Китайская формула успеха

Vl1phGImwp.jpg

Китайское «экономическое чудо» затронуло не только промышленность, но и
выставочную сферу во всех ее аспектах: строятся новые выставочно-конгрессные центры,
растут доходы городов и провинций, где есть такие центры. Успех отрасли – в большой
степени результат грамотной государственной политики.

Развитие выставочно-конгрессной деятельности в Китае впечатляет. Здесь создана
мощная материально-техническая база, производится выставочное оборудование, используются
современные информационные и коммуникационные технологии. В Китае получила развитие
выставочная наука, ведется подготовка кадров.

За последние 10 лет во многих городах построены и введены в эксплуатацию современные
выставочные комплексы. В Пекине – это Новый международный выставочный центр (NCIEC)
общей площадью 1,03 млн кв.м и Центр выставок и конференций (CNCC) на 23,6 тыс. кв. м.

Стремительное развитие Шанхая требует новых выставочных площадей – там открыт
Шанхайский международный выставочный центр (SNIEC) площадью 250 тыс. кв. м и Центр
выставок и конференций Shanghai Pudong Expo площадью 14,5 тыс. кв. м.

В Гуанчжоу гостей принимает Международный центр выставок и конференций (GICEC)
площадью 700 тыс. кв. м, а в Харбине – Харбинский международный выставочно-конгрессный
центр (HICEC) на 330 тыс. кв. м.

Даже в небольшом (около 100 тыс. жителей) приграничном с Россией городе Суйфэньхэ
построен выставочный комплекс площадью 83 тыс. кв. м и пятизвездная гостиница.

Для развития выставочной индустрии в самых разных городах создаются условия
наибольшего благоприятствования. Это и всесторонняя поддержка Народного правительства
города, и высокая степень открытости и международного сотрудничества (реформа открытости
в Китае), и богатые туристские ресурсы. Наличие современного выставочного комплекса, его
удобное с точки зрения транспортной инфраструктуры местонахождение, развитая система
обслуживания – все это привлекает в региональные центры как экспонентов, так и посетителей.

Один из ярких примеров – Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка
(ХМТЭЯ). За 20 лет ее существования совокупная сумма подписанных контрактов достигает 100
млрд долл.

В Декларации об углублении стратегического взаимодействия на международной арене,
подписанной в июле 2005 г. Председателем КНР Ху Цзиньтао и Президентом РФ Владимиром
Путиным, ХМТЭЯ была названа в качестве важного элемента такого взаимодействия. В
документе сказано: «Успешное проведение ХМТЭЯ продвигает развитие экономики Дальнего
Востока, Западной и Восточной Сибири РФ. А также играет важную роль в развитии экономики
Северо-Восточного Китая».

Харбинская ярмарка занимает второе место по посещению россиянами после Кантонской
экспортно-импортной ярмарки, проводимой в Гуанджоу.

Доля подписанных сделок на Кантонской ярмарке составляет 25% всего экспорта
Китая. Кантонская ярмарка проводится дважды в год, в течение пяти дней. За время ее работы
доход только у таксистов увеличивается по сравнению с обычными днями на 3 млн юаней,
одновременно увеличивается спрос на услуги связи, гостиницы, заметно растет оборот магазинов
и ресторанов. Ведь Кантонская ярмарка дважды в год принимает более 100 тыс. иностранных
гостей из более чем 170 стран. Заполнение гостиниц города в это время составляет более 95%.

Все эти результаты достигнуты благодаря целенаправленной государственной политике.

При проведении крупных международных статусных выставок, количество которых не
так уж и велико, Народное правительство КНР осуществляет их планирование, финансирование
и общую координацию, принимает активное участие в организации таких выставок, что
ограничивает недобросовестную конкуренцию и способствует росту популярности этих
мероприятий.

Так, разграничены и четко определены выставочные центры для проведения
международных выставок, организатором которых выступает Народное правительство
КНР. В частности, в г. Чангунь проводится автомобильная выставка, в Харбине – торгово-
экономического сотрудничества Северо-Востока Китая с Россией и другими странами, в Шанхае
– строительного оборудования, в Пекине – строительных материалов и чая, в Гуанчжоу –
экспортно-импортных товаров, в г. Иу – товаров народного потребления.

Перед каждым центром чётко поставлены цели и задачи, и они не перебегают дорогу
друг другу. Эти выставки являются брендами городов и оказывают существенное влияние на
модернизацию экономики города, провинций или всей страны.

Жёсткая координация, соответствующая финансовая политика – вот слагаемые успеха.
Для проведения выставок как внутри страны, так и за рубежом выделяются огромные денежные
средства.

До последнего времени сдерживающим фактором для активного участия китайских
компаний в российских выставках являлось отсутствие в регионах больших выставочных
площадок, китайцы считали неэффективным возить на российские выставки по 10–30 компаний.

В России за последние годы ситуация в регионах существенно изменилась, вводятся и
уже функционируют новые выставочные комплексы (Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону),
расширяются выставочные площади за счёт реконструкции (Новокузнецк) и за счёт мобильных
выставочных павильонов (Барнаул) и др.

Сейчас можно предлагать и проводить в регионах национальные китайские выставки и
отдельные отраслевые экспозиции (строительные материалы, оборудование, спецтехника, товары
народного потребления, резинотехнические изделия, информационные технологии и др.).

Китайцам проще финансово запланировать и провести свою выставку в каком-то
российском регионе, чем организовать коллективное участие китайских компаний в российских
выставках, проводимых в регионах. Чтобы принять такую выставку, предложения китайской
стороне необходимо направлять не менее чем за год и до принятия бюджетов, а это октябрь–
ноябрь.

Однако в большинстве наших городов до сих пор нет специализированных выставочных
комплексов. Проводятся практически одинаковые по тематике выставки, мало достоверной
информации, что вызывает недоверие у китайской стороны и затрудняет им выбор той или
иной выставки. И самое важное, на что обращают внимание китайцы, – это участие органов
власти в организации предлагаемых выставок. Для того чтобы быть принятым, предложение для
китайской стороны должно исходить от органов власти или от Торгово-промышленных палат.

Поэтому еще два года назад китайская сторона предложила создать Российско-Китайский
выставочно-конгрессный союз для планирования и координации проведения китайских выставок
на территории России или совместных российско-китайских выставок как на территории Китая,
так и России.

Однако дальше намерений, закреплённых на бумаге китайской и российской сторонами,
этот проект не пошёл.

Причин этому было много как объективных, так и субъективных. Основная из них та, что
с китайской стороны большинство участников проекта – это торгово-промышленные палаты
городов и провинций КНР, а с российской стороны – выставочные компании, т. е. коммерческие
структуры.

Развитие сотрудничества в выставочно-конгрессной деятельности между Китаем и
регