Скромность — не самое сильное качество французов. На многочисленных презентациях они не устают повторять: Париж — законодатель мировой моды, включая выставочную. Доля истины в этом есть: по общей экспозиционной площади выставочных комплексов Парижский регион — первый в мире.
В 2012 г., согласно данным Французского Союза профессиональных событий UNIMEV (ранее организация называлась FSCEF — Французская ассоциация индустрии выставок и конгрессов), во Франции состоялись 754 выставки, прошедшие аудит.
В целом, выставочный рынок Франции поразительно напоминает российский. Налицо — подавляющее доминирование Парижского региона, где проходит около 30% французских выставок, в том числе — практически все международные смотры мирового уровня. Исключений — единицы.
Большая часть французских выставок проходят аудит выставочной статистики. В стране работают три независимые компании, которые проводят аудит по правилам Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI (штаб-квартира которой, к слову, находится в Париже). Организаторы вправе воспользоваться услугами любой из них, причем плата за это очень небольшая.
В своем отчете UNIMEV делит выставочные мероприятия на три большие группы:
- выставки-ярмарки в формате B2C (foires-expositions);
- выставки, открытые для специалистов и широкой публики, а также иные мероприятия смешанного формата (salons grand public et mixtes);
- специализированные отраслевые выставки, в том числе в рамках конгрессов, на которые допускаются лишь специалисты (salons professionels, incl. congres). Билеты на них очень дороги (до 60 евро), причем продают их не всем желающим, а лишь специалистам по предъявлении визитки, удостоверения или письма предприятия. Именно эта группа мероприятий определяет лицо французского выставочного бизнеса в мире.
Статус «международная выставка» во Франции определен предельно четко: данными выставочного аудита должны быть подтверждены следующие характеристики: не менее 20% экспонентов — зарубежные компании; не менее 25% профессиональных посетителей — иностранцы либо регистрация как минимум 1 тыс. зарубежных посетителей.
В 2012 г. в стране прошло лишь 80 мероприятий, отвечающих этим требованиям, причем 62 — в Парижском регионе (они обеспечили 72% экспонентов, 82% площади нетто и 90% посетителей международных выставок).
Распределение иностранных участников французских выставок выглядит следующим образом: 64,7% экспонентов и 66,4% посетителей живут и работают в Европе; 20,6% и 15% — в Азии; 9,8% и 8,8% — в Америке, 4,1% и 6,8% — в Африке.
Россия не входит в число первых 15 стран, компании которых участвуют во французских выставках, поэтому количество российских экспонентов в отчете UNIMEV не указано, зато точно известно число посетителей из нашей страны — 15 556 (в этом рейтинге мы занимаем «почетное» десятое место).
В сердце Франции. Париж
Парижский мегаполис — регион Иль-де-Франс является административным и политическим центром страны, здесь проживает около 20% населения и производится примерно 29% национального богатства.
Считается, что ежегодно здесь проходит около 400 выставок разной тематики и масштаба, в которых участвуют около 100 тыс. компаний-экспонентов и приезжают более 9 млн посетителей. В то же время, согласно данным отчета Euro Fair Statistics 2012, в прошлом году официальный аудит прошли 209 парижских выставок. Крупнейшая из них — международная выставка промышленного и гражданского строительства INTERMAT (166,9 тыс. кв. м, 1167 экспонентов и 103 тыс. посетителей). Годовой оборот выставочного бизнеса региона, по данным журнала «Экспо-Ведомости», составляет примерно 400 млн. долл.
Помимо этого, Париж является признанным мировым центром проведения международных конгрессов.
В целом, регион Иль-де-Франс обладает первоклассной инфраструктурой для организации выставок и конгрессов. Общая площадь выставочных комплексов составляет 595 тыс. кв. м, и это — лучший показатель в мире.
Особенностью выставочного бизнеса Парижа является полное отсутствие конкуренции площадок, поскольку все крупнейшие выставочные центры принадлежат одному хозяину.
Такая ситуация возникла не сразу. В течение многих лет положение было прямо противоположным: площадки конкурировали, переманивая друг у друга выставки. Однако в начале 2008 г. произошло историческое событие: Торгово-промышленная палата Парижа и финансовая группа Unibail-Rodamco подписали договор об объединении деятельности в выставочно-конгрессной сфере. Кооперация включает все уровни — от прав собственности и управления выставочными центрами до организации мероприятий.
