Торгово-промышленные выставки по праву считаются зеркалом, в котором с той или иной степенью точности отражается текущее состояние национальной экономики. События 2014 г., выразившиеся в нескольких волнах западных санкций, а затем – и в российском эмбарго на ввоз продуктов питания, не могли не сказаться на выставочном бизнесе.
Весной и летом ответить на вопрос о том, как санкции отражаются на выставочном бизнесе, не мог никто. Ведь выставки первой половины года формировались задолго до осложнения внешнеполитической обстановки.
Но вот пришла осень, и первые итоги уже можно подвести. Базироваться они должны не на мнениях экспертов, а на появившейся статистике.
Источник роста – эмбарго
В середине сентября в Москве с успехом прошла 23-я международная выставка продуктов питания и напитков World Food Moscow – один из двух ведущих продовольственных смотров страны. Свою продукцию представили 1449 экспонентов, в том числе 971 иностранная компания из 69 стран.
В итоговом пресс-релизе устроитель, московский офис ITE, с гордостью сообщил, что в этом году, несмотря ни на что, проект не потерял ни одного квадратного метра экспозиционной площади. Но успех этой выставки измерялся не только квадратными метрами.
Как известно, Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности России (запрет в течение года ввозить сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из стран, которые ввели антироссийские санкции), был подписан 6 августа.
За два дня до этого на сайте выставки (www.world-food.ru ) можно было видеть список экспонентов с указанием страны происхождения по состоянию на начало августа. Сегодня этот перечень можно считать документом времени. Сравнение статистики, датируемой 4 августа, с официальным каталогом дает характерную, буквально зеркальную, картину ключевых тенденций развития российского продовольственного рынка в течение всего лишь одного месяца действия эмбарго.
За полтора месяца значительно снизилось участие компаний из США, Норвегии, Чехии и Великобритании. В то же время их коллеги из Германии, Нидерландов, Греции, Испании, Эстонии и Латвии оказались не столь пессимистичны, их присутствие не претерпело изменений.
Впервые за 20 лет экспоненты из Европы не могли напрямую договариваться о поставках продукции с российскими партнерами, однако, судя по обрывкам фраз, услышанных на стендах, переговоры все-таки шли, и весьма активно, и договоры заключались – с казахстанскими и белорусскими юридическими лицами, которые при близком рассмотрении оказывались гражданами России.
На общем фоне европейского участия самым удивительным фактом стал «польский прорыв» – значительный рост экспозиции Польши – единственной страны, попавшей под эмбарго, которая почти вдвое увеличила свое присутствие: в двух павильонах располагались два масштабных стенда.
Ну, а что делала другая сторона – поставщики продовольствия со всего мира, которые могут выиграть от введения эмбарго? Как они отреагировали на ситуацию?
Ровно так, как и можно было предполагать. Абсолютный рекордсмен – Китай: за полтора месяца количество компаний из этой страны увеличилось с 146 до 254. На втором месте – Россия, которая также прибавила немало – 92 экспонентов.
Существенно возросло присутствие Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции и даже воюющей Сирии.
В то же время участие ряда стран, как попавших под эмбарго, так и свободных от него, не изменилось.
Можно отметить и очевидно позитивное явление – появление новых российских производителей. Согласно предварительному списку, в выставке должны были участвовать 386 отечественных экспонентов. В официальном каталоге их 478. В это число не включены 6 структур, которые в каталоге отмечены как российские, видимо, только в силу их юридической регистрации: Норвежский комитет по рыбе, Торговая палата Эквадора в Москве, Федерация экспорта мяса США и пр.
Распределение новых экспонентов по роду деятельности таково: печатные и электронные средства массовой информации – 40, производители продуктов питания – 26, поставщики и торговые компании – 26 (в том числе «чистые импортеры» – 13), иные экспоненты (НИИ, типография, складские, логистические и транспортные компании) – 11.
