«…Молодой слуга в ливрее ввел обоих приятелей в большую комнату, меблированную дурно, как все комнаты русских гостиниц…» – писал Иван Тургенев в романе «Отцы и дети». Много позже гостиницы Советской России прославились другим своим свойством – отсутствием свободных мест в любое время года. Представители гостиничного бизнеса современной России старательно разрушают старые стереотипы.
Две звездочки, три звездочки, четыре звездочки…
До 2003 г. российские отели «наклеивали» себе звезды фактически по собственному усмотрению. Обращаясь в органы сертификации, гостиницы разного уровня комфорта запросто могли присвоить себе практически любой уровень. Последние десять лет оценка звездности отелей происходит уже по иной системе, более честной по отношению к конечному потребителю. Эксперты оценивают все номера гостиницы и присваивают категорию по наихудшему из них.
В итоге на начало 2014 г. в Москве насчитывалось 22 пятизвездные гостиницы, 41 – четырехзвездная и более 70 – трехзвездных.
В Санкт-Петербурге в 2012 г., по официальным данным, насчитывалось 687 гостиниц, среди которых 13 гостиниц уровня «пять звезд», 43 гостиницы – «четыре звезды», 116 гостиниц – «три звезды», 130 гостиниц – «две звезды», 70 гостиниц уровня «одна звезда», а также более 300 гостиниц, не подпадающих ни под одну категорию. В течение 2013 г. открылось еще четыре новых отеля, три из которых относятся к категории «пять звезд». В 2014–2015 гг. запланировано открыть еще семь отелей, причем из них три пятизвездных, три четырехзвездных и всего одна – двухзвездная. В этом и кроется главное противоречие стремительно развивающегося российского гостиничного бизнеса. Самый высокий потребительский запрос наблюдается как раз на гостиницы уровня две-три звезды, и именно в этих секторах наблюдается наибольший дефицит. По мнению экспертов, этот гостиничный сегмент не очень привлекателен для инвесторов из-за длительного срока окупаемости, ждать приходится в среднем 7–10 лет.
В 2012 г. Мосгорстат опубликовал статистику уровня комфортности столичных отелей. Так как ситуация за это время кардинально не измениось, эти цифры могут дать верное представление о состоянии гостиничного хозяйства в столице. Почти 42% от общего числа составляют гостиничные номера категории «три звезды», 10% – ниже этого уровня, 18% – гостиницы некатегорийные. Отели мирового класса составляют 30% от общей доли рынка, причем 11% из них относятся к категории «пять звезд» и 19% – к категории «четыре звезды» (цифры приводятся по данным, опубликованным на сайте Комитета по туризму г. Москвы). В конце 2013 г. в Москве были открыты три крупных отеля – «NovotelМосква Сити» (360 номеров), Nikolskaya Kempinski Moscow Hotel (211 номеров) и «Ханой» (627 номеров).
Лучше всего, конечно, пять звездочек!
Исследование, проведенное в 2007 г. международной компанией Tri Hospitality Consulting, выявило, что Москва занимает первое место по прибыли с одного гостиничного номера среди 10 крупнейших туристических центров Европы.
Приносят такую прибыль в первую очередь пятизвездные гостиницы, такие как «Балчуг Кемпински», «Арарат Парк Хаятт», «Президент-Отель», «Националь», «Метрополь», «Савой» или «Ритц Карлтон». Все они стали символами роскоши, комфорта, яркими достопримечательностями города и памятниками истории. Наверное, каждый гость российской столицы хотя бы раз разглядывал знаменитую мозаику М.Врубеля под крышей «Метрополя» или искал цитату из Ленина и Ницше на его фасаде.
Однако номера в пятизвездных гостиницах по карману довольно небольшому проценту от общего числа туристов, посещающих нашу страну. По данным международной компании Cushman & Wakefield, средняя цена за номер в 2013 г. составила 152 долл., что на 5% выше тех же показателей 2012 г.
Средний тариф в люксовом сегменте петербургских гостиниц вырос на 14% и достиг 11,3 тыс. руб. в сутки, а загрузка гостиниц возросла до 52%. Показатель RevPAR (доходность номера) увеличился на 16%. Загрузка гостиниц верхнего сегмента рынка (upscale) в 2013 г. превысила 60%, а средний тариф вырос на 13%.
На высокие ценовые показатели влияет в первую очередь спрос. Так, по состоянию на начало 2014 г. показатель обеспеченности Москвы качественным номерным фондом составляет около 2,6 номера на тысячу жителей. В других европейских городах, таких как Лондон, Париж, Берлин, обеспеченность составляет 8–12 гостиничных номеров на тысячу жителей.