Была создана группа VIPARIS, в состав которой вошли две базовые структуры. Компания VIPARIS управляет выставочными комплексами (логистика, операции с недвижимостью, привлечение инвестиций в развитие). Фирма Comexposium занимается организацией выставок. У этих структур одни и те же акционеры, но они разделены юридически.
В конце 2008 г. в интервью журналу «Экспо-Ведомости» заместитель генерального директора компании VIPARIS Марк Гранье объяснил главную цель слияния — сделать Париж центром действительно крупнейших мировых выставок. «Компания VIPARIS, владеющая сегодня 95% выставочных комплексов Парижского региона, создавалась как мощный игрок выставочного рынка, конкурентоспособный по отношению к ведущим выставочным центрам Германии и Италии», — сказал он.
При этом в развитие выставочной деятельности Парижа не вкладываются государственные средства, здесь работают лишь частные инвестиции, привлекаемые для строительства и обновления инфраструктуры.
«Главное — полностью исчезла внутренняя конкуренция. Раньше выставочные центры Paris-Nord Villepinte и Porte de Versaille постоянно пытались отнять друг у друга клиентов. Сейчас это в прошлом. Мы сообща конкурируем за экспонентов с Миланом и Дюссельдорфом. Помимо этого улучшилось взаимодействие с органами власти», — говорит Марк Гранье.
Что касается организаторов выставок, то здесь ситуация иная — никакого монополизма, конкуренция налицо. Примерно треть парижских выставок проводит Comexposium, треть — компания Reed Exposition France (отделение международного оператора Reed Exhibitions), треть — другие операторы. Некоторые всемирно известные смотры — Аэрокосмический салон в Ле Бурже, Парижский автомобильный салон и крупнейшие выставки моды проводят профессиональные ассоциации и объединения, работающие в этих отраслях.
Провинция. От Канн до Биарица…
В 2012 г. в 103 французских городах и населенных пунктах за пределами Иль-де-Франс прошло 546 выставок и ярмарок разной тематики и масштаба, при этом лишь три города (Нант, Лион и Лилль) смогли предложить выставочную программу, включающую свыше 20 выставок.
Практически все местные проекты носят региональный характер. В большинстве случаев это универсальные торговые ярмарки под одним и тем же именем — Foire Internationale или Foire Exposition, то есть просто «международная ярмарка» или «ярмарка-выставка».
Характерный пример: в течение года в Лилле прошли 23 выставки, при этом самая большая из них, Norbat (салон профессионалов строительной индустрии), заняла лишь 7,5 тыс. кв. м. площади нетто, в ней участвовали 375 экспонентов и 12,9 тыс. посетителей.
В Лионе, одном из ведущих промышленных центров Франции, состоялись 34 выставки. Самая крупная — Pollutec (экологическое оборудование, технологии и услуги) в 2012 г. заняла, по данным Euro Fair Statistics, 54, 9 тыс. кв. м площади нетто, привлекла 1824 экспонентов и 62,9 тыс. посетителей. Что интересно, выставка эта не совсем «лионская» — она проходит ежегодно попеременно в Лионе и Париже.
Несмотря на большое количество выставок, проходящих по всей Франции, в борьбе за мировые выставки ее региональные центры безнадежно отстали от Германии. Борется лишь Париж.
Александр Беляновский,
«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»
Во Франции организаторы обязаны представлять в государственные органы подтвержденные аудитом статистические данные о своих мероприятиях.
В Париже выставочные площадки не конкурируют друг с другом, так как принадлежат одному хозяину. А среди организаторов выставок конкуренция налицо.
В развитие выставочной деятельности Парижа не вкладываются государственные средства, здесь работают лишь частные инвестиции.
Общая площадь выставочных комплексов региона Иль-де-Франс составляет 595 тыс. кв. м, и это — лучший показатель в мире.
Статистика французских выставок в 2012 г.
Показатели / тип выставки | Выставки-ярмарки | Выставки смешанного формата | Специализированные мероприятия | Всего | |
Количество мероприятий | 56 | 472 | 226 | 754 | |
Площадь «нетто», кв. м | Всего | 1 186 320
|
1 535 217 | 2 169 988 | 4 891 525 |
Иностранных компаний | 46 104 | 143 701 | 885 889 | 1 075 686 | |
Количество экспонентов | Всего | 25 458 | 68 317 | 81 172 | 174 947 |
Иностранные компании | 2 151 | 4 232 | 34 553 | 40 936 | |
Количество посещений | Всего | 5 013 449 | 8 860 353 | 2 918 707 | 16 792 509 |
Зарубежные посещения | 7 565 | 50 403 | 840 717 | 898 685 |
Источник: Bilan chiffre 2012 foires, salons congres & evenements. UNIMEV. Paris, 2013.
Ведущие выставочные комплексы региона Иль-де-Франс*
Выставочный центр | Закрытая площадь, тыс. кв.м |
Порт де Версаль (Porte de Versaille) | 227,8 |
Пари-Нор Вильпэнт (Paris-Nord Villepinte) | 205,7 |
Ле Бурже (Paris Le Bourget) | 79,6 |
Дворец конгрессов Парижа (Le Palais des Congrès de Paris) | 19,5 |
Дефанс (CNIT Paris La Défense) | 17,9 |
Парк де ля Вилетт (Parc et Grande Halle de La Villette) | 13,3 |
Парк Флораль (Parc Floral de Paris) | 11,2 |
Эспас Шампре (Espace Champerret) | 8,9 |
Карусель де Лувр (Carrousel du Louvre) | 7,1 |
Эспас Гранд Арк (Espace Grande Arche) | 4,4 |
Городок науки и промышленности (Cité des Sciences et de l’Industrie) | 4,4 |
Дворец конгрессов Версаля (Le Palais des Congrès de Versailles) | 3,2 |
Дворец конгрессов Исси (Le Palais des Congrès d’Issy) | 3,0 |
* Выставочные комплексы Парк де ля Вилетт, Парк Флораль и Городка науки и промышленности принадлежат независимым структурам, остальные — VIPARIS.
Источники: www.parisregion-tradeshows.com ; www.venuesinparis.com
Крупнейшие выставочные центры Франции (за пределами Иль-де-Франс)
Город | Кол-во выставок в год | Крупнейшая выставка | |||
Название | Площадь нетто, тыс.кв.м | Кол-во экспонентов | Кол-во посетителей (тыс.) | ||
Лион | 34 | Pollutec | 54,9 | 1 824 | 62,9 |
Нант | 25 | Foire Internationale | 35,1 | 649 | 86,6 |
Лилль | 23 | Norbat | 7,5 | 375 | 12,9 |
Ренн | 18 | Space | 56,9 | 1218 | 109,0 |
Тулуза | 18 | Foire Internationale | 26,2 | 582 | 87,1 |
Страсбург | 17 | Foire Europeenne | 32,7 | 1009 | 209,0 |
Метц | 16 | Foire Internationale | 23,4 | 706 | 154,1 |
Ля-Рошель | 15 | Foire Exposition | 29,1 | 423 | 53,1 |
Бордо | 14 | Foire Internationale | 83,5 | 1439 | 219,1 |
Анжер | 13 | Foire Exposition De L’Anjou | 19,9 | 294 | 73,0 |
Монпелье | 12 | Foire Internationale | 26,1 | 687 | 116,7 |
Орлеан | 10 | Foire Exposition | 16,7 | 370 | 60,3 |
Источник: Euro Fair Statistics 2012, UFI. Paris, 2013.
Структура французских выставок по типам (%)
Количество мероприятий | |
Выставки-ярмарки | 7,43 |
Выставки смешанного формата | 62,6 |
Специализированные мероприятия | 29,97 |
Площадь «нетто» | |
Выставки-ярмарки | 24,25 |
Выставки смешанного формата | 31,39 |
Специализированные мероприятия | 44,36 |
Количество экспонентов | |
Выставки-ярмарки | 14,55 |
Выставки смешанного формата | 39,05 |
Специализированные мероприятия | 46,4 |
Количество посещений | |
Выставки-ярмарки | 29,86 |
Выставки смешанного формата | 52,76 |
Специализированные мероприятия | 17,38 |
Источник: Bilan chiffre 2012 foires, salons congres & evenements. UNIMEV. Paris, 2013.
Скачать статью (.doc)