Вена: имперские амбиции

vkkzO8x9Y9.jpg

С самой первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. организаторы использовали эти экспозиции для решения своих амбициозных задач и укрепления авторитета государственной власти. Эта особенность отмечается в книге Валерия Шпакова «История всемирных выставок», отрывок из которой, посвященный Венской всемирной выставке 1873 г., публикует журнал «БиВ».

Желая поднять значимость Вены до уровня всемирных метрополий, Австрия объявила о своем намерении организовать в 1873 г. международную выставку. Это рассматривалось многими современниками как отражение ее борьбы за европейское лидерство с Берлином, ставшим новой имперской столицей после объединения Германии в 1870 г.

Для размещения павильонов выставки была выбрана часть территории любимого жителями Вены городского парка Пратер. Как и на предыдущих всемирных выставках, был спроектирован и построен главный павильон – Дворец промышленности, представлявший весьма интересное и масштабное сооружение длиной 907 м и шириной 206 м. Над средней частью дворца была возведена ротонда общей высотой 83 м и диаметром в нижнем уровне около 110 м, что более чем в 2 раза превышало размер купола собора Св. Петра в Риме и в три раза – Св. Павла в Лондоне. Верхнюю часть ротонды венчал купол диаметром 32,4 м. Здание стало для того времени крупнейшим в мире сооружением подобного рода, а его строительство заняло всего 18 месяцев.  

Кроме этого на территории выставки были сооружены павильоны для показа машин, демонстрации произведений изящных искусств, садоводства и еще около 190 помещений и мелких построек. Таким образом, впервые в практике всемирных выставок, в Вене был построен самостоятельный выставочный комплекс с доминирующим значением главного здания.

Выставку открыл австрийский император Франц-Иосиф 1 мая 1873 г. Торжественная церемония продолжалась 2 часа. Играл оркестр в составе 170 музыкантов, которым дирижировал Иоганн Штраус.

Сама экспозиция была расширена по сравнению с предыдущими и включала 26 товарных групп и 162 товарных класса, что было сделано в целях демонстрации роста влияния на качество жизни увеличения производства сырьевых и промышленных товаров. Экспозиция Австрии как хозяйки выставки заняла наибольшую площадь – около 30 тыс. кв. м, представители Германии расположились на площади 13,6 тыс. кв. м, Англии и Франции – 12,8 тыс. кв. м, России – 6,8 тыс. кв. м. Бельгия, Венгрия, Греция, Италия, Китай, Марокко, Персия, США, Тунис, Турция, Швеция, Япония, а также страны Центральной Азии, Южной Америки – всего в выставке приняли участие 35 стран, которые представили около 70 тыс. экспонатов.

Австрия представила на выставке около 12 тыс. экспонатов, из которых наиболее впечатляющими были предметы из стекла, фарфора, кожи, предметы металлической домашней утвари. Особый интерес вызывали оригинальные изделия: шахматы из слоновой кости, изображавшие деятелей Франко-прусской войны, а также 50-фунтовое железное ядро, плавающее в бассейне с ртутью.

В экспозиции Германии было 2,5 тыс. экспонатов, среди которых доминировала военная тематика, представленная изделиями заводов Круппа. Его крупнейшая пушка имела лафет весом 36 т и ствол – 26 т. Снаряд, весивший 276 кг, пробивал металлический лист толщиной 18 см.

Англичане привезли около 800 экспонатов, среди которпых  выделялись прежде всего первоклассные и богато украшенные предметы широкого потребления. Франция удивила всех самим наличием своей экспозиции, сумев организовать ее, несмотря на трудное экономическое положение после войны 1871 г. и кровавых событий Парижской коммуны. Экспозиция США не отличалась оригинальностью. Ее организаторы использовали Венскую выставку главным образом для подготовки проекта следующей, Филадельфийской, всемирной выставки, которая была запланирована на 1876 г.

В отличие от европейских и американских участников, Китай и Япония представили много экзотических предметов, восхищавших посетителей богатством, тонкостью исполнения и национальным колоритом. Япония впервые участвовала в международной выставке и имела огромный успех. В составе делегации Страны восходящего солнца было 60 инженеров, мастеров и высококлассных специалистов. Они привезли настоящий клад национальных сокровищ. Но главной целью японской делегации было изучение и приобретение опыта, знаний и достижений западных стран в области техники и организации социальных институтов. По итогам участия в Венской выставке японская делегация составила 96-томный отчет, в немалой степени послуживший информационной основой для дальнейшего удивительного подъема промышленности страны.

