Сегодня уже не вызывает сомнения, что российский аналог некогда безальтернативного женевского форума бизнес-авиации доказал свое право на существование. Несмотря на кризис, ежегодная Международная выставка Jet Expo–2009 будет открыта для посетителей с 16 по 18 сентября в МВЦ «Крокус Экспо», а также на статической экспозиции аэропорта «Внуково-3».
Организаторы выставки считают, что теперь проведение Jet Expo имеет даже больше поводов и оснований, чем раньше. Jet Expo существует уже три года и остается единственным на территории СНГ представительным форумом деловой авиации. Достаточно сказать, что в прошлом году общая площадь Jet Expo составила 8,6 тыс. кв.м. На этом огромном пространстве расположились стенды 100 компаний, занимающихся производством самолетов и вертолетов, их эксплуатацией, продажей чартерных рейсов, подготовкой экипажей, страхованием, консалтингом, поставкой бортового питания и другими составляющими инфраструктуры бизнес-авиации. Побила все рекорды статическая экспозиция во «Внуково-3»: она собрала 27 самолетов, представляющих практически все типы воздушных судов, используемых в деловой авиации.
Задуманная не как экспериментальная экспозиция или авиашоу, а в качестве площадки для делового общения и презентации готовых продуктов и услуг бизнес-авиации, Jet Expo завоевала репутацию места, где соединяются интересы производителей бизнес-джетов и их покупателей. По словам президента Jet Group Александра Евдокимова, «выставка в Москве стала для участников рынка реальной и, рискну предположить, главной ежегодной площадкой для их бизнеса».
Экономические проблемы этого года внесли коррективы в планы большинства участников авиарынка. Производители самолетов административно-делового назначения склонны пересматривать программы серийного выпуска, предполагая снижение интереса к самолетам легкого и среднего класса, при этом интерес к тяжелым, дальним и ультрадальним бизнес-джетам верхнего ценового сегмента сохраняется. Наметилось снижение активности на рынке брокерских услуг и предпосылки роста в секторе долевого владения воздушными судами. Аэропорты пересматривают расценки, владельцы заинтересованы в поиске пассажиров для своих самолетов, чтобы сократить простой, который стоит недешево. Возросло предложение на вторичном рынке авиационной техники.
Однако чем неопределеннее и тревожнее выглядит рыночная конъюнктура, тем дальновиднее представляется решение экспонентов участвовать в выставке Jet Expo–2009. Теме подобных стратегических решений в условиях кризиса посвящена дискуссия «Деловая авиация–2009» в рамках программы мероприятий предстоящей выставки.
Во-первых, в сложившихся условиях крупнейшие компании, действующие на рынке частной и деловой авиации, как никогда нуждаются в консолидирующей площадке, дающей возможность предложить клиентам новые услуги, найти новые «точки кристаллизации». Такой площадкой становится выставка, где собираются не только производители и конечные потребители услуг джетов, но и промежуточные игроки: брокеры, операторы, бизнес-терминалы и др.
Во-вторых, в рамках обостряющейся конкуренции одним из важнейших факторов успешной работы является рейтинг. Весьма вероятно, что многие нынешние игроки не выдержат напряженной борьбы, а делом принципа для оставшихся станет подтверждение своего присутствия на рынке в изменившихся условиях. Участие в выставке станет инструментом выживания, способом эффективно использовать конкурентную борьбу в своих целях.
По прогнозам организаторов Jet Expo, деловая авиация России не намерена сдаваться без боя, и выставка для многих станет победой. Такого мнения придерживается президент Российского союза промышленников и предпринимателей, партнера выставки Jet Expo, Александр Шохин: «Мы не должны забывать, что деловая авиация не только спутник бизнеса, она – один из самых эффективных его инструментов. И от того, насколько активным будет развитие этой важной составляющей гражданской авиации России, во многом зависит успех российского бизнеса в нынешнее непростое время».
Виктория РЕВА