Человек на Земле

Bl22DTHF7L.jpg

Небольшой американский городок Спокан с населением всего лишь в 150 тыс. чел. в штате Вашингтон стал отправной точкой для начала празднования Соединенными Штатами 200-летия независимости страны и, одновременно, для открытия всему миру такой малопонятной тогда темы, как экология. В 1974 г. здесь была организована Всемирная выставка EXPO.

Особенностью этой экспозиции, без сомнения, стал выбор главной темы – «За экологический прогресс» (буквальный перевод девиза с английского – «За обновленную окружающую среду завтрашнего дня»), которая впервые заняла центральное место в программе EXPO. Организаторы хотели продемонстрировать, как человек может жить, работать и развлекаться в гармонии с окружающей средой. Это контрастировало с темами предыдущих ЕХРО, в которых доминировали в основном технократические, промышленные и футуристические идеи.

Выбор в качестве места проведения выставки такого малоизвестного города, как Спокан, и малопонятной многим в то время экологической темы создало трудности для формирования представительной экспозиции. Из 58 стран, получивших приглашение принять участие в EXPO, положительно ответили только 10 – США, СССР, Австралия, Иран, Канада, Тайвань, Филлипины, ФРГ, Южная Корея и Япония.

Однако организаторам удалось привлечь к участию 43 крупные компании, а также некоторые американские штаты, канадские провинции и ряд общественных организаций. Вся экспозиция насчитывала 103 экспонента.

Выставку было решено разместить рядом с центром города на островах Канада и Хавермейл, а также на южном берегу реки Спокан. Выставка в Спокане, в отличие от ранее проводившихся, не впечатляла и большим разнообразием архитектурных решений. Выделялись всего две архитектурные доминанты – павильон США в виде колоссального индейского вигвама высотой 80 м и большой бетонно-стеклянный параллелепипед павильона штата Вашингтон, в котором размещался оперный театр. Большинство других зданий представляли собой блочные или модульные конструкции, которые быстро собирались прямо на месте.

Эмблемой выставки был избран лист Мёбиуса, который своей бесконечной поверхностью символизировал вечное единство человека и окружающей его среды.

Проведение EXPO в Спокане привлекло в городское строительство инвестиции в сумме более 150 млн долл. В ходе подготовки была очищена река, на ее берегу создан парк, построены новый оперный театр и большой конгресс-центр. Близость к центру и относительно небольшая площадь выставки позволили преобразить эту часть города, расширить его транспортную систему. Чтобы не нарушить традиционную схему городских транспортных коммуникаций, под территорией ЕХРО был проложен неглубокий тоннель для проезда автомобилей. По самой выставочной территории курсировали только автопоезда. К павильонам, местам отдыха и развлечений посетителей доставляла канатная дорога.

Церемония открытия экспозиции состоялась 4 мая 1974 г. и проходила на плавучей платформе, стоявшей на якоре на реке близ Дома оперы. В ней участвовал Президент США Ричард Никсон, который и объявил об открытии EXPO. В тот день на выставке побывало рекордное количество посетителей – 85 тыс. человек.

По понятным причинам наибольший интерес у посетителей вызвал американский павильон белоснежного цвета в форме индейского вигвама. В нем рассказывалось о жизни коренного народа Америки через его художественные промыслы. На большой стене в центре павильона было начертано высказывание одного из индейских вождей: «Не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле», которое служило как бы девизом экспозиции. Значительная ее часть была посвящена экологическим проблемам. В кинозале павильона вместимостью 850 мест на огромном вогнутом экране размером 30х20 м демонстрировался широкоформатный фильм о разрушительном воздействии деятельности человека на природу. Одним из впечатляющих экспонатов была скульптура «Свалка» высотой в полтора десятка метров, выполненная в стиле поп-арта из отходов современной цивилизации. Элементами скульптуры были мятые кузова автомашин, ржавые холодильники, пишущие машинки, куски пластмассы и многие другие отходы, которые громоздились в стихийном беспорядке, напоминая о пагубном воздействии деятельности человека на окружающую среду.

Американские компании «Форд», «Дженерал моторс», «Бурлингтон», имевшие отдельные павильоны, рассказывали в демонстрировавшихся фильмах о совершенствовании своей продукции в целях уменьшения загрязнения окружающей среды. Фирма «Боинг» построила открытый амфитеатр на 2 тыс. мест, где проводились официальные мероприятия и проходили концерты.

Экспозиции других стран строились в основном на демонстрации элементов живой природы и широком использовании крупноформатных фотографий и слайдов.

В павильоне Германии на стене длиной 40 м был изображен пейзаж Рурской долины с восстановленной природой после окончания работ по добыче угля, о чем демонстрировался специальный фильм.

В павильоне Японии был устроен японский сад с прудом, ручьем и камнями, на огромной фанерной плоскости была изображена карта Японии, представлена в натуральную величину модель типичного японского дома. В павильоне демонстрировался фильм о том, как живут японцы и как они относятся к окружающей среде.

На этом фоне Советский Союз представил обширную и эффектную экспозицию в павильоне площадью 5,5 тыс. кв. м. Основой ее концепции было учение академика В.И.Вернадского о биосфере, от которой человек, по его выражению, «стихийно неотделим». По всему фасаду павильона размещалась скульптурно-рельефная карта СССР, напоминавшая крону огромного дерева. Интерьер павильона являлся как бы грандиозным макетом биосферы, показывавшим бесчисленные связи человека и окружающей его среды. Основными разделами экспозиции были наука, защита атмосферы, урбанизация, водные ресурсы, система землепользования. По всей плоскости потолка были расположены причудливые контуры цветных светящихся витражей-галактик. В центре его полыхал яркими вспышками 12-метровый диск Солнца. Среди экспонатов эффектно смотрелись образцы геологических пород, друзы кристаллов, уникальные драгоценные камни, чучела животных и деревянные скульптуры.

Значительное место в павильоне занимали девять диорам, по 10 м шириной каждая, показывавшие разнообразие климатических условий в стране – от сурового Заполярья до субтропиков. Общая их площадь составляла 750 кв. м. Одна из диорам была посвящена теме охраны природы на примере Воронежского заповедника, восстановившего практически исчезнувшую популяцию бобров.

Работу советского павильона поддерживали приезжавшие на выставку группы известных артистов и спортсменов. В их числе были танцевальный ансамбль Игоря Моисеева, гимнасты во главе с очень популярной тогда в Америке Ольгой Корбут, фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков, советские космонавты, проводившие в то время совместные тренировки с американцами по программе «Союз–Аполлон».

Выставка в Спокане оказалась весьма успешной во многих отношениях. Она способствовала привлечению внимания в мировом масштабе к проблемам охраны окружающей среды, содействовала существенному оживлению экономической деятельности в регионе, увеличению туризма, изменению облика города Спокана. Она оказалась также экономически состоятельной благодаря значительному количеству посетителей, что позволило организаторам получить немалую прибыль. Поступления в результате проведения выставки составили 699 млн долл., что в 9 раз превысило общие затраты на ее подготовку – 78 млн долл. Это еще раз подтвердило экономическую состоятельность проекта EXPO, если подходить рационально к его реализации.

По материалам книги Валерия Шпакова
«История Всемирных выставок»

 

Город Спокан расположен на востоке штата Вашингтон, основан в 1871 г. Получил свое название от имени индейского племени, жившего в этих краях. Spokane на языке индейцев означает «дети Солнца». Сейчас население города составляет 208 тыс. человек, а с пригородами – около 500 тыс. В пригородах расположены крупные предприятия алюминиевой промышленности, использующие относительно дешевую гидроэлектроэнергию региона. В городе имеются два театра и Музей коренных народов Америки.

Штат Вашингтон граничит с канадской провинцией Британская Колумбия. До пришествия в этот район побережья Тихого океана европейцев территория нынешнего Вашингтона была заселена многочисленными индейскими племенами, промышлявшими рыболовством и охотой на китов. Среди основных обитателей прибрежья были племена чинук, ламми, кинаулт, маках, скокомиши, суквомиши килеуте, синикст, снохомиш и др. На равнине жили кайюсы, не-персе, оканоган, ванапам, палусы, споканы, венатчи и якама. В настоящее время индейцы проживают в 20 резервациях. Всего в США в настоящее время около 5 млн индейцев, что составляет примерно 1,6% населения страны.

Сиднейский оперный театр является одной из визитных карточек Австралии, как Эйфелева башня в Париже. На выставке в Спокане одним из экспонатов в австралийском павильоне была модель театра. Здание построено в сиднейской гавани по проекту датского архитектора Йорна Утзона, который за него получил Притцкеровскую премию. Строительство театра продолжалось с 1959 по 1973 г. и обошлось в 102 млн долл. Здание признано одним из выдающихся сооружений современной архитектуры.

Одним из наиболее выразительных элементов художественного оформления павильона СССР было «Древо развития» (художник Р.Р. Кликс). Его формировали три рядом стоящих дерева, переплетенные ветви которых нависали над посетителями. Светящиеся и мигающие огоньки и лучи на деревьях символизировали сокодвижение и процесс фотосинтеза. Зеркальные стены павильона многократно подсвечивали макет, создавая впечатление фантастической рощи.

Эмблемой выставки в Спокане был избран лист (или лента) Мёбиуса, который своей бесконечной поверхностью символизировал вечное единство человека и окружающей его среды. Лента Мёбиуса была создана независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 г. Лента Мёбиуса представляет собой полоску любого материала, концы которой, предварительно перевернув один из них, соединяются.

Экспозицию Китая на Всемирной выставке в Спокане формировал Тайвань. Наибольший интерес у посетителей павильона вызывала история китайского костюма. Она отражала непростую многовековую историю культуры народа, которая, наряду с философским учением о природе, определила основные черты, символику формы, орнаменты и цвета китайского костюма.

Одним из впечатляющих экспонатов была скульптура «Свалка» высотой в полтора десятка метров, выполненная в стиле поп-арта из отходов современной цивилизации.

Павильон СССР, который был одним из самых больших, возвели всего за две недели.

Общая площадь ЕХРО–74 составила 40 га (почти в 8 раз меньше предыдущей EXPO в Осаке).

Церемония открытия экспозиции состоялась 4 мая 1974 г. и проходила на плавучей платформе, стоявшей на якоре на реке близ Дома оперы. В ней участвовал Президент США Ричард Никсон, который и объявил об открытии EXPO.

Экспозиция советского павильона пользовалась большим успехом у посетителей выставки, которых побывало там 5,2 млн человек из общего числа пришедших на EXPO 5,6 млн гостей.

Скачать статью (.doc)

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!