Русское искусство: прошлое без будущего?

pjsNk4OUjz.jpg

Русское искусство набирает обороты. На мировом аукционном рынке в 2013 г. было выставлено более 13 тыс. русских лотов (включая российские аукционы), из которых было продано почти 5, 9 тыс. произведений живописи и графики. Общие сборы составили более 484 млн долл. Это вдвойне удивительно, ведь рынок произведений искусства в России сталкивается с серьезными трудностями.

В первую очередь русское искусство поддерживает свою популярность за счет продаж на мировых аукционных площадках в Лондоне и Нью-Йорке. Торги русского искусства за 2013 г. на аукционах Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s собрали свыше 464 млн долл. В 2012 г. эта сумма составила 460 млн долл., а в 2011 г. – 420 млн долл. Хотя лидируют в списках самых популярных художников в Европе в основном «условно» русские: Марк Ротко, Николай де Сталь, Хаим Сутин, которые жили и работали в Европе и Америке, а с Россией их зачастую связывало только место рождения.

Успехи за рубежом воодушевляют и внутренний российский рынок. В 2013 г., по оценкам консалтингового портала ARTinvestment, на территории России уже действовало около 20 аукционных площадок.

Тем не менее у рынка русского искусства пока остается много нерешенных проблем. Первая – это отсутствие новых поступлений. В России после 1917 г. осталось очень мало частных коллекций. Революция, войны и советское законодательство сделали коллекционирование невозможным для большинства граждан. Произведения искусства были либо вывезены, либо национализированы, либо спрятаны в руках немногочисленных ценителей. В России до сих пор очень мало профессиональных коллекционеров, а рынок инвестирования в произведения искусства только зарождается. В результате большинство произведений русского искусства покупается, продается и, к сожалению, остается за рубежом.

Этому в немалой степени способствует вторая проблема российского рынка – таможенное законодательство, в соответствии с которым оформить документы на вывоз произведения искусства старше 100 лет очень проблематично. То же самое и с ввозом. Ввезти на территорию России картину даже с пометкой «Для личного пользования» можно иногда только после месячной экспертизы и уплаты больших пошлин. С такими трудностями на таможне коллекционер предпочтет формировать и хранить коллекцию в Европе, и продавать ее, при случае, там же.

Третья серьезная проблема отечественного рынка искусства – его полная непрозрачность. Российские антиквары и коллекционеры – это физические лица, заключающие сделки частным образом, часто без оформления договоров и уплаты налогов. Это экономит деньги клиенту, но делает его уязвимым перед мошенниками. Эксперты и искусствоведы в России не имеют никаких лицензий, а иногда и страховки от ошибок в экспертизе. Они отвечают за свою работу только репутацией, которой бывает недостаточно, чтобы покрыть убыток. Происхождение большинства работ тщательно скрывается, а предоставленные сведения иногда бывает невозможно проверить, особенно непрофессионалу.

Четвертая проблема рынка – в отсутствии перспективы его развития. Большинство современных коллекций в России – это собрания произведений классического русского искусства XVIII – нач. XX вв. На сегодняшний день в России почти нет современных художников, скульпторов и мастеров с мировым именем, которые могли бы составить основу развития русского искусства в будущем. Как следствие – слабый интерес к современному русскому искусству и почти полное отсутствие рынка.

Итак, пока аукционные площадки в Лондоне и Нью-Йорке бьют мировые рекорды, продавая произведения русского искусства – картины, иконы, скульптуры, фарфор, ювелирные украшения и графику, русские коллекционеры и антиквары стоят на пороге решения серьезных проблем. Российское законодательство нуждается в более тщательной проработке норм в отношении организации аукционов, лицензирования и страхования деятельности экспертов, ввоза и вывоза произведений искусства, таможенных пошлин, проведения экспертизы. А русский рынок произведений искусства требует подпитки за счет творчества современных художников, которые, возможно, нуждаются в поддержке государства и профессионального сообщества.

Надежда КАЛМЫЧКОВА

Торги русского искусства за 2013 г. на аукционах Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s собрали свыше 464 млн долл. В 2012 г. эта сумма составила 460 млн долл., а в 2011 г. – 420 млн долл.

В России до сих пор очень мало профессиональных коллекционеров, а рынок инвестирования в произведения искусства только зарождается.

Большинство произведений русского искусства покупается, продается и, к сожалению, остается за рубежом.

По оценкам консалтингового портала ARTinvestment.ru, самыми дорогими русскими художниками в мире за 2013 г. признаны: Марк Ротко, Василий Кандинский, Хаим Сутин, Марк Шагал, Николай Рерих, Илья Машков, Николай де Сталь, Алексей Явленский, Аристарх Лентулов, Иван Шишкин.

Самыми дорогими русскими художниками на российском рынке за 2013 г. стали: Константин Юон, Кузьма Петров-Водкин, Иван Айвазовский, Клавдий Лебедев, Николай Тархов, Владимир Баранов-Россине, Борис Кустодиев, Юрий Пименов, Василий Поленов, Николай Крымов.

В 2013 г. на территории России действовало около 20 аукционных площадок. Самые известные из них – это аукционный дом «Кабинетъ», «Русская эмаль», «Совком» и «Магнум Арс». Суммарная выручка русских аукционных домов в 2013 г. превысила 19,3 млн долл. При этом оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012 г. составил около 20 млн долл., в 2011 г. – 13 млн долл.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!