Сегодняшняя экономическая ситуация заставляет волноваться бизнесменов всех отраслей хозяйства, и выставочный бизнес – не исключение. Невозможно строить долгосрочные планы при отсутствии определенности на рынке и в условиях стремительно меняющейся ситуации. По мнению многих участников выставочной отрасли, сохранить активность в этом секторе бизнеса может помочь только конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество компаний, работающих на данном рынке.
Большинство отраслей промышленности исчерпало к началу 2009 г. накопившийся за благополучное время запас экономической прочности. Участники рынка начали все острее ощущать на себе влияние кризиса. Одним из первых почувствовал его на себе сектор услуг, который почти мгновенно отреагировал изменением потребительских приоритетов.
В дополнение к неутешительным вестям с «биржевых полей» начало года обнаружило тенденцию к явному сокращению площади выставок. Пошатнувшаяся банковская система заставила все российские компании срочно пересматривать свои бюджеты развития за счет экономии на маркетинговых расходах, включая затраты на участие в выставках. Резко сократились расходы на рекламу, маркетинговые мероприятия и социологические исследования, презентации и другие акции, не приносящие прямую прибыль.
Выставочный бизнес закончил 2008 г. относительно успешно. Однако это не должно создавать ложного ощущения успокоенности. «Позитивные итоги прошедшего года объясняются в основном долгосрочным характером контрактов на проведение выставок», – считает президент ООО «Рид-СК» Андрей Маслак. Так же как медиарынок зависит от рекламы, рынок выставочных услуг зависит от наполняемости выставок. «Выставки представляют собой экономический срез текущей ситуации в стране. Это довольно точный индикатор. Размер экспозиций и их содержательная часть отражают тот баланс сил, который есть в каждом секторе хозяйства», – утверждает Сергей Левит, эксперт выставочного рынка. Следовательно, принимая во внимание наступающий экономический спад, можно предположить, что в 2009 г. выставочный бизнес неизбежно понесет потери.
По прогнозам Фонда экономического сотрудничества и партнерства, в 2008 г. объем рынка выставочных услуг составил 700 млн долл. Cнижение активности в этом секторе в 2009 г. может привести к его сокращению до 500–550 млн, а в 2010 г. – до 300–350 млн долл. Зима и весна 2009 г. еще застрахованы в определенной степени предновогодними контрактами. Но с мая ситуация начнет кардинально меняться. Ведь участие в выставках воспринимается большинством компаний как составляющая рекламной и промоутерской деятельности. Объективно говоря, о насущной необходимости участия в выставке как основного инструмента для заключения договоров и поиска клиентов задумывается далеко не каждый. Между тем именно эта особенность выставочных мероприятий создает возможность минимизации потерь, связанных с экономическим кризисом.
Противостоять снижению активности в выставочной сфере, по мнению представителей выставочных операторов и владельцев крупнейших выставочных комплексов, можно только совместными усилиями. Андрей Маслак считает, что кооперация в любой форме, даже между конкурентами, является одним из эффективных способов выживания в создавшихся условиях. Идею тесного взаимодействия участников рынка поддерживает первый заместитель генерального директора ЗАО «Крокус Интернэшнл» Александр Борцов. Он говорит, что Крокус Экспо как владелец выставочных павильонов готов обсуждать любые инициативы и предложения партнеров, которые направлены на поддержание активности в выставочном секторе и помогут найти варианты взаимовыгодного сотрудничества.
Набор антикризисных действий, по мнению представителей выставочных компаний, достаточно широк. Они включают такие меры, как пересмотр целей и стратегий компаний с целью повышения их мобильности, снижение цен на выставочные услуги и площади, создание дополнительных стимулов для привлечения клиентов, применение гибкой ценовой политики при оказании дополнительных услуг, например при монтаже стендов, разгрузке-погрузке оборудования и т. п. Снижения цены на основные и дополнительные выставочные услуги, по мнению Андрея Маслака и директора «Мосшуз» Назима Мустафаева, можно добиться только совместными усилиями организатора выставки и владельца выставочного комплекса, принимая во внимание особенности установления обслуживающими компаниями тарифов и сопутствующих наценок за дополнительные сервисы.
Президент холдинга MVK Андрей Лапшин указывает на необходимость снижения стоимости площади под застройку стендов. По его мнению, экспоненты будут оптимизировать затраты, экономя на тех сервисах и дополнительных услугах, которые составляют от 20 до 30% стоимости участия в выставке, а это может привести к тому, что они откажутся от участия в выставках тяжелого и габаритного оборудования.
Разумеется, владельцы выставочных площадок и компании-организаторы во многом расходятся во мнениях. Более гибкие и мобильные выставочные операторы предлагают сразу отказаться от убыточных проектов и сосредоточиться на поддержании жизнеспособных мероприятий. Они также выступают за гибкие скидки и заключение контракта без выкупа фиксированной выставочной площади, предлагают сократить количество проектов одной тематики. В противовес им выставочные центры больше думают о заполнении существующих площадей, привлечении новых операторов и расширении выставочной программы.
В этом контексте МВЦ «Крокус Экспо» сформировал пакет антикризисных предложений для своих постоянных партнеров. На первом месте среди них стоит программа по увеличению количества выставок и привлечению новых выставочных операторов для реализации собственных, еще не запущенных проектов МВЦ «Крокус Экспо». Разрабатывается система скидок на бронирование выставочной площади для новых операторов и постоянных партнеров выставочного центра. Планируется сделать бесплатными некоторые дополнительные услуги, необходимые для проведения выставок с крупногабаритным оборудованием.
Особым пунктом в антикризисной программе стоит предложение о разработке гибких условий договора между выставочным оператором и Крокус Экспо, предусматривающих снижение номинала обязательной для выкупа площади до 10%, использование системы взаимозачета и взаимного кредитования.
Организация выставочной работы в условиях кризиса обсуждается в настоящее время многими участниками данного рынка. Этому вопросу было посвящено декабрьское заседание комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Председатель комитета Юрий Котов подчеркнул, что российскую выставочную отрасль ожидает в 2009 г. определенное снижение активности. При этом основные проблемы возникнут в российских регионах. В этих условиях только тесное взаимодействие всех участников выставочной деятельности поможет преодолеть возникшие трудности.
Директор департамента выставок и ярмарок ТПП РФ Иван Коротин сообщил о разработанных в департаменте предложениях, направленных на активизацию выставочной деятельности. Среди них он отметил создание льготных условий для малого бизнеса, повышение качества выставочных услуг, использование современных коммуникационных средств в целях снижения себестоимости участия в выставках, создание новых баз данных.
Заместитель генерального директора ЦВК «Экспоцентр» Сергей Беднов указал на то, что серьезные экономические трудности ожидают владельцев выставочных комплексов. Их положение может облегчить снижение земельного налога, что позволило бы уменьшить себестоимость выставочной площади и повысить оборачиваемость средств. Поддержание активности выставочной деятельности способствовало бы увеличению поступлений в городскую казну.
Экспозиционная площадка никогда не была только местом рекламирования определенного бренда, услуг или товара. Специализированная торговая выставка – это место поиска партнеров и заказчиков, площадка для переговоров и обмена информацией между компаниями. Именно этот аспект выставочной деятельности может стать особенно актуальным в условиях кризиса. Ведь одним из путей развития любой фирмы является поиск новых идей и стратегий. А это возможно сделать только при расширении сотрудничества, активных контактах и обсуждении возникающих проблем, для чего наилучшие условия существуют именно на специализированных торговых выставках.
Елена КРЕМЕНЕЦКАЯ