой сценарий крайне маловероятен, но теоретически возможен. Всё это является причиной жарких споров среди политиков и экономистов США о так называемом потолке государственного долга, который регулярно определяет Конгресс. Это, несомненно, сдерживающий фактор неограниченных заимствований, попытка поставить рост заимствований под определенный контроль. Думается, однако, что до тех пор, пока США остаются наиболее надежным прибежищем для свободных финансовых ресурсов других стран и лимит доверия к ним, как к ведущей финансовой державе мира не исчерпан, государственный долг США будет иметь тенденцию к росту.
Всё более серьезной проблемой в США становится социальное расслоение и наличие значительной категории населения, живущей за чертой бедности. По данным опубликованного в сентябре 2013 г. обследования Бюро цензов, доля населения за чертой бедности оставалась неизменным с 2011 г. и составляла 15%, или около 47 млн человек. За первый срок пребывания у власти Барака Обамы число таких граждан увеличилось на 6,7 млн чел. Это свидетельствует о том, что более чем 5-летний период экономического подъема не привел к рассасыванию хронической бедности.
В целом рост бедности и социального неравенства в США обусловлен комплексом как долгосрочных, так и конъюнктурных причин, в том числе и тяжелейшей экономической рецессией. Однако нельзя не видеть и факторы более длительного характера: с трудом преодолеваемое социально-этническое неравенство, влияние разрыва в образовании на усиление дифференциации, меняющаяся структура экономики и рынка труда.
Еще одним долгосрочным вызовом для США является проблема зависимости от зарубежных источников энергетического сырья, прежде всего углеводородов. Одновременно – это один из примеров того, как долгосрочные проблемы могут находить постепенное решение, если эти решения базируются на эффективной экономической политике и достижениях научно-технического прогресса.
Вопрос об энергетической независимости США все еще далек от решения. Наряду с достижениями в добыче и энергосбережении рост потребления нефти и других видов топлива будет по-прежнему влиять на масштабы их импорта, удерживая его на достаточно высоком уровне. Так, по одному из вариантов прогноза Центра стратегических и международных исследований, доля импорта в потреблении топлива снизится до 34% в 2019 г. и вновь увеличится до 37% в 2040 г. По другому варианту прогноза, доля импорта возрастет до 44%, оставаясь, тем не менее, гораздо ниже уровня 2005 г. (60%).
Ряд других, среднесрочных, вызовов, стоящих перед Америкой, также требует политических и экономических решений и действий. Это, например, необходимость восстановления рынка жилья, снижения безработицы до социально и экономически приемлемого уровня (так называемый естественный уровень безработицы может быть оценен примерно в 5,5%).
В целом же можно сказать, что США, преодолевая циклический и финансовый кризис, демонстрируют вполне работоспособный механизм разрешения таких кризисов.
БиВ
Статистика свидетельствует о позитивной в целом динамике экономического роста в США. Тем не менее восстановление экономики идет гораздо медленнее по сравнению со всеми послевоенными циклами.
В 2014 г. государственный долг США превысил размеры годового ВВП.
До тех пор, пока США остаются наиболее надежным прибежищем для свободных финансовых ресурсов других стран, государственный долг будет расти.
За первый срок пребывания у власти Барака Обамы число граждан, живущих за чертой бедности, увеличилось на 6,7 млн человек.
«Плавильный котел» остывает?
Хотя США являются страной иммигрантов, проблема иммиграции стоит здесь очень остро. Соединенные Штаты осознают целый ряд вызовов, возникающих в этой области в XXI в. Одним из них могут стать масштабные сдвиги в расовой и этнической структуре населения, способные существенно изменить сложившиеся социально-культурные институты общества, в том числе такие базовые, как доминирующий язык, религия, трудовая этика. Ежегодно в США въезжает более 1 млн только легальных мигрантов. В соответствии с прогнозом Бюро цензов США, структура населения претерпит в будущем кардинальные изменения: если в 2012 г. доля белого населения составляла 63%, а представителей всех национальных и расовых меньшинств в совокупности – 37%, то в 2060 г. белые будут составлять лишь 43% населения, а представители расовых и этнических меньшинств – 57%. Сумеют ли американское общество и экономика адаптироваться к новым реальностям? Ведь «плавильный котел» уже явно не работает столь же эффективно, как это было на протяжении предшествующей американской истории.
США в цифрах
Показатель |
|
Население, млн чел. (июль 2014) |
318 |
Языки (%): английский испанский другие |
82,1 10,7 7,2 |
Территория, млн кв. км |
9,8 |
ВВП, трлн долл. (2014) |
17,5 |
ВВП на душу, тыс. долл. (2014) |
54,8 |
Экспорт, трлн долл. (2013) |
1,57 |
Импорт, трлн долл. (2014) |
2,27 |
Сеть автомобильных дорог, млн км (2013) |
6,6 |
Сеть железных дорог, тыс. км (2013)) |
334,8 |
Инвестиции в НИОКР млрд долл. % ВВП |
465 2,8 |
Источники: US Bureau of Economic Analyses,
CIA World Fact Book,
2014 Global R&D Funding Forecast, Battelle Institute