Российская экспозиция в Вене была больше, чем на предыдущих выставках в Лондоне и Париже. Ее подготовкой и организацией занималась специальная комиссия, которую возглавлял директор Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов. Почетным председателем российского раздела был наследник престола великий князь Александр Александрович.

Россия представила 1680 экспонатов. Среди них значительный интерес вызывала продукция машиностроения. Демонстрировался, в частности, товаро-пассажирский паровоз весом 28 т Коломенского машиностроительного завода, который получил диплом по итогам выставки. Были показаны три пассажирских и грузовых вагона, сахароварный агрегат, турбина и 50-тонный паровой молот двойного действия пермского Мотовилихинского металлургического завода, отмеченный высшей наградой выставки.

Химический раздел свидетельствовал об успехах развития этой отрасли в России и о росте производства лаков и красок, косметических изделий и мыла, а также таких важных изделий, как хромпик, синий купорос и квасцы. Внимание иностранных специалистов вызвал в этом разделе продемонстрированный А.М. Бутлеровым триметилкарболин – впервые полученный третичный спирт.

Текстильную отрасль представляли 250 российских производителей пряжи и тканей, которые привезли образцы гладкой шерстяной материи, льняного полотна, солдатского сукна, хлопчатобумажных и шелковых тканей, а также готовой одежды. Высокую оценку получила парча Сапожниковых и выдающиеся по красоте и роскоши рисунка травчатые ткани работы Мозжухина. Все это было оформлено в простых открытых витринах и шкафах из дуба и ореха.

В военном разделе демонстрировалось холодное и огнестрельное оружие новейших систем. Среди образцов выделялись 9-дюймовая стальная нарезная пушка береговой артиллерии Пермского пушечного завода, 12-дюймовое орудие Обуховского сталелитейного завода весом 39 т из тигельной литой и прокованной стали. Этот экспонат соперничал с такой же пушкой завода Круппа.

Традиционный успех имели российские ювелирные изделия, многие из которых продавались на выставке. Среди именитых покупателей были королева Греции Ольга Константиновна (приобрела серебряный сервиз мастерской Овчинникова) и король Италии Виктор-Эммануил (приобрел колье и диадему работы Чичелева).

Высокую оценку получили бронзовые изделия Шопена, в частности фрагмент царских ворот из храма Христа Спасителя, графитовые и нефритовые изделия иркутских заводов Алибера, ножи горбатовских производителей. В российской экспозиции на специальном богатом постаменте демонстрировались золотые и серебряные изделия фирмы Сазиковых, малахитовые произведения Шпергазе, продукция Императорских гранильного, фарфорового и стекольного заводов. Всеобщее внимание привлекала уральская ваза из родонита с ножкой из белого мрамора весом 135 пудов, диаметром 185 см и высотой 88 см.

Часть российской экспозиции была посвящена жизни окраин страны. В частности, были представлены экспонаты, характерные для Туркестана и Кавказа, – ковры, оружие, предметы быта. Демонстрировалась коллекция предметов быта народов Севера, собранная известным предпринимателем М.К. Сидоровым в Сибири и в Архангельской губернии, – упряжка оленей с манекенами, одетыми в национальные одежды, утварь, национальные украшения, чучела животных.

В парке на территории выставки по проекту архитектора Г.Винтергальтера была построена бревенчатая изба, являвшаяся копией крестьянских домов Костромской губернии. Этот экспонат, стоивший 30 тыс. руб., был профинансирован коммерции советником, миллионером С.Ф. Громовым.

В целом российская экспозиция была оценена тогдашней прессой как успешная.  Экспонаты из России получили на Венской выставке более тысячи различных наград и медалей, примерно такое же количество, как и изделия из Англии, Италии и Испании. Рекордсменами выставки стали Австрия – 5991 награды и Германия – 5066 наград.

Венская всемирная выставка, несмотря на ее убыточность (дефицит 17 млн шиллингов), явилась кульминацией культурной жизни Австро-Венгерской империи накануне ее распада. Выставка во многом способствовала обновлению Вены (был построен Дунайский канал и проведена широкая реконструкция старой части города). В рамках выставки прошло 12 конгрессов и конференций, что положило начало традиции проведения во время всемирных выставок масштабных международных форумов.

БиВ

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!