«Дорога» — это выставка-форум отрасли, занимающейся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. Мероприятие пройдет в «Крокус Экспо» с 14 по 17 октября 2013 г.
Качество дорог — один из важных индикаторов развитости страны. В том, что ни протяженность, ни качество сети российских автодорог не удовлетворяют современным требованиям, сходятся абсолютно все заинтересованные стороны. Различается лишь эмоциональная глубина оценок. Специалисты подчеркивают необходимость самого пристального внимания к проблеме на государственном уровне, вплоть до признания ее приоритетной национальной задачей. Поэтому выставка-форум должна стать мероприятием, где будут решаться вопросы государственной важности, определяющие перспективы развития отрасли и выход на новые темпы строительства дорог.
На выставке будут представлены такие важнейшие направления, как создание абсолютно новых покрытий в регионах, где прежде качественных магистралей не было вовсе, капитальный и поточный ремонт уже существующих дорог, развитие инфраструктурных элементов автомагистралей, включая строительство развязок, расширение действующих полотен. Сейчас при строительстве дорог у нас применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, не пригодная для климата России и требующая частого ремонта дороги. По мнению экспертов, использование такой технологии ведет в финансово-технологический тупик. Выходом могли бы стать новые технологии, которые и будут представлены на выставке.
Посетителей ждет новейшая информация о прогрессивных дорожно-строительных материалах, таких как вяжущие добавки, геосинтетические композитные материалы, материалы для эксплуатации дорог и искусственных сооружений.
При анализе научно-популярных статей, рассчитанных на неспециалистов, которым интересно познакомиться с зарубежным опытом строительства дорог, напрашивается вывод о системных технологических неполадках в нашей стране. Например, время службы автодороги без ремонта в развитых странах колеблется от 25 до 35 лет. Большинство асфальтовых покрытий, с которыми приходится сталкиваться в наших дворах и на улицах, не могут сохраниться в приличном виде дольше 1–2 лет. Тут не надо экспертизы, достаточно взглянуть себе под ноги.
Говорят, немецкие машины плачут, когда их продают в Россию. Не знаю, так ли это, но все знакомые водители точно плачут, ремонтируя подвеску и сколы на кузове. Уровень удовлетворенности пользователей очень низкий. Соответственно, большой интерес вызовут разделы выставки, посвященные не только строительству, но и новым технологиям реконструкции, ремонта и содержания дорог.
Традиционно интересный и зрелищный раздел — дорожная техника. Свои новинки здесь представят как отечественные, так и известные зарубежные производители.
Дорожное строительство в России катастрофически не поспевает за ростом автопарка. За последнее десятилетие количество машин увеличилось на 80%, а протяженность благоустроенных автодорог всего на 36%, причем, благоустроенными многие из них можно назвать с большой натяжкой. Плохое качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30–50%, расход топлива возрастает в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля — в 2–3 раза, а срок службы уменьшается на 30%.
Коррупционный фактор, сдерживающий улучшение дорожной ситуации, на форуме обсуждать не будут. Очевидно, что «лечение» этой проблемы не в компетенции дорожников. Да и не факт, что взятки и откаты напрямую влияют на количество ям на дорожном полотне. В исторической ретроспективе масштабы коррупции в России менялись, а качество дорог традиционно оставалось плохим.
Нет сомнений, что форум будет активно развиваться, со временем появятся мероприятия и экспонаты, посвященные общественному контролю за дорожной сферой и таким организационным технологиям, как, например, разумная, открытая и прозрачная система тендеров.
Ирина Кондрашова
Общая протяженность дорог в нашей стране оценивается Росавтодором в 1,1 млн км. Минимально необходимо России — 1,5–2 млн км.
Объем финансирования дорожно-строительной отрасли в 2013 г. составит около 450 млрд руб. из средств Федерального дорожного фонда, это больше финансирования программ Космоса.
За прошедший год ситуация с качеством дорог в России только ухудшилась. По данным международной статистики, наша страна опустилась сразу на 11 позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности и теперь находится на 136-м месте в списке из 144 стран.
Скачать статью (.doc)