В 1892 г. отмечалось 400-летие открытия Америки Христофором Колумбом. В США родилась идея провести в связи с юбилеем Всемирную выставку, на которой можно было бы продемонстрировать успехи экономического развития континента.
Претендентами на организацию юбилейной выставки выступили многие американские города. Но в качестве реальных вариантов рассматривались только Нью-Йорк и Чикаго, которые могли бы выдержать высокие стандарты данного мероприятия.
После сложных дебатов президент США Бенджамен Харрисон подписал 28 апреля 1890 г. закон о проведении весной и летом 1893 г. Всемирной выставки в Чикаго. Ее финансирование осуществлялось в основном за счет средств крупнейших американских компаний, заинтересованных в демонстрации своей мощи в условиях обострявшейся борьбы за мировые рынки сбыта. Именно поэтому на выставке доминировали не предметы роскоши, как это было в Европе, а экспонаты, имевшие промышленно-техническое значение.
В отличие от сложившейся в то время практики проводить выставки непосредственно в городах, на этот раз территория была выбрана на расстоянии 11 км от центра города, на берегу озера Мичиган в незастроенном районе. Площадь выделенного участка составляла около 300 га, что было почти в 3 раза больше, чем на предыдущей выставке в Париже. Это делало мероприятие крупнейшей Всемирной выставкой XIX в.
Внешний облик павильонов отвечал новым архитектурным идеям того времени. Самым большим из когда-либо построенных на Всемирных выставках был павильон промышленности и свободных искусств. Он впечатлял своими размерами: 514 м в длину, 240 м в ширину и 75 м высотой.
Павильон электричества был облицован черным мрамором, его украшали коринфские колонны и позолоченный вход. Обозреватели, которых встречала фигура американского исследователя электричества, творца громоотвода Б. Франклина, восторгались сказочной иллюминацией (здание освещало 120 тыс. лампочек) и великолепным интерьером.
На центральной площади, рядом с главным входом, была установлена гигантская 22-метровая позолоченная статуя Республики. Олицетворением названия выставки являлась скульптурная группа, установленная у главного фонтана и изображавшая фей, везущих в каравелле самого Колумба. Рядом стояла точная копия флагманского корабля колумбовой экспедиции «Санта Мария».
Всего на территории выставки было возведено более 200 различных построек преимущественно белого цвета, из-за чего газеты называли выставочный комплекс «Белым городом». Все здания были выстроены за очень короткое время, но при этом имели солидный вид капитальных сооружений. В их проектировании и оформлении приняли участие лучшие американские архитекторы, художники и скульпторы того времени. К сожалению, вскоре после закрытия выставки значительная часть павильонов сгорела в пожаре, возникшем в ходе Чикагской стачки, после чего они были снесены. Тем не менее «Белый город» оказал большое влияние на американскую архитектуру, надолго внедрив в нее «академический вирус» –перегруженность декоративным убранством и вычурность украшений самых разных форм.
На организаторов выставки в Чикаго, по-видимому, сильное впечатление произвело такое необычное сооружение парижского мероприятия, как Эйфелева башня. В стремлении создать что-нибудь столь же выдающееся они построили гигантское железное колесо обозрения, разработанное инженером Дж. Феррисом. Посетители выставки поднимались в одной из 36 кабин этого колеса на высоту почти 80 м. Каждая кабина вмещала 40 человек. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами по 1000 л. с. каждая. Однако колесо не пользовалось популярностью, так как многие боялись этой махины, да и стоимость билетов была довольно высока. Для облегчения осмотра выставки две ее противоположных стороны соединялись приподнятой над землей двухпутной железной дорогой. Она обеспечивала скоростную связь между отдельными участками выставки.
Выставка была открыта 1 мая 1893 г. президентом США Гровером Кливлендом в присутствии более 150 тыс. гостей. Церемония открытия была организована перед административным павильоном, который представлял собой здание в виде пяти клеток шахматной доски. Средняя его часть, накрытая куполом, имела высоту 80 м. В нижних этажах наружных квадратов располагались почта, телеграф, телефон, таможня, отделение посылок, а в верхних – учреждения директората. Открытие сопровождалось хоровым исполнением торжественного марша, специально написанного к этому событию русским композитором А. Глазуновым.
Экспозиции 50 стран-участниц и 37 колоний располагались в огромных тематических павильонах. Кроме того, 19 стран имели также и национальные экспозиции, расположенные в отдельных зданиях. Большинство разделов было организовано в павильоне промышленности. 24 американских штата построили собственные павильоны, в которых располагались экспозиции, рассказывавшие об их истории, природе, демонстрировавшие основные виды местной продукции. В целом было представлено около 60 тыс. экспонатов.
На выставке обращали на себя внимание приборы и оборудование электротехники, в которой особенно преуспела Америка. Страна как бы демонстрировала своей экспозицией, что именно ей принадлежит приоритет в области использования электричества. Фирма «Вестингауз» выставила громадную колонну из 15 тыс. разноцветных ламп, которые зажигались группами последовательно, так что создавался эффект движения света сверху вниз и обратно. Вся выставка была освещена не эдисоновскими вакуумными лампами, а заполненными азотом светильниками напряжением 105 вольт. Энергообеспечение всей выставки (освещение, работа железной дороги, движущегося тротуара, светящихся фонтанов, телефона и телеграфа) осуществлялось с помощью динамо-машин мощностью 15 тыс. кВт. Они в свою очередь приводились в действие паровыми двигателями общей мощностью 25 тыс. л. с. Демонстрировавшиеся электромоторы, которые обозреватели назвали «мамонтами» — каждый мощностью от 300 до 1000 л. с. — причислялись к одному из «чудес» выставки.
Несколько эффектных демонстраций провел Никола Тесла — великий изобретатель-электротехник. Он занимался изучением возможностей переменного тока, который, как тогда считалось, более опасен, чем постоянный, использовавшийся Эдисоном. Чтобы разрушить эти утверждения, Тесла на глазах зачарованной публики пропускал через свое тело переменный ток высокой частоты к электрической лампочке. Еще один трюк заключался в выпускании в толпу молнии, сгенерированной с помощью разработанных ученым приспособлений, что было эффектно и не причиняло никому вреда. Историческим стал 3-й Международный электротехнический конгресс, проходивший в Чикаго в дни выставки. На нем были утверждены международные электротехнические единицы, названные именами их первооткрывателей: ампер, вольт, ом, генри, фарада, джоуль, ватт.
Большое внимание привлекали машины, облегчавшие ручной труд в сельском хозяйстве. Эти экспонаты демонстрировали несомненное превосходство американского сельскохозяйственного машиностроения. Здесь показывались многочисленные виды плугов, предназначенных для вспашки различных типов земли, включая и горные. Согласно единодушному мнению экспертов, сельскохозяйственная экспозиция Чикагской выставки затмила все предыдущие. Павильон транспорта был украшен статуями Джеймса Уатта, Джорджа Стефенсона, Роберта Фултона, Вандербильдта и других великих механиков, участвовавших в изобретении паровой машины, паровоза и парохода. Перед павильоном стояли 100 паровых машин, а внутри демонстрировались 60 локомотивов, включая первый паровоз, выпущенный в США в 1831 г.
Среди «чудес» Чикагской выставки обозреватели отмечали ледяную гору, не таявшую под лучами солнца (специальная холодильная установка поддерживала соответствующую температуру). Посетители могли скатиться с горки на санках. Уникальными экспонатами являлись шоколадная скульптура Колумба весом 680 кг, сделанная нью-йоркской фирмой «Venus de Milo», колонна из апельсинов высотой 10 м и диаметром 4 м, а также огромный кусок сыра весом около 10 т, представленный Канадой. Удивление посетителей вызывали скоропечатная машина, выпускавшая выставочную газету со скоростью 8 экземпляров в секунду. В целом экспонаты, показанные США, производили сильное впечатление на посетителей, свидетельствуя об огромных успехах промышленности страны. В своем отчете представитель России по механике профессор В.Л. Кирпичев отмечал: «По количеству производимых машин, их распространению, а в большинстве случаев по достоинству их Америка значительно опередила европейские страны, включая колыбель машиностроения — Англию. При этом во многих случаях достигнута значительная дешевизна производства».