Показательно, что в Москву приехали производители со всей России, начиная с предприятия «Кубанские хлебцы» и заканчивая производителями рыбной продукции с Дальнего Востока – это «Якутская рыбная компания» и рыбозавод «Байкал» из села Сотниково Республики Бурятия.
Статистика подтверждает, что в целом выставка выиграла: небольшое, по общим меркам, падение числа экспонентов из США и отдельных европейских стран с лихвой перекрыто ростом только российских экспозиций, не говоря уже о китайских товарищах, которые, кажется, заполнили все возможные углы и самые дальние закоулки павильонов.
И это вполне закономерно: эмбарго дало старт попыткам передела российского продовольственного рынка, а значит на него пробиваются новые игроки, и первым инструментом их экспансии является массированное участие в ведущих отраслевых выставках. Характерно, что страны, которые теоретически могут потерять наш рынок в случае, если санкции останутся в силе достаточно долго, также не сдали позиций (не считая немногочисленных американцев, англичан, норвежцев и чехов).
Статистика World Food Moscow–2014 дает один из ответов на вопрос: как санкционная война влияет на российский выставочный бизнес? Очевидно, что она отвечает и на другой, гораздо более давний вопрос – чем является выставочный бизнес по своей сути – двигателем экономики или ее зеркалом? Ясно, что такие мощные отраслевые смотры несут в себе обе функции, являясь одним из самых эффективных инструментов развития национальной экономики.
Не нужен нам берег французский…
Всем известны драматические события на туристическом рынке России. Летом и осенью свою деятельность прекратили сразу несколько ведущих туроператоров. Повлияло ли это на профильные мероприятия?
Понятно, что весенние туристические выставки формировались по правилам «мирного времени». Но вот осенний форум «Отдых/Leisure» теоретически должен был отразить ситуацию.
Форум проходил в «Крокус Экспо» в сентябре. Организатор – «Евроэкспо». В 2013 г., согласно данным справочника «Выставки Москвы–2014», в нем участвовал 931 экспонент, в том числе 498 иностранных. В этом году – 881 компания, включая 397 зарубежных (www.tourismexpo.ru ).
Таким образом, в сравнении с прошлым годом, количество российских участников выросло на 51, иностранных – упало на 101, а общее их число сократилось на 50.
Как можно интерпретировать эти цифры? Вполне просматривается снижение интереса к нашей стране иностранных туристических компаний и желание отечественных игроков занять их место. Станет ли это тенденцией, покажет время.
И недвижимость нам не нужна?
По дружной оценке экспертов, западные санкции в первую очередь направлены на то, чтобы отрезать Россию от мировых финансовых рынков, и, таким образом, по отношению к промышленным и торговым компаниям они носят вторичный характер. Иначе говоря, влияние на деятельность предприятий проявляется не сразу, а постепенно нарастает.
Это касается практически всех сфер реальной экономики. В то же время есть и исключения. Некоторые сегменты рынка, в силу их специфики, ощущают влияние санкций буквально сразу, как говорится, здесь и сейчас. Соответственно, это не может не сказаться на выставках.
Поскольку чисто «банковских» экспозиций у нас нет – движение капитала любит тишину, – неприятности в первую очередь могли коснуться мероприятий, связанных с российскими инвестициями в недвижимость и иные активы за рубежом.
Статистика подтверждает это предположение, причем речь идет не только об осенних, но и о весенних проектах, когда никаких санкций еще не было, но общее ощущение нестабильности уже существовало.
Дважды в год компания aiGroup проводит профильные международные выставки Property Show (недвижимость за рубежом) и Investshow (инвестиции за рубежом), а также один раз в год в феврале – выставку недвижимости «Болгарский дом в Москве».
