Одна из важных составляющих успешной деятельности крупного выставочного центра – организация там общественного питания. На ведущих выставочных площадках мира к услугам экспонентов и посетителей – предприятия питания самого разного масштаба и уровня.
Кафе и рестораны в выставочных центрах существовали всегда. Общественное питание – базовый бизнес-процесс, обеспечивающий нормальную работу выставочного комплекса, фактор, не менее значимый, чем логистика и строительство стендов.
На выставках система общественного питания решает сразу несколько задач.
Во-первых, предлагает посетителям в самое сжатое время и относительно недорого поесть в кафе и палатках быстрого питания. Впрочем, цены выставочного фаст-фуда по сравнению с аналогичными точками в городе обычно существенно выше – в 1,5–2 раза.
Во-вторых, дает гостю возможность получить полноценный обед в соответствии с его статусом, привычками, гастрономическими пристрастиями и национальными особенностями его страны. Так, на территории выставочного комплекса Messe Duesseldorf действуют первоклассные рестораны рейнской (северо-немецкой), азиатской и международной кухонь. Кафе предлагают итальянские блюда (лазанья, пицца, паста, макароны), свежий тайский карри, рыбу на гриле, бифштексы, колбасу с картофелем, немецкие жареные колбаски, супы и тушеные блюда. Помимо этого имеются киоски с сэндвичами, фруктовые и сладкие бары. Запивают всё это кофе, какао, винами, разливным пивом и другими холодными напитками.
И, наконец, третья, чрезвычайно важная роль выставочных ресторанов – представители предприятий используют их для продвижения своего бизнеса: организуют переговоры, приемы, фуршеты, бизнес-ланчи, презентации.
Закономерно, что в наилучшей степени системы общественного питания развиты на территории ведущих выставочных центров мира, успешно работающих в течение нескольких десятилетий.
Одним из лидеров в этой сфере по праву считается крупнейший в мире выставочный комплекс Deutsche Messe в Ганновере (закрытая экспозиционная площадь – 466 100 кв. м). Здесь находятся около 40 предприятий питания самого разного типа – от элитных ресторанов с изысканной кухней до огромной «деревенской» пивной. В целом они имеют около 15 тыс. посадочных мест.
Особая гордость ганноверцев – самый большой в мире «выставочный» ресторан Munhener Halle, рассчитанный на 3,2 тыс. мест, именно он ежегодно принимает общегородской пивной праздник – собрат мюнхенского Октоберфеста. Характерно, что цены в Munhener Halle весьма демократичные, иначе просто не обеспечить заполнение огромных залов. Так, печеночный суп с клецками стоит 5,50 евро, пара мюнхенских белых сосисок с горчицей – те же 5,50 евро, пол-литра баварского пива Lowenbrau Original – 5,60 евро.
Не меньшей популярностью пользуется ресторан Cosmopolitan в зале высотой 38 м, из которого открывается живописный вид на выставочный центр и окружающий природный парк. По размерам он относительно небольшой – 230 мест, но считается уникальным местом для романтичного ужина на двоих или званого обеда с партнерами по бизнесу.
Гигантские масштабы Deutsche Messe и сопутствующей инфраструктуры стали следствием проведения в Ганновере Всемирной выставки EXPO–2000. По мнению ряда специалистов, для обычного комплекса они избыточны и требуют очень больших накладных расходов на обслуживание.
На других выставочных площадках Германии системы общественного питания скромнее. В выставочном центре Nuernbеrgmesse (закрытая экспозиционная площадь – 160 тыс. кв. м) свои услуги предлагают 6 ресторанов (2100 посадочных мест) и 10 кафетериев (600 мест). Много это или мало? В пиковые обеденные часы, с 12.00 до 14.00, время ожидания в очереди составляет не более 5–10 минут. Полноценный обед стоит 20–30 евро. Все организовано предельно четко и быстро – проверено автором. К тому же, в случае необходимости в павильонах возводятся дополнительные кафе и рестораны.
Перенесемся в Италию, на территорию выставочного комплекса Fieramilano (Rho), лучшего в стране и одного из крупнейших в мире (закрытая экспозиционная площадь – 345 тыс. кв. м). Там имеется 20 ресторанов и кафе, 7 банкетных залов и 57 баров.
Вдоль центральной оси комплекса находятся многочисленные бары и 8 кафе быстрого обслуживания, где, в дополнение к классической средиземноморской кухне (паста, пицца), можно попробовать региональные блюда. Аналогичные бары и кафе расположены во всех павильонах.
К услугам VIP-гостей – два престижных ресторана с обслуживанием официантами. В ресторане Sadler вместе с традиционным меню предлагают систему быстрого обслуживания Chic’n Quick, позволяющую занятым людям в самое сжатое время попробовать лучшие блюда шеф-повара Клаудио Сэдлера (на сайте www.fieramilano.it его называют кулинарным гением – убедиться в этом, конечно, можно лишь на месте).
Одна из характерных особенностей Fieramilano – широкий выбор услуг по подготовке специальных мероприятий: гала-ужинов, приемов, банкетов, фуршетов, кофе-брейков, коктейлей. Обычно их проводят в трех залах ресторана Club House, в Cafe della Stampa и в шести VIP-клубах.
Посмотрим, что происходит на другом конце света – в Нью-Йорке. Зайдем в The Jacob K. Javits Convention Center – один из самых известных конвент-центров США, принимающий ежегодно 3,5 млн посетителей (закрытая экспозиционная площадь – 78 тыс. кв. м).
Остаться голодным здесь практически невозможно. Гостей ждут 22 стационарных ресторана и кафе, а также множество мобильных и временных палаток и киосков. На каждом из двух главных уровней здания находятся обширные фуд-корты. Визитная карточка Центра – национальное разнообразие: пообедать можно в заведениях мексиканской, итальянской, еврейской (кошерной), греческой и азиатской кухонь. Рядом находятся точки питания с традиционным американским фаст-фудом: барбекю с говядиной, курица на гриле, картофель «фри», блинчики с мясом, бургеры, хот-доги, сэндвичи, салаты. На десерт – кофе, снеки, маффины, пирог с заварным кремом, пирожные, холодные напитки, свежевыжатый сок, замороженный йогурт.
Вернемся в Европу, в выставочный центр Paris-Nord Villepinte (закрытая экспозиционная площадь – 220 тыс. кв. м). Тут работают свыше 20 ресторанов, кафе и баров. Конечно, Париж тоже не смог устоять перед экспансией фаст-фуда. Горячие и холодные напитки, бутерброды, сэндвичи, пицца, гамбургеры – выбор огромен.
Тем не менее именно здесь как нигде сильно влияние национальной кухни и вековых традиций французской кулинарии. Где еще можно встретить кафе Fauchon, которое официально именуют «шикарным фаст-фудом». В меню – всё самое лучшее и изысканное: специально отобранные напитки, свежайшие бутерброды и салаты, шоколад, десерты, миндальное печенье, эклеры, пирожные лучших парижских марок.
Рестораны самообслуживания Le Self, Les Portiques и кафетерий Les Thermes предлагают горячие и холодные блюда традиционной французской кухни. Гурманов ждет элитный ресторан Мontparnasse с обширной картой вин, поклонников мяса – гриль-ресторан Hippopotamus (филе, антрекоты, бифштексы).
Оценивая системы общественного питания на территории ведущих выставочных центров мира, можно прийти к вполне очевидному выводу, и определяется он давней истиной: клиент всегда прав.
Владелец площадки стремится реализовать все возможные запросы гостей. К их услугам – привычный фаст-фуд с гамбургерами, уютные кафе, дорогие рестораны, пивные, фруктовые бары. При необходимости можно заказать фуршет на стенде и банкет в VIP-зоне.
И всё это работает как часы, четко и отлажено, из года в год, от выставки к выставке.
Единственное отличие – национальные особенности. В Ганновере находится гигантская немецкая пивная, в Нью-Йорке – кошерные и мексиканские рестораны. В Париже господствует французская кухня. К слову, быть может, на выставках в России будут успешны русские рестораны с борщом, гречневой кашей, запеченной зайчатиной и кристально чистой водкой?
Александр Беляновский,
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»