Бытовая техника и электроника в последние десятилетия преобразили наш быт и образ жизни. Они облегчили работу по дому, расширили возможности получения новой информации и общения друг с другом. Одновременно они стали не только удобством, но и символом престижа.
Покупатель, приобретая ту или иную вещь, обращает внимание как на потребительские свойства прибора, так и на имя фирмы-изготовителя. Все более энергичное внедрение инноваций ведет к сокращению сроков эксплуатации морально устаревшей техники и ее быстрой замене. Особенно заметно это в области потребительской электроники, где отмечается ускоренный рост продаж высокотехнологичных товаров.
Рынок бытовой техники и электроники (БТЭ) стал в России одним из самых быстрорастущих секторов торговли. Среднегодовой темп его роста в 2005–2012 гг. составлял более 18%, а продажи достигли в 2012 г. 1,4 трлн руб., что сопоставимо с размерами рынка продовольствия и автомобилей.
Вместе с тем пределы расширения рынка БТЭ далеко не достигнуты. Сегодня объем среднедушевого потребления этих приборов и устройств в России существенно отстает от аналогичного показателя в большинстве развитых стран, в которых он в 3–5 раз выше. Можно предположить, что рост продаж БТЭ в России продолжится, а его темп будет зависеть в значительной степени от увеличения реальных доходов населения и от распространения потребительского кредитования.
Приборы и устройства на рынке БТЭ все более усложняются, а потому важным фактором расширения продаж становится качественный сервис. Доля этого вида услуг постоянно растет. Повышается роль сервисных подразделений в крупных торговых компаниях, работающих на рынке БТЭ. В этом отношении они имеют преимущество в сравнении сосредними и мелкими ритейлерами.
Еще одной особенностью рынка БТЭ является рост значения финансовых услуг. В последние годы существенно расширились продажи товаров в кредит, все больший доход получают ритейлеры от операций с процентами по различным платежам, в виде комиссии по предоставленным услугам, в рамках погашения кредитов. Особенно это характерно для бизнеса, связанного с мобильными устройствами, ориентированного на развитие удобных для покупателя видов сервиса.
Существенное влияние на динамику продаж БТЭ оказывает ценовая политика основных ритейлеров. В настоящее время на российском рынке БТЭ работают всего четыре крупных торговых компании («М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и «Медиа Маркт»), которые имеют прямые контракты с производителями техники, что позволяет продавцам устанавливать минимальные цены. На их долю приходится около 60% всех продаж. Все остальные ритейлеры работают через дистрибьюторов, что вынуждает их устанавливать более высокие цены.
Предпочтения покупатлей
В последние несколько лет наиболее высокий рост продаж наблюдается в сегменте высокотехнологичных товаров: ноутбуков и мониторов, цифровых камер и фотоаппаратов, а также смартфонов. Но значительнее всего в 2012 г. подскочили продажи планшетов, электронных книг и видеорегистраторов. По мнению экспертов, в ближайшие годы данная тенденция сохранится. Это повысит долю высокотехнологичных товаров в общих продажах и определит рост средней цены за устройство на рынке электронных товаров в целом.
В структуре рынка БТЭ на электронику приходится около 75% продаж. Остальное занимает бытовая техника. Этот сегмент также имеет свои особенности.
Бытовая техника занимает второе место в рейтинге товаров народного потребления после продуктов питания. Российский рынок крупной бытовой техники с объемом продаж в 2,6 млрд евро и темпами роста более 10% является одним из наиболее активно развивающихся в Европе. Свыше половины этого рынка приходится на холодильники и стиральные машины.
Столь высокие показатели связаны с присутствием на рынке известных зарубежных брендов, занимающихся не только реализацией своей продукции, но и производством товаров на территории России. Среди них в первую очередь можно назвать компании Indesit, Bosch, BEKO и LG.
Новейшей тенденцией стал быстрый рост продаж встраиваемой техники (посудомоечные машины, варочные плиты, духовки и пр.). В настоящее время ее доля на рынке крупногабаритной техники составляет около 10%. С учетом тенденций на европейском рынке ежегодный рост продаж в России в этом сегменте прогнозируется на уровне 30%.
В сегменте малой бытовой техники самыми ходовыми товарами являются пылесосы и кухонная техника. В последние два года существенно выросли также продажи кофе-машин, спрос на которые, по оценкам маркетологов, формируют жители мегаполисов с достатком выше среднего.
Аналитики предсказывают дальнейший активный рост рынка БТЭ в России, что связано как с нереализованным спросом, так и с постоянным техническим развитием предлагаемых устройств и расширением ассортимента.
Борис ПАВЛОВ
Скачать статью (.doc)