Гости столицы
Чтобы понять запросы потребителей гостиничных услуг, в первую очередь нужно знать, кто же эти потребители. Гостиничный рынок Москвы сейчас находится в стадии активного роста. Так, согласно официальным данным, в первой половине 2013 г. Москву посетили около 2,7 млн человек, что почти на 12% выше, чем в 2012-м. Наиболее популярна российская столица у туристов из Китая, Германии, Франции, США, а наиболее высокий процент гостей – это бизнес-туристы, совмещающие деловые поездки с осмотром достопримечательностей Москвы.
Согласно данным Пограничной службы ФСБ России, с января по сентябрь 2013 г. число международных прибытий в Москву составило 4,4 млн человек, причем тенденция прошлых лет – гостей из дальнего зарубежья стало на порядок больше, чем гостей из стран СНГ – продолжает укрепляться. Что касается Санкт-Петербурга, то в 2013 г. поток туристов увеличился на 5–6%, город посетили около 6,6–6,7 млн человек.
Положительно на туристическом потоке последнего времени сказывается введение безвизового режима с рядом стран. Так, вследствие отмены бюрократических процедур увеличилось число туристов из Вьетнама, Израиля и Бразилии.
Альтернатива гостиничному номеру
В последние годы в Москве и Петербурге довольно активно в сравнении с предыдущими годами росло число недорогих отелей и хостелов. С 2010 г. количество мини-отелей и хостелов увеличилось до 235. Помимо хостелов, в двух столицах активно развивается сегмент апартаментов, которые стали предлагаться туристам посредством систем интернет-бронирования наравне с гостиницами. Апартаменты с успехом компенсируют существующую нехватку гостиниц средней ценовой категории.
Для примера, в столичных районах Орехово и Царицыно не так давно открылись апарт-отели эконом-класса, а в центре города с 2006 г. работает несколько апарт-отелей бизнес-класса. Такие отели могут существовать в составе гостиничного комплекса либо же на базе обычных жилых квартир. Согласно данным статистики, число операторов, предлагающих апартаменты, в последние три-четыре года увеличилось с 800 до почти 3500.
Причин растущего спроса на апартаменты много. Во-первых, это удобнее: квартира значительно больше типичного гостиничного номера, и в бытовом плане гость чувствует себя свободнее. Во-вторых, апартаменты обходятся гораздо дешевле номера в гостинице. Впрочем, есть тут и минусы, такие как согласование времени заезда и выезда, отсутствие сервиса или бизнес-возможностей (конференц-залов или комнат для переговоров). А наибольшее число туристов в российскую столицу приезжают все-таки для решения деловых вопросов.
Взгляд в будущее
Эксперты компании Jones Lang LaSalle подсчитали, что в ближайшие пять лет в России планируется вывести на рынок около 13 тыс. новых гостиничных номеров. Однако прогнозы российских экспертов о будущем гостиничного рынка зачастую расходятся.
С одной стороны, специалисты уверены в том, что это одно из наиболее востребованных направлений для инвестиций, и поле для деятельности здесь впечатляющее, ведь российские города настолько проигрывают развитым европейским, что при самых оптимистичных подсчетах понадобится около 5–7 лет, чтобы выйти на схожий уровень. С другой стороны, гостиничный сегмент – один из самых чувствительных как к экономической, так и к политической ситуации в стране и мире, и если судить по последним событиям, мало кто из экспертов питает в этом отношении оптимизм.
Общероссийский объем капиталовложений в гостиничный бизнес в прошлом году составил 250 млн долл., это очень небольшая часть от общемирового, достигающего почти 50 млрд долл. Самой крупной сделкой на рынке в прошлом году стала покупка бизнесменом Александром Клячиным (сеть AZIMUT Hotels) отеля Renaissance Moscow Olympic (сумма сделки оценивается в 170 млн долл.). В Санкт-Петербурге компания «Норд» приобрела 100% акций компании «Гостиницы Алроса», владеющей несколькими отелями в различных городах России, в том числе четырехзвездным отелем «Введенский» (Санкт-Петербург). Эта сделка оценивается экспертами в 30–35 млн долл.
На этом фоне интересным представляется переоборудование советских гостиниц, добротно выстроенных и являющихся выгодным вложением, но требующих доработок, чтобы соответствовать современному уровню. В Москве не так давно были одобрены для реконструкции гостиницы «Молодежная» на Дмитровке, «Тифлис» на Остоженке.
