Московский международный автомобильный салон, прошедший в «Крокус Экспо» с 25 августа по 5 сентября, подтвердил, что весь автомобильный мир, включая Россию, уверенно выкарабкивается из глобального кризиса.
Пессимизм, возникший на автомобильном рынке в 2009 г., судя по всему, преодолен. В экспозиции приняли участие практически все ведущие мировые производители, которые продемонстрировали 8 мировых премьер, 7 – европейских, 62 – российских, а также показали 20 концепт-каров.
Это свидетельствует о вере автопроизводителей в хорошие перспективы российского рынка. Генеральный директор Международной организации автопроизводителей Ив ван дер Страатен, выступая на открытии шоу, сказал, что «интерес мировых автокомпаний к Московскому салону объясняется тем, что российский авторынок – важное, если не ключевое, звено мирового автопрома, выходящего из экономического кризиса».
За первые семь месяцев 2010 г. продажи машин в России увеличились на 9% по сравнению с тем же периодом 2009 г. Правда, большинство участников рынка считают, что возврат к докризисному уровню продаж произойдет только в 2014 г. Перспективы российского рынка связаны с тем, что автомобилизация в стране находится пока еще на довольно низком уровне, составляя всего порядка 273 машины на 1 тыс. человек, что более чем втрое ниже среднего показателя в странах Запада.
Особенностью сегодняшнего российского авторынка является более быстрый рост продаж машин премиум-класса. Так, продажи BMW увеличились в этом году на 23%, Audi – на 27%, а Mercedes-Benz – на 59%. Из привезенных на Московский автосалон 15 мировых и европейских премьер только две – среднего ценового сегмента. Основные новинки, как и более половины российских премьер, рассчитаны на состоятельных покупателей.
Эту особенность рынка подчеркнуло участие в автосалоне марки Bentley, которая впервые представила свою продукцию в Москве и вместе с российским дистрибутором Mercury провела российскую премьеру самой дорогой своей модели – Bentley Mulsanne ценой от 450 тыс. до более чем 600 тыс. евро.
Рост российского рынка в сегменте премиум-класса – одна из основных причин решения Porsche провести именно на Московском автосалоне мировую премьеру модели самого динамичного серийного автомобиля в истории марки – 911 GT2 RS. Это спорткар с двигателем мощностью 620 л. с., разгоняющийся до 100 км/ч за 3,5 сек.
Имея в виду любовь состоятельных россиян к большим и красивым машинам, Mercedes представил в Москве обновленную модель CL-класса и новый Maybach. Новинка CL-класса имеет битурбированный 5,5-литровый двигатель мощностью 571 л.с., обеспечивающий разгон до 100 км/ч за 4,5 сек. При всем этом двигатель весьма экономичен и потребляет всего 10,5 л топлива на 100 км пути. Кстати, экономичность и экологичность стали особенностью большинства новых моделей машин.
Автосалоны – крупнейшие мероприятие не только автомобильной отрасли, но и экономики в целом. Салоны категории «А», к которым относится и московский, пользуются вниманием первых лиц государств, в которых они проводятся. Главы правительств и министры участвуют, как правило, в церемонии официального открытия или, по крайней мере, посещают экспозицию, что демонстрирует поддержку и понимание важности развития этой сферы экономики. К сожалению, в России все обстоит иначе. Крупнейшие выставочные мероприятия редко удостаиваются внимания первых лиц государства. Вот и прошедшее в «Крокус Экспо» мероприятие получило всего лишь письменное приветствие от премьер-министра РФ, в котором, правда, сказано, что «проведение такого масштабного мероприятия как Московский международный автомобильный салон будет способствовать росту российского автомобильного рынка, укреплению международного инвестиционного делового сотрудничества, заключению новых, многообещающих контрактов». Хочется думать, что именно так дело и обстоит, а внимание к самому мероприятию будет возрастать по мере взросления и развития автосалона, являющегося самым молодым среди других аналогичных экспозиций в мире.
БиВ