Сравнение показателей этих проектов 2013 и 2014 гг. свидетельствует о следующем изменении количества экспонентов: Investshow – весна: рост на 1,3%, с 158 до 160 (www.investshow.ru ); Property Show – весна: падение на 11,2%, с 196 до 174 (www.propertyshow.ru ); «Болгарский Дом в Москве»: падение на 24,4%, с 82 до 62 (www.bgshow.ru ); Investshow – осень: падение на 25,4%, с 181 до 135 (www.investshow.ru ).
Что касается осенней Property Show, то на момент подписания журнала она еще не состоялась.
Другой пример касается ведущей отраслевой выставки «Домэкспо», представляющей одновременно и российскую, и зарубежную недвижимость. Мероприятие проходит два раза в год. Организатор – РВК «Эксподизайн».
В 2012 г. в осеннем смотре «Домэкспо» участвовали 204 экспонента (включая 103 иностранных); в 2013 г. – 202 (92), в 2014 г. – 176 (62). (Статистика за 2012–2013 гг. приводится по отчетам о проведении выставочного аудита по правилам РСВЯ; данные за 2014 г. – по состоянию на 10.10.2014.) Таким образом, в сравнении с прошлым годом общее число участников снизилось на 12,9%, а зарубежных – на 32%.
Совсем иную картину – рост на 21,6% – демонстрирует конкурирующая выставка-ярмарка «Недвижимость», которую весной и осенью организует компания «Привет-Экспо». В марте 2014 г. в ней приняли участие 167 компаний, в сентябре – 203. Стоит отметить, что в обоих случаях чуть меньше половины экспонентов составили СМИ.
Еще одно событие схожей тематики – ежегодный международный инвестиционный форум PROEstate. Устроитель: PROEstate Events. Речь идет о петербургском конгрессно-выставочном мероприятии, «переехавшем» в столицу в 2013 г. Тогда его выставочная экспозиция включала 61 стенд, через год – 38. В данном случае речь, скорее всего, идет не о влиянии внешних факторов, а об обычной конкуренции: сколько, в конце концов, нужно выставок по недвижимости в Москве?
Конечно, исходя из имеющейся статистики, сложно делать долгосрочные выводы и прогнозы. Это лишь самая первая информация для размышления. Однако общее направление движения вполне очевидно: в условиях санкций интерес иностранцев к демонстрации в России своих вилл и апартаментов существенно снижается. В то же время количество компаний, предлагающих недвижимость внутри страны, пока серьезно не меняется.
Нет сомнений, приведенные примеры носят частный характер и касаются отраслевых проектов, которые оказались затронутыми санкциями на самой первой стадии их применения.
Однако, в случае сохранения неблагоприятной международной обстановки, влияние санкций будет медленно, но неуклонно распространяться и на другие отраслевые проекты, отражающие состояние разных сегментов рынка. В этой ситуации остается лишь верить и надеяться, что здравый смысл рано или поздно возобладает, и санкционная война прекратится.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»
Эмбарго дало старт попыткам передела российского продовольственного рынка, на него пробиваются новые игроки.
Просматриваются снижение интереса к нашей стране иностранных туристических компаний и желание отечественных фирм занять их место.
В условиях санкций интерес иностранцев к демонстрации в России недвижимости существенно снижается. В то же время количество компаний, предлагающих недвижимость внутри страны, пока серьезно не меняется.
На выставке World Food Moscow–2014 появилось около сотни новых российских участников. Однако рекордсменом стал Китай – за полтора месяца количество компаний из этой страны увеличилось с 146 до 254.
Осенний форум «Отдых/Leisure» в «Крокус Экспо» показал сокращение общего числа экспонентов с 931 в 2013 г. до 881 в 2014 г., при этом количество российских участников выросло на 51, а иностранных – упало на 101.
Впервые за 20 лет экспоненты продуктов питания из Европы не могли напрямую договариваться о поставках продукции с российскими партнерами.
Польша – единственная страна, попавшая под эмбарго, которая почти вдвое увеличила свое присутствие на выставке World Food Moscow: в двух павильонах располагались два масштабных стенда.