Русское искусство в Лондоне: рекорды и провалы

pkjyKD3T2P.jpg

Два раза в год, весной и осенью, крупнейшие аукционные дома Лондона – Sothebys, Christies и Bonhams – проводят торги русского искусства. В последние годы это еще и аукционный дом MacDougalls, специализирующийся исключительно на русском искусстве. Именно к этим торгам аукционы приберегают самые интересные и потенциально самые дорогие лоты.

Именно в эти две недели в Лондон стекаются коллекционеры, знатоки и дилеры русского искусства. Вот уже, пожалуй, с добрый десяток лет эти недели постепенно стали обрастать другими арт-событиями. Что неудивительно – из-за стечения русского арт-сообщества с разных концов мира Лондон в эти дни превращается в настоящую столицу русского искусства.

Рекорд

Написанный в 1910 г. Валентином Серовым «Портрет Марии Цетлиной» ушел на торгах Christie’s за 9,27 млн фунтов. Это самая высокая цена, уплаченная когда-либо на лондонских аукционах за произведение русского искусства.

«»Портрет Марии Цетлиной» – несомненно, самая изысканная картина Серова, с которой мне приходилось иметь дело за все годы работы в Christie’s», – так охарактеризовал эта работу еще до ее рекордной продажи глава русского отдела Christie’s Алексис де Тизенхаузен.

Помимо чисто художественных достоинств за этой работой стоит интересная история. Мария и ее муж Михаил Цетлин были членами партии эсеров, участниками революции 1905 г. и вследствие этого политическими эмигрантами.

 Жили они в Париже, где с ними познакомился и написал портрет Марии Валентин Серов. После Февральской революции Цетлины вернулись в Россию, но после Октября вновь вынуждены были бежать – для большевиков эсеры, как известно, были врагами похуже буржуев.

 В Париже дом Цетлиных был литературно-музыкальным салоном, который привлекал весь цвет русской эмиграции. После оккупации Франции нацистами евреи Цетлины уехали в США, где Михаил умер в 1945 г. С собой они вывезли крупную коллекцию произведений искусства: работы Гончаровой, Бакста, Кончаловского, Ларионова, Бенуа. Были там и четыре картины Серова, в том числе портрет Марии.

В 1959 г. Мария Цетлина передала большую часть своей коллекции в музей г. Рамат Ган близ Тель-Авива.

Музей находится не в лучшем состоянии, и в поиске средств на ремонт здания мэрия Рамат Гана приняла решение продать одну из работ.

Предварительная доаукционная оценка составляла 1,5–2,5 млн фунтов стерлингов. Стечение ряда факторов – ни на каких аукционах картина прежде не выставлялась, появление ее на рынке было почти случайным, к тому же она имела безукоризненный провенанс – и привело, по мнению экспертов, к столь существенному взлету продажной цены по сравнению с предварительной оценкой.

 Скандал

Такого успеха в Израиле никто не ожидал. Однако радость городских властей сильно испорчена разворачивающимся вокруг продажи картины скандалом. Группа русских депутатов кнессета обвинила власти Рамат Гана в «разбазаривании» культурного достояния.

 Масла в огонь подливает анонимность покупателя, что в стране, предельно болезненно относящейся к любым возможным проявлениям коррупции, дает основание усомниться в чистоте сделки. Дело передано на рассмотрение государственного контролера Израиля, и должно начаться парламентское расследование.

Так никогда не пользовавшаяся широкой известностью работа Серова стала не только рекордсменом русских торгов в Лондоне, но и предметом скандала в Израиле, причем на государственном уровне.

Провал

Впрочем, если вынести рекорд с картиной Серова за скобки, результаты остальных торгов находятся на более чем скромном уровне. Из почти 1300 лотов, выставленных на продажу, своих покупателей нашли менее половины – 47%. Такого неутешительного результата не было с осени 2008 г., в самый разгар экономического кризиса. Общий объем продаж – 40,5 млн ф. ст. – сократился на 37% по сравнению с предыдущими торгами.

Главная причина такого результата, по мнению экспертов, – растущая экономическая нестабильность в России. «Количество приехавших на аукцион не снизилось, на предаукционных просмотрах от гостей было не протолкнуться. Просто у людей меньше денег. Рынок произведений искусства – во многом психологический, и трудно было ожидать, что падение курса рубля не скажется на уровне продаж», – говорит эксперт по русскому искусству Саймон Хьюитт.

Традиционно произведения русского искусства, выставляемые на торги, разделяются на четыре категории: реалистическая живопись, иконы, предметы прикладного искусства и современное искусство.

В наименьшей степени пострадало от снижения спроса традиционно популярное среди покупателей реалистическое искусство: все десять наиболее успешно проданных лотов – от рекордного портрета Серова до картины Петра Верещагина «Вид Тифлиса» (459 тыс. ф. ст.) – относятся именно к этой категории.

Наибольшее падение спроса отмечено на рынке икон. Главная причина, по мнению экспертов, – исчерпанность рынка. Из года в год выдающихся работ в этой области становится всё меньше.

Наметившийся несколько лет назад всплеск интереса к современному искусству тоже не оправдал инвестиционных ожиданий. Чуть ли не единственное исключение в этой области – успех работы скончавшегося в прошлом году петербургского художника Георгия Гурьянова, проданной на Sotheby’s за 122 тыс. ф. ст.

Выставки

На этом в целом довольно блеклом фоне особенно ярко выглядело приуроченное к торгам открытие выставки «Постпоп: Восток встречается с Западом». Живущий в Лондоне коллекционер советского нон-конформизма и постсоветского искусства Игорь Цуканов наладил прочное сотрудничество с галереей Saatchi – одной из самых престижных и авторитетных институций современного искусства в мире.

Советский соц-арт – ироничный постмодернистский гибрид поп-арта и соцреализма – возник как прямая реакция на американский поп-арт. Если Энди Уорхол и Рой Лихтенстайн своим искусством реагировали на засилье рекламы и консюмеризма, то Виталий Комар, Александр Меламид, Леонид Соков, Александр Косолапов реагировали на засилье идеологии и пропаганды.

Еще одно событие требует упоминания. Еще во время предыдущей «Недели русского искусства» в Лондон с новой инициативой приехал известный московский коллекционер и галерист Максим Боксер. Опыта Боксеру не занимать: еще в 1991 г. он основал в Москве Alfa Art, первый аукцион современного российского искусства.

Подход его принципиально отличается от того, как строят свое дело традиционные аукционные дома. Боксер привозит в Лондон относительно небольшие тематические выставки современного российского искусства.

Весной темой был «Космизм», осенью – «Метафизика». Выставки прекрасно подобранные, с точки зрения художественной, очень интересные и завершаются они аукционом.

 Жизнь русского искусства пополнилась еще одним интересным событием.

BBCRussian.com, Великобритания

По материалам www. inosmi.ru

Не пользовавшаяся широкой известностью работа Серова стала не только рекордсменом русских торгов в Лондоне, но и предметом скандала в Израиле, причем на государственном уровне.

Из почти 1300 лотов, выставленных на продажу, своих покупателей нашли менее половины – 47%. Такого неутешительного результата не было с осени 2008 г.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!