Парижане и лондонцы, настоявшись в пробках, с удовольствием пересели в старый добрый трамвай. Его новые, современные, линии запускаются во многих городах, а кое-где от него и не отказывались вовсе как от неотъемлемой части городской инфраструктуры.
Транспортный коллапс настиг европейские столицы значительно раньше, чем это произошло в Москве. Если американские города строились изначально в расчете на автомобильный транспорт, то древние запутанные улочки Парижа, Лондона и других старых городов Европы оказались к концу прошлого века не готовыми к массовой автомобилизации. Еще 15–20 лет назад там происходило ровно то же самое, что сейчас переживает российская столица. Пути решения проблемы неизбежно привели к необходимости расширения, а кое-где и возрождения общественного транспорта. Как ни странно, но взоры городских властей обратились к давно забытому и, как казалось, архаичному виду транспорта – трамваю.
Париж
Первые трамваи появились во французской столице в 1855 г. Инженер и предприниматель Альфонс Луба, который изобрел рельсы с жёлобом, без которых развитие трамвая было бы невозможно, подал городскому правительству прошение на строительство конки, прообраза современного трамвая. Париж стал одним из первых европейских городов, в котором появился этот новый вид транспорта.
На протяжении истории на парижском трамвае использовались разные виды тяги. Первые трамваи были конными и паровыми, позднее появились пневматические. Каждый вагон приводился в движение пневматическим двигателем, а запасённого в специальном баллоне сжатого воздуха хватало для поездки по всему маршруту. С 1895 г. началась поэтапная электрификация трамвайной сети.
В начале ХХ в. Париж обладал внушительной трамвайной сетью: действовало примерно 120 маршрутов, а общая протяжённость сети достигала 1 тыс. км.
Однако уже в 20-х годах начался постепенный отказ от трамвая. Считалось, что трамвай мешает автомобильному движению, и ликвидация трамвая рассматривалась как способ борьбы с пробками. В пределах Парижа трамвай прекратил существование 15 марта 1937 г., а в пригородах – 14 августа 1938 г.
К концу ХХ в., однако, стало ясно, что только путём строительства новых дорог и новых линий метро транспортную проблему города не решить. Поэтому в Париже, как и во многих других городах Франции и других стран, началось возрождение трамвая.
Первая линия нового парижского трамвая начала действовать в июле 1992 г., а в декабре 2006 г. открылась линия Т3 нового парижского трамвая, проходящая не по пригородам (Большой Париж), а по самому городу. Таким образом, впервые за почти 70 лет трамвай вернулся в центр Парижа. Показательно, что принятию этого решения предшествовал опрос населения.
В преддверии открытия линии по всему городу были установлены плакаты с рисунком трамвая и надписью «Il est la!» (Вот он!).
Стоимость строительства линии составила 311,5 млн евро, финансирование осуществлялось городом Парижем (93,7 млн евро, 30% стоимости), фирмой-оператором общественного транспорта RATP (85,7 млн евро, 27,5%), регионом Иль-де-Франс (81,3 млн евро, 26%) и Французским государством (50,8 млн евро, 16,5%).
Линия Т3 первоначально имела протяжённость в 7,9 км и насчитывала 17 остановок. Ежедневно она перевозила до 100 тыс. человек, это пассажиропоток, сравнимый с некоторыми линиями Парижского метро.
В декабре 2012 г. был запущен новый, 14,5-километровый, участок трамвайной линии Т3 с 26 остановками.
Одна из линий парижского трамвая – Т4 – первая во Франции, построенная в соответствии с концепцией трамвай-поезд. Это значит, что трамвай использует железнодорожные пути, по которым сохраняется движение обычных поездов. Она открыта в 2006 г.
Лондон
Транспортные проблемы Лондона также не удалось решить без помощи трамвая. В мае 2000 г. на юге Лондона, в Кройдоне, открылась новая трамвайная система Трэмлинк (Tramlink). Одной из причин строительства Трэмлинка явилось отсутствие там метро.