Другие страны были представлены менее внушительно, но достаточно привлекательно. Обозреватели выделяли во французской экспозиции прекрасную бронзу, шелка, бархат и вмонтированные в перстень самые маленькие в мире часы с циферблатом диаметром 8 мм и толщиной 3-4 мм. У англичан были отмечены замечательный фарфор, обои и хлопчатобумажные ткани, у шведов – продукты деревоперерабатывающей промышленности: бумага и целлюлоза, а также впервые показанная К. Лавалем турбина мощностью 5 л.с. Солидно выступила Германия, доминировавшая в производстве химических продуктов, красителей (анилин, сода) и сахарина. П. Крупп выставил очередной гигант – пушку весом 124 т, имевшую ствол диаметром 61 см и заряжавшуюся снарядом весом 853 кг. Фирма «Сименс и Хальске» показала динамо-машину мощностью 1 тыс. л. с. Восхищение вызывала привезенная из Капской колонии Англии (Южная Африка) огромная коллекция алмазов и бриллиантов общей массой 10 тыс. карат.
Российская экспозиция размещалась в огромном павильоне промышленности и свободных искусств. Обозреватели писали, что «это была в высшей степени изящная экспозиция, выполненная в русском стиле». Некоторые считали ее лучшим украшением павильона. Фасад экспозиции был срублен из толстых лакированных бревен, украшенных вверху избушкой с деревянной резьбой, коньками и двуглавым орлом, нижний пояс стен был выложен из минералов: горного хрусталя, ляпис-лазури, мрамора и малахита. Раздел по своему убранству и художественному вкусу, как писал обозреватель «Московских ведомостей» А. Бочаров, превзошел все российские разделы на прежних Всемирных выставках. Вестибюль был выполнен в древнерусском стиле XVII в. Эта часть раздела была настолько красива, особенно витражи с изображением русских бояр, что американские газеты воспроизвели его изображение на своих страницах. Грандиозность и роскошь усиливались поставленными при входе вазами из яшмы и орлеца, изготовленными на императорских гранильных заводах.
Несравненными в своей области были признаны экспонаты Петергофской и Колывановской гранильных фабрик, изделия из драгоценных металлов и бронзы, образцы высококачественной бумаги. Золотую медаль получил шкафчик с мозаичным панно из драгоценных камней — собственность царской семьи (сейчас он находится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана).
Хрусталь Дятьковского завода оценивался по качеству не хуже богемского. Некоторые работы получили золотые награды. Украшением экспозиции служила витрина парфюмерной фирмы «Товарищество Брокар и К°». Качество выставлявшейся кожи было настолько хорошо, что располагавшиеся рядом немецкие производители перенесли свои стенды подальше от российских, а американцы, желая продать свои кожаные изделия, утверждали, что они сделаны из русской кожи. Награды получили также П.А. Смирнов за водки, Д.З. Сараджиев за коньяки и И.Е. Липский за пиво.
Мало кто из посетителей обратил внимание на керосиновый двигатель внутреннего сгорания Е.А. Яковлева (хотя он и был отмечен наградой выставки) и конные экипажи П.А. Фрезе. Но именно эти предприниматели в 1896 г. построили первый русский автомобиль. Та машина во многом напоминала демонстрировавшийся в Чикаго один из первых автомобилей серийного производства «Бенц-Вело».
В другой части российской экспозиции, находившейся в павильоне «Металлургия», привлекала внимание позолоченная пирамида высотой около 7 м, дававшая представление об общей добыче золота в России. Большой успех выпал на долю русского ученого Н.Г. Славянова, который демонстрировал «способ электрической отливки металлов». Русский ученый показал «стакан» высотой 210 мм и весом 5 кг 330 г., сваренный с помощью электрической дуги. За этот экспонат автор удостоился золотой медали выставки. Традиционным успехом пользовались самовары причудливых форм и всевозможных цветов Н.П. Баташева. Изумление посетителей вызвал платок оренбургской крестьянки Мавры Архиповой — размером 40 кв. м и весом 250 г, он состоял из 34 млн петель. Внимание привлекал «Звон» из 22 колоколов, изготовленных на ярославских заводах. Всего в российском разделе было представлено 1033 экспоната. Выставка явилась огромным культурным событием для американцев, которые с гордостью рассматривали ее как свидетельство наступления века США — страны, не уступающей ни одной из держав Старого Света. За время работы с 1 мая по 30 октября выставку посетило более 21 млн человек. Для Чикаго выставка явилась историческим событием, сделав его центром развития культуры и промышленности. По обилию средств увеселения и передвижения, по площади, расходу электроэнергии Чикагская выставка далеко превзошла показатели Парижской выставки 1889 г.
Подготовил Николай Барменков по материалам книги В. Шпакова «История всемирных выставок». (см. «БиВ» № 7, 10, 2008; №1, 2009).