Российский союз промышленников и предпринимателей опубликовал заявление о недопустимости увеличения фискальной нагрузки на бизнес. Это было сделано в ответ на то, что в Государственную Думу РФ внесены некоторые инициативы по увеличению нагрузки на бизнес с начала следующего года.
Российскую налоговую систему продолжает лихорадить. Несмотря на то, что в недавно утвержденных бюджетных документах на 2015–2017 гг. не рассматривается возможность введения в стране в ближайшее время налога с продаж, такой вариант, тем не менее, пока не отвергнут окончательно.
Экономическое развитие государств в ХХ в. однозначно свидетельствует о том, что более высокие темпы роста ВВП демонстрировали страны с низким уровнем налогообложения. Примером тому может служить быстрый подъем ОАЭ, Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и ряда других стран. Эти государства в рейтингах налоговой нагрузки, публикуемых журналом Forbеs, находятся, как правило, в нижней части таблицы, в отличие от европейских стран, занимающих в ней верхние строчки.
Более быстрый экономический рост стран с низкой налоговой нагрузкой подтверждают и цифры. Так, темп прироста ВВП в 1981–2000 гг. составлял в среднем в ОАЭ 4,5%, в Южной Корее – 7,5%, в Сингапуре и Тайване – 7,5%, в Малайзии – 6,5%, в то время как в Европе – около 2%.
Эта закономерность и различие в темпах прироста ВВП продолжают проявлять себя в не меньшей степени и в ХХI в. Так, по некоторым прогнозам, темп прироста ВВП в 2015–2020 гг. в упомянутых странах с низким уровнем налогообложения ожидается в среднем на уровне 5–5,5%, в отличие от европейских государств, где он будет колебаться, как и ранее, в районе 2%.
Можно понять стремление российского правительства повысить доходность бюджета через рост налоговых поступлений. Но в условиях нашей экономической системы вряд ли самым эффективным методом является повышение или введение новых налогов. Более действенным способом является улучшение налогового администрирования.
По сообщению налоговой службы РФ, несмотря на низкие темпы экономического роста, поступления в консолидированный бюджет выросли за 8 месяцев 2014 г. на 14% (8,5 трлн руб.), в федеральный – на 18% (4,1 трлн руб.). При этом поступления от налога на прибыль увеличились на 21%, а НДС – на 19%. Почти треть общего прироста поступлений, по оценке налогового ведомства, было получено за счет улучшения администрирования, то есть более эффективной работы налоговой службы.
Для сравнения можно рассмотреть возможный эффект от введения налога с продаж. Существование в России этого налога в 90-е годы и позднее показало, что он собирается плохо, и ущерб от него оказывается выше, чем сами доходы. Ожидаемое увеличение поступлений от его введения в настоящее время может составить, по оценкам экспертов, порядка 200–300 млрд руб., что существенно уступает росту поступлений от улучшения налогового администрирования.
Но самое главное – путь улучшения администрирования существующих налогов является не только значительно более действенным, но и, что очень важно, безопасным для экономики. Классики теории экономического роста всегда предостерегали от решений, приносящих легкий и быстрый эффект. Действительно, повышение НДС на несколько пунктов или введение налога с продаж могут обеспечить краткосрочный эффект в виде увеличения налоговых поступлений на следующий год и даже, может быть, два года. Но за пределами трех лет уже трудно предсказать последствия такого решения. В лучшем случае оно просто не приведет к экономическому росту, но наверняка вызовет рост цен и усиление инфляции. В худшем варианте это может привести к массовым банкротствам предприятий и обвальному сокращению производства, уходу хозяйствующих субъектов в теневой сектор и полной дезорганизации экономической жизни.
Рассматриваемое в Госдуме повышение налоговой нагрузки на бизнес нельзя объяснить логически, ведь основные макроэкономические показатели российской экономики вполне удовлетворительны: государственный долг находится на низком уровне, валютные накопления составляют значительную величину, бюджет до последнего времени сводился с профицитом, а запланированный дефицит в 2015 г. не имеет решающего значения. В этих обстоятельствах логичнее решать проблему ускорения развития экономики за счет повышения эффективности управленческих решений.
Есть еще один важный резерв повышения эффективности экономики, значимость которого существенно превышает возможный эффект от введения дополнительных налогов. Имеется в виду сокращение и устранение избыточных административных барьеров, затрудняющих работу. Такими проблемами являются многочисленные согласования при реализации новых проектов, занимающая много времени многоступенчатая процедура принятия решений в государственных органах, существование неоправданных лицензионных ограничений, необоснованное вмешательство в работу бизнеса и т.п.
Эти соображения могут показаться банальными, но они объективны, и их невозможно не учитывать.
В настоящее время одной из главных задач российской экономики является повышение темпов роста. В таких условиях рассматривать вопрос о повышении налогов или введении новых сборов представляется не только нецелесообразным, но даже опасным для экономики страны. Это означает фактически крушение последних надежд на ускорение темпов роста.
Как сказано в упомянутом заявлении РСПП, только активизация политики по снижению нагрузки на бизнес и стимулированию его инвестиционной активности позволит создать условия для перехода экономики от стагнации к росту и успешно решать задачи повышения конкурентоспособности российских компаний.
Любые решения, касающиеся изменения действующего уровня налогообложения, требуют самой тщательной верификации, общественного обсуждения и анализа.
Борис СМИРНОВ
Высокие темпы роста ВВП демонстрируют страны с низким уровнем налогообложения.
Улучшение администрирования существующих налогов более действенный и безопасный путь, чем их повышение.
Классики теории экономического роста предостерегают от решений, приносящих легкий и быстрый эффект.
Как свидетельствует практика, ни в развитых, ни в развивающихся странах не применяются одновременно два налога – НДС и налог с продаж. Взимается один из этих двух налогов, который приносит в бюджет основной доход. Среди развитых стран налог с продаж существует только в США и Японии. Уровень налога в США варьируется в разных штатах от 2 до 11%. В Японии этот налог равен 5% и приносит в бюджет около 20% доходов.
НДС в некоторых странах, % |
|
ЕС | 16–25 |
Гонконг | 5 |
Тайвань | 5 |
Таиланд | 7 |
Сингапур | 7 |
Южн. Корея | 10 |