На улицах с небольшим движением автомобилям разрешен проезд по трамвайным путям, которые проходят посереди улицы, на крупных автомобильных дорогах трамваям выделена отдельная полоса, по которой движение автомобилей запрещено. На некоторых участках маршруты трамвая проходят по внеуличным линиям, а также по путям закрытой в 1983 г. железнодорожной ветки.
В 1996 г. организация Tramtrack Croydon Ltd. (TCL) получила концессию сроком на 99 лет на разработку, строительство, эксплуатацию и поддержание Трэмлинка. TCL являлась товариществом, в состав которого входили компании FirstGroup и Bombardier Transportation (обеспечили подвижным составом), Sir Robert McAlpine Ltd. и Amey Construction Ltd. (построили трамвайную систему) и Королевский банк Шотландии и транснациональная компания 3i (организовали финансирование).
В марте 2008 г. организация Transport for London (TfL) объявила о покупке TCL за 98 млн ф. ст. TfL ввела новое цветовое оформление вагонов, на которых стали использоваться зелёные, белые и синие цвета вместо красно-белой цветовой комбинации.
На всех трамвайных остановках низкие платформы, которые расположены на одном уровне с дверьми вагонов. Это позволяет людям на инвалидных колясках и пассажирам с детскими колясками беспрепятственно входить в вагон. Благодаря отсутствию ступенек, пассажирам не приходиться поднимать ногу и делать большой шаг вперёд, чтобы зайти в трамвай, что особенно важно для людей преклонного возраста. Платформы составляют с тротуарами единое целое, т.е. отсутствуют различные ступеньки и бортовые камни.
Вена
Столица Австрии и не думала отказываться от трамвая. Там он является не только важным видом общественного транспорта, но и туристической достопримечательностью. Благодаря круговому маршруту, из окна трамвая можно увидеть всю Вену с ее красотами.
Венские уличные железные дороги ведут свою историю с открытия в 1865 г. конки. С 1897 г. началась постепенная электрификация сети. Пик развития трамваев пришёлся на конец 20-х – начало 30-х гг. XX века. С этого времени густота и протяжённость трамвайной сети начала снижаться в связи с заменой трамвая метрополитеном на наиболее загруженных направлениях. Однако окончательно венцы со своим трамваем не расставались никогда.
Сеть принадлежит единственному оператору – муниципальной компании Wiener Linien, которая эксплуатирует также метрополитен и автобусы. За 2009 г. венский трамвай перевёз 187 млн человек, он занимает лидирующее место по пассажироперевозкам среди всех видов городского транспорта, включая метро.
По состоянию на 2013 г. в Вене действовало 30 маршрутов. Конфигурация сети повторяет радиально-кольцевую структуру города, включающую внутреннее кольцо, охватывающее центр и проходящее по кольцу бульваров на месте бывших городских стен, и внешнее полукольцо от Южного вокзала до моста Флоридсдорфер. По мнению специалистов, система общественного транспорта Вены, включая ее трамвай, является одной из наиболее успешных и эффективных в Европе.
Мария ИВАНОВА
Современная трамвайная система действует в Париже с 1992 г., когда новые трамваи были запущены в предместьях. В конце 2006 г. трамваи появились и в центре города.
В 2000 г. на юге Лондона, в Кройдоне, была запущена в эксплуатацию новая трамвайная сеть.
Венский трамвай охватывает всю центральную часть города. Это самый загруженный вид транспорта в австрийской столице.
В Испании самым востребованным видом городского транспорта считается автобус, за ним следует метро. По словам сотрудника Института транспорта и торговли Испании Доминго дель Рио, сейчас в крупных городах страны ведется прокладка трамвайных линий. Этот вид транспорта был ликвидирован в Испании как устаревший еще в 60-е годы ХХ века. Новый трамвай официально называется «легким метро», так как его линии прокладываются там, где ранее планировалось построить метро. Но сейчас, из-за кризиса, развитие метрополитена Испании не по карману.