Очередное исследование Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) показывает, что представители отрасли довольно позитивно оценивают перспективы на будущее. Для большинства из них экономический кризис остался позади, а обороты и прибыли растут.
Всемирная ассоциация выставочной индустрии выпустила очередной, 13-й, «Глобальный выставочный барометр» (Global Exhibition Barometer), в котором анализируются ответы представителей отрасли на вопросы ассоциации о текущем состоянии дел и перспективах развития выставочного бизнеса в мире. Барометр выпускается дважды в год с 2009 г., когда общий экономический спад затронул и выставочную сферу, поэтому исследования UFI называют также Барометром кризиса. Для подготовки обзора UFI рассылает анкету с вопросами всем членам организации из 85 стран. В нем также учитываются данные аналогичного исследования, проводимого в США Обществом независимых организаторов мероприятий, мнения членов Международной ассоциации выставок Центральной и Южной Америки и Ассоциации организаторов выставок и других мероприятий Южной Африки. Таким образом исследование дает широкую и репрезентативную картину состояния выставочной отрасли в мире, ее перспектив, как они видятся представителям выставочного сообщества.
При работе над 13-м «Глобальным выставочным барометром» были учтены ответы, полученные от 210 выставочных организаций из 63 стран мира. Результаты, полученные в ходе данного опроса, наряду с данными предыдущих обзоров, дают адекватную картину влияния экономического кризиса на выставочную отрасль, начиная с 2008 г.
На глобальном уровне ситуация представляется вполне устойчивой. В целом, начиная с 2011 г., настроение участников рынка остается позитивным, большинство компаний во всех регионах сообщают о росте прибыли и оборотов и ожидают продолжения положительной динамики в 2015 г. Почти 50% компаний заявляют, что после 2010 г. их ежегодная прибыль росла не менее чем на 10%. Вместе с тем 56% респондентов считают, что влияние кризиса на их бизнес еще не закончилось, хотя большинство ожидают этого в 2015 г.
В среднем 7 из каждых 10 компаний во всех регионах, кроме Ближнего и Среднего Востока, заявили о росте своего бизнеса в 2014 г. Что касается первой половины 2015 г., то здесь ожидания более скромные – только 6 компаний из 10 уверены в росте оборота. По отдельным странам цифры на 2014 г. таковы: в США 8 из 10 компаний объявили о росте оборотов, в Германии, Турции и ЮАР – таких 7, в Китае – 6, в России – 5.
Прогноз на первую половину 2015 г. отражает высокую степень неопределенности, сохраняющуюся в некоторых странах. Так, 33% ответивших на вопросы UFI в Сингапуре, 29% в Турции, 27% в России и 25% в Китае не уверены в том, что им удастся расширить свой бизнес.
В среднем четверть всех принявших участие в исследовании компаний заявили, что в 2013 и 2014 гг. их операционная прибыль выросла по сравнению с предыдущим годом. Если же более подробно рассматривать ситуацию в конкретных странах, то выводы неоднозначные. Так, за прошедший год ситуация существенно улучшилась в США, где количество позитивных ответов увеличилось с 22% до 50%, в Турции (с 14% до 62%), в Южной Африке (с 33% до 39%) и в Германии (с 46% до 53%). Судя по ощущениям участников рынка, положение ухудшается в России (количество положительных ответов упало за год с 70% до 13%), в Китае (с 52% до 25%) и до некоторой степени в Сингапуре (с 62% до 57%).
Принявшим участие в опросе компаниям задавали вопрос о том, ощущают ли они всё ещё влияние экономического кризиса на свой бизнес или он окончательно остался в прошлом. Каждая вторая компания во всех регионах мира, за исключением Европы, считает, что кризис позади. В Европе такой оптимизм выражают лишь 3–4 компании из 10. Те из операторов рынка, которые чувствуют, что кризис ещё не закончился, снова сдвинули на более позднюю дату (по сравнению со своими же ответами год назад) его предполагаемое завершение. Количество компаний, которые полагают, что кризис закончится в 2015 г., увеличилось с 42% год назад до 52% в последнем обзоре. 43% полагают, что кризис уйдет в прошлое только после 2015 г. Это общие цифры, а в каждой отдельной стране уровень оптимизма сильно разнится. Так, в Сингапуре 86% компаний полагают, что кризис больше не оказывает влияния на их бизнес, в США – 70%, в Китае, в Турции – 50%, в Германии – 47%, в Китае – 36%, а в России таких оптимистов только 18%.
Как и в предыдущих исследованиях, представителей отрасли просили назвать три важнейших фактора, определяющих развитие их бизнеса, из семи предложенных. Эти факторы последние четыре года оказываются неизменными, причем на третьем и четвертом местах оказываются проблемы, получающие одинаковое количество ответов. В 80% ответов назывались следующие темы: состояние национальной (региональной) экономики (25%), внутриотраслевая конкуренция на местном или национальном уровне (19%), внутренние управленческие проблемы (17%), а также глобальная экономическая неопределенность (17%).
В этом году очередной «Барометр…» сопровождается более подробным анализом по тем странам, из которых получено наибольшее количество ответов. К ним относится и Россия.
Так, для российских компаний самыми важными вызовами являются внутриотраслевая конкуренция (30%), состояние национальной экономики (30%) и глобальная экономическая нестабильность (27%). Что касается управленческих проблем (финансирование, кадровые вопросы, обучение персонала и пр.), то только 7% считают их важными. Экология, конкуренция с электронными медиа, интернет, виртуальные выставки и пр. вообще не были названы российскими компаниями в качестве важных. 63% ответивших на вопросы анкеты полагают, что влияние экономического кризиса на их бизнес еще не закончилось, при этом 18% ожидают этого в 2015 г., 27% – после 2015 г. и еще 27% не смогли ответить на этот вопрос. Только для 18% российских респондентов кризис уже позади. Лишь 13% думают, что их прибыль в 2014 г. вырастет более чем на 10%. Всего из России были получены ответы от 11 организаций.
Интересно сравнить эти ответы с восприятием своего бизнеса со стороны самого развитого выставочного рынка Европы – Германии. Немецкие выставочники (15 организаций ответили на вопросы UFI) главными проблемами для своего бизнеса считают как раз внутренние управленческие вопросы (20%), внутриотраслевую конкуренцию (18%) и состояние национальной (региональной) экономики (16%). Проблемы, несущественные для русских (экология, интернет и пр.), являются важным вызовом в общей сложности для 21% немецких компаний. Для 47% выставочных операторов Германии кризис уже закончился, 27% полагают, что он завершится после 2015 г. Роста прибыли как минимум на 10% ожидают 53% ответивших.
БиВ
Последние четыре года настроение участников выставочного рынка остается позитивным, большинство компаний сообщают о росте прибыли и оборотов и ожидают продолжения положительной динамики в 2015 г.
Для российских выставочных компаний самыми важными факторами, влияющими на их бизнес, являются внутриотраслевая конкуренция, состояние национальной экономики и глобальная экономическая нестабильность.