Всемирные выставки ЭКСПО в 2000-е годы проводятся с неизменной регулярностью – каждые два-три года. Такая периодичность наблюдалась, пожалуй, только в конце XIX века, когда проходили выставки в Вене (1873 г.), Филадельфии (1876 г.), Париже (1878 г.) и других городах. В этом номере рассказывается о выставке в Париже в 1878 г.
Для Франции 70-е годы XIX в. были тяжелым временем: страна пережила трудную войну с Германией и кровопролитные события Парижской коммуны. Для поддержания морального духа нации и демонстрации успехов в восстановлении экономики французское правительство принимает решение о проведении в Париже очередной Всемирной выставки в период с 1 мая по 31 октября 1878 г.
Для Парижа это была уже третья подобная экспозиция. Ее традиционно размещали на Марсовом поле. Кроме того, на противоположном обрывистом берегу Сены был построен большой, оригинальной архитектуры, дворец Трокадеро, названный так в память об испанской крепости, завоеванной французами в 1823 г. (дворец был снесен в 1937 г. в ходе подготовки новой Всемирной выставки). Общая площадь выделенной под экспозицию земли составляла 75 га.
Главным павильоном стал Дворец промышленности, представлявший собой прямоугольное здание размером 706х340 м. Впечатляющий фасад дворца был украшен 22-мя «Статуями власти» – аллегорическими скульптурами, представлявшими 22 страны, которые, по мнению Франции, оказывали влияние на мировое развитие. Показательным для того времени было отсутствие аллегорической скульптуры Германии, которая после недавней войны с Францией в выставке официально не участвовала.
Вся экспозиция выставки и главный павильон были построены всего за 20 месяцев. Восхищение специалистов вызывала железная дорога, проложенная под землей от Дворца промышленности до Трокадеро. Эта дорога позволила существенно ускорить строительство павильонов, а впоследствии и их демонтаж.
Демонстрацией высшего инженерного искусства была признана система водоснабжения выставки. Ее основу составляли 4 гигантских гидравлических насоса, которые перекачивали воду из Сены во все концы экспозиции по трубам общей длиной 23 км. Вода поступала на вершину холма, где стоял дворец Трокадеро, и подавалась в его башни. Она использовалась для приведения в движение лифтов. Вода шла также в верхний пруд, откуда спускалась по ступеням террасы в большой бассейн и вырывалась струями высотой 20 м, окружавшими центральный фонтан. Через трубы под Сеной вода подавалась также под пол Дворца промышленности, что позволяло поддерживать прохладу в здании в самые жаркие летние дни.
На склоне холма, перед дворцом Трокадеро, находилось несколько относительно небольших выставочных павильонов, среди которых выделялись морской, здание французской металлургической и машиностроительной фирмы «Крезо», экспозиция старинной испанской мануфактуры, павильоны Монако, Китая, Японии, египетский и персидский киоски.
У подножия дворца Трокадеро в естественном карьере был сооружен гигантский аквариум емкостью 1800 куб. м, в котором плавали крупные морские животные, осьминоги и акулы. Для того времени это было впечатляющее сооружение. Площадь стеклянной стены аквариума составляла 2500 кв. м, а ее толщина – 22 мм.
Выставку открыл президент Франции маршал Патрис Мак-Магон. Во время торжественной церемонии был исполнен новый марш Шарля Гуно «Да здравствует Франция!», исполненный 22-мя военными оркестрами.
В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68-ю электрическими дуговыми лампами русского изобретателя Петра Яблочкова. Впервые они были показаны на предыдущей выставке в Лондоне, в 1876 г., где получили название «Русский свет». В Париже было продемонстрировано первое практическое использование этого изобретения.
В выставке приняли участие 36 стран, то есть практически все ведущие государства того времени. Несмотря на официальное отсутствие Германии, страну представляли 150 немецких компаний, которым был предоставлен статус полноправных участников.
При построении экспозиции организаторы использовали проверенный на предыдущих выставках принцип: вдоль здания главного павильона располагались экспонаты по отраслевому признаку, а поперек – экспозиции отдельных стран. Используя предшествующий опыт, экспонаты были разделены на 9 групп и 90 классов.
Особенностью этой Всемирной выставки были многочисленные конгрессы и обширная культурная программа. В конгрессе электротехников участвовали русские ученые Александр Столетов и Петр Яблочков. Конгресс работников связи узаконил созданный в 1875 г. Международный почтовый союз, существующий и поныне. Помимо того проводились конгрессы гомеопатов, организаторов выставочных мероприятий, защитников прав женщин, движения помощи инвалидам и другие.
В культурной программе большой успех имел концерт русской музыки с участием Петра Чайковского и Николай Рубинштейна, который исполнил первый фортепьянный концерт Чайковского.