Большинство экспертов все же дают позитивные прогнозы ближайшего будущего гостиничного рынка. В условиях дисбаланса спроса и предложения рентабельность многих объектов только выиграет. Однако большинство игроков рынка в данной экономической ситуации, по-видимому, постараются не рисковать и будут стараться хотя бы сохранить имеющийся доход.
Наталья ПОПОВА
На начало 2014 г. в Москве насчитывалось 22 пятизвездные гостиницы, 41 – четырехзвездная и более 70 – трехзвездных.
В 2013 г. в Москве официально действовали 215 гостиниц разного уровня, способных единовременно вместить более 73 тыс. человек.
По данным столичного Комитета по туризму в городе строится 38 гостиниц, ввод которых запланирован до конца 2016 г.
В ближайшие пять лет в России планируется вывести на рынок около 13 тыс. новых гостиничных номеров.
Москва занимает первое место по прибыли с одного гостиничного номера среди 10 крупнейших туристических центров Европы.
Обеспеченность Москвы качественным номерным фондом составляет около 2,6 номера на тысячу жителей. В Лондоне, Париже, Берлине обеспеченность составляет 8–12 гостиничных номеров на тысячу жителей.
Общероссийский объем капиталовложений в гостиничный бизнес в прошлом году составил 250 млн долл., это очень небольшая часть от общемирового, достигающего почти 50 млрд долл.
Гостиница «Пекин» – одна из самых известных и узнаваемых гостиниц Москвы. Она построена по проекту архитектора Д.Чечулина, одного из основоположников архитектурного стиля, впоследствии названного «сталинским ампиром». Гостиницу ввели в эксплуатацию в 1955 г., хотя проект был разработан еще в 30-х годах. В 1939 г. началась отрывка котлована под здание, но работы были приостановлены в связи с началом Второй мировой войны. Первоначально здание предназначалось под гостиницу для сотрудников МВД и МГБ. Название «Пекин» было призвано символизировать дружбу между Советским Союзом и Китаем. Гостиница «Пекин» изначально считалась гостиницей повышенного уровня, на 11-м этаже были расположены дорогие эксклюзивные номера, высота потолка которых составляла 6 м, подобные номера в столице были только в гостинице «Москва». В настоящее время гостинично-офисный комплекс «Пекин» включает 140 номеров различной категорийности, бизнес-центр, несколько конференц-залов. Реновация номерного фонда была начата в 2000 г. и закончена к 2010 г.
Гостиница «Украина» – одна из легендарных гостиниц Москвы и одно из семи зданий «сталинских высоток». Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе именитых советских архитекторов под руководством академика архитектуры А.Мордвинова. Общая площадь здания «Украины» более 88 тыс. кв. м, высота – 206 м, включая 73-метровый шпиль.
Здание отличает композиционное совершенство. Советская символика в наружном декоре «Украины» – звезды, серпы и молоты в обрамлении венков, – утратив со временем свой политический пафос, стала ее изюминкой и сентиментальным напоминанием об ушедшей эпохе. Торжественное открытие гостиницы «Украина» состоялось 25 мая 1957 г. Признанная крупнейшей в Европе, она поражала великолепием интерьеров. В 2005 г. полностью отреставрирован фасад здания, объявленного памятником истории и культуры. В марте 2007 г. начались полномасштабные реставрационные работы. В 2010 г. в обновленном здании гостиницы «Украина» открылся новый современный отель – Radisson Royal Hotel, Moscow.
Гостиница «Метрополь». Здание, в котором располагается гостиница, – это выдающееся произведение в стиле «ар нуво». Его строительство велось с 1899 по 1905 г. Идея создания гигантского многофункционального культурного и гостиничного комплекса принадлежала Савве Мамонтову. Для сооружения здания он привлёк лучших мастеров Москвы. Фасады, которые выходят на Театральную площадь, поражают изобилием декоративных элементов. Авторы захотели продемонстрировать все возможности стиля «ар нуво». Самый важный в фасадной композиции – шестой ярус. Он состоит из удивительных панно из майолики. Самое крупное было создано по картине Врубеля – знаменитой «Принцессе Грёза». Изначально здание было опоясано майоликой с цитатой Ф.Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После Октябрьской революции большая часть цитаты исчезла со стен гостиницы. В 1986 г. «Метрополь» был закрыт на реконструкцию, которая завершилась в 1991 г. В результате колоссальной работы была создана фактически новая гостиница, сочетающая в себе всю величественность и благородство антикварной роскоши и последние достижения науки и техники в сфере комфорта.