Одна из важнейших отраслей современной промышленности, от которой во многом зависит конкурентоспособность российских товаров, состояние экологии и здоровье граждан, получает необъяснимо мало внимания со стороны властей. Об этом рассказывает генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр БОЙКО.
Российская индустрия упаковки, бурно развивающаяся последние 20 лет, во многом парадоксальна.
С одной стороны, с ее продукцией сталкивается практически всё население страны и большая часть предприятий перерабатывающей промышленности. От ее деятельности зависит конкурентоспособность многих отечественных товаров, в первую очередь продовольственных. Да и сам годовой оборот российского упаковочного рынка, измеряемый сегодня сотнями миллиардов рублей, численность занятых и многие другие факторы требуют оценивать эту отрасль как одну из важнейших.
С другой стороны, мало кто из представителей законодательной и исполнительной власти, пекущихся о развитии отечественного перерабатывающего производства, знает о делах, достижениях, проблемах этой отрасли. Ни в одной из федеральных программ понятие «упаковка» не фигурирует. А такая форма государственного воздействия, как таможенное регулирование, ставит отечественного производителя в неравные и худшие условия по отношению к зарубежным поставщикам упаковочных материалов, изделий и оборудования.
И все-таки российская упаковочная индустрия продолжает развиваться. Прирост производства в 2012 г. превысил 6%, что больше ожидавшегося. Но еще большего внимания заслуживают важные качественные и ассортиментные изменения. За сравнительно небольшой срок ряд предприятий нашли возможности вложить значительные средства в реконструкцию и техническое перевооружение. Введено в действие самое прогрессивное оборудование и освоены новые технологии. Сегодня отечественные промышленные потребители имеют возможность получить современную упаковку, обеспечивающую эффективные упаковочные решения, изготовленную у нас в стране. Более того, по ряду видов упаковки предложение превышает спрос, что создает высококонкурентный рынок. Причем доля импортной упаковки не превышает 15-20%. Еще лет 20 назад такими цифрами характеризовалась доля отечественной упаковки.
В 90-е годы прошлого века производство упаковки было сосредоточено в Центральном регионе. Сегодня эта отрасль активно развивается и в Приволжском, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Происходит сближение размещения мощностей по производству упаковки с основными ее потребителями.
Здесь наблюдается еще один парадокс, связанный с инфраструктурой российского упаковочного рынка. Производство и потребление упаковки в регионах растет, а выставки этой тематики не только не крепнут, а в большинстве своем прекращают существование. Один из наиболее ярких примеров — Санкт-Петербург, где сегодня нет ни одной полноценной упаковочной выставки. Причем, такие выставки до недавнего времени там успешно функционировали, а с точки зрения производства и потребления упаковочных материалов, изделий и оборудования Северо-Запад — один из ведущих регионов.
Одной из определяющих тенденций, характеризующих современное состояние российской индустрии упаковки, стало укрупнение производства и его интеграция. Все большее число предприятий расширяют технологии, стараясь охватить весь цикл изготовления упаковки. Это позволяет привлечь дополнительные инвестиции, оптимизировать затраты и повысить культуру производства.
В годы кризиса изменилась структура производства и потребления в России упаковки из различных материалов. Если до 2008 г. лидировала упаковка из бумаги и картона, то начиная с 2009 г. на первый план вышла полимерная упаковка. Одной из основных причин этого стало стремление компаний-потребителей снизить в кризис затраты на упаковку. Это повлияло на качество производства материалов, снизило требования к дизайну. Последовавший вслед за этим рост потерь упакованных ненадлежащим образом товаров показал, что экономия за счет упаковки чревата большими убытками.
Одним из факторов дальнейшего роста упаковочного рынка является увеличение выпуска продукции в потребляющих упаковку отраслях. В первую очередь, это отрасли пищевой промышленности, использующие от 60% до 85% видов упаковки. Продолжает увеличиваться доля упакованных товаров в отраслях, ранее практически не упаковывавших свою продукцию. Это строительные материалы, запасные части и многое другое. Значителен потенциал у рыбной отрасли, имеющей пока невысокие показатели выпуска расфасованных и упакованных товаров. Всё более высокие требования предъявляет рынок в отношении упаковки, препятствующей реализации контрафактной продукции, а также к фармацевтической упаковке.
Вот лишь некоторые из тенденций, определяющих развитие российского упаковочного рынка.
- Рост производства и применения упаковочных материалов, обеспечивающих увеличение сроков хранения продуктов, фасовку в модифицированных сферах, использование высокоскоростной упаковочной и фасовочной техники (многослойные полимерные пленки, гофротара с микропрофилем, высококачественная стеклотара).
- Развитие производства упаковки с программируемыми свойствами.
- Расширение использования термоформованных средств упаковки, термоусадочных и стретчпленок.
- Совершенствование дизайна упаковки.
- Развитие розничной торговли, снижение доли реализации товаров на открытых рынках, рост сетевой торговли и использования брендов.
- Развитие инновационных технологий, в том числе нанотехнологий, в производстве и применении упаковки и многое другое.
Складывающиеся экономические условия, с одной стороны, предоставляют производителям упаковочных материалов и изделий новые возможности, с другой — требуют значительной оптимизации их деятельности. Необходимо решать такие вопросы, как создание экологичных и безопасных материалов с возможностью их вторичной переработки, повышение защитных и барьерных свойств упаковки с учетом современных условий хранения и потребления продуктов, снижение материалоемкости упаковки.
Среднестатистический уровень потребления упакованных продуктов питания достигает в России 170 кг на душу населения, что заметно меньше, чем в развитых европейских странах (более 250 кг). При этом объемы потребления упакованных продуктов питания в 2011 г. выросли почти на 12%, и, согласно прогнозам, до 2015 г. прирост будет составлять в среднем 11% в год. Такой рост, а также изменения в потребительском поведении населения повлекут за собой дальнейшее развитие российской индустрии упаковки во всех ее областях.
Скачать статью (.doc)