Как и на всех предыдущих всемирных выставках, в экспозициях доминировали паровые двигатели и декоративное искусство. Вместе с тем все большее внимание стали привлекать маленькие машины, обладавшие необычными потребительскими качествами: персональные пишущие машинки, швейные машинки для домашнего использования компании «Зингер», продажи которых уже в 1877 г. составили 280 тыс.
Самыми значимыми экспонатами выставки с точки зрения перспективы являлись мегафон и фонограф Томаса Эдисона, а также усовершенствованный телефон Александра Белла.
Имели успех у посетителей печатающий метеорограф Теореля, папиросная машина производительностью 10 тыс. папирос в день, резиновые шины для конных экипажей. Среди экспонатов был также макет такой новинки, как судно-рефрижиратор для перевозки мяса из Америки в Европу.
Организацией экспозиции России занималась специальная комиссия Министерства финансов. Расходы по общему ее оформлению, транспортировке экспонатов и страховке осуществлялись «за счет казны».
В общей сложности российские экспонаты получили на парижской выставке 784 награды, что оценивалось обозревателями по тогдашним меркам как недостаточное количество. Причину этого обозреватели видели в том, что в числе руководителей комиссий по оценке экспонатов отсутствовали российские представители.
В целом Всемирная выставка 1878 г. оценивалась современниками как превосходная и внесшая свой вклад в дело прогресса человечества. И это несмотря на то, что она оказалась убыточной – ее посетили лишь 16 млн человек, это было меньше, чем изначально предполагалось. Однако по своей значимости Парижская выставка оставила более заметный след в истории, чем другие экспозиции, проводившиеся в те годы в других странах и городах: в Сиднее (1879 г.), Мельбурне (1880 г.), Ницце (1884 г.), Антверпене (1885 г.), Новом Орлеане (1886 г.), Брюсселе и Барселоне (1888 г.), Амстердаме (1889 г.).
БиВ
По материалам книги Валерия Шпакова «История Всемирных выставок»
Маршал Франции, герцог Патрис де Мак-Магон, 3-й президент Франции, 2-й президент Третьей республики (24 мая 1873 г. – 30 января 1879 г.). Маршальское звание и титул получил за победу при Мадженте. участвовал в Крымской войне в России, в итальянской и франко-прусской войнах, командовал войсками версальцев, подавивших Парижскую Коммуну 1871 г. В 1977 г. участвовал в попытке монархического переворота.
Первое в мире электрическое освещение улиц было продемонстрировано в Париже, в 1878 г. В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68-ю электрическими дуговыми лампами русского изобретателя Петра Яблочкова. Впервые они были показаны на предыдущей выставке в Лондоне в 1876 г., где получили название «Русский свет». Здесь же было показано первое практическое использование этого изобретения.
В 1877 г. в мире было продано 278 тыс. швейных машинок «Зингер», имевших большой успех на выставке. Начиналось все в 1851 г. в Нью-Йорке, где было учреждено товарищество «И.М.Зингер и Ко». Зингер вспоминает, как он собрал свою первую швейную машину: «Я работал днём и ночью, спал 3-4 часа в сутки, ел один раз в день, потому что знал, если сейчас машина не будет сделана за 40 долларов, она не будет сделана никогда. Около девяти вечера решили испытать готовую машину. Первая попытка не удалась, и рабочие разошлись по одному, решив, что всё закончилось неудачей. Я продолжал пробовать машину, мой помощник Зибер держал лампу, но в нервном состоянии, после нашей бесконечной работы и треволнений я не смог получить нормальную строчку. Убитые горем, около 12 ночи мы пошли в гостиницу. По дороге Зибер спросил, не заметил ли я, что слабые петли образовывались на лицевой стороне ткани. В это мгновение меня осенило, что я просто забыл отрегулировать натяжение верхней нити, и мы вернулись в мастерскую. Я отрегулировал натяжение нити и прошил пять безупречных строчек. Совершенство этих строчек меня полностью удовлетворило, мы вернулись в гостиницу и крепко уснули».
Хорошо всем известная Статуя Свободы родилась именно на этой выставке. Скульптор Фредерик Бартольди показал свое произведение «Свобода, несущая свет миру», которую он задумал в честь 100-летия американской Декларации независимости 1776 г. Впоследствии скульптура была перевезена в США, где она получила имя Статуи Свободы и была торжественно установлена в 1886 г. как дар французского народа.
Вторая половина XIX столетия в Европе знаменательна активизацией деятелей культуры, литераторов, которых не устраивал незаконный оборот литературных и музыкальных произведений. На Международном литературном конгрессе, который прошел в рамках выставки, впервые были выработаны международные законы для защиты авторских прав писателей. Председательствовал на конгрессе Виктор Гюго. Вице-президентом и руководителем российской делегации был Иван Тургенев. Практическим результатом принятых на конгрессе решений стало первое международное многостороннее соглашение, Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений», которая подписана в 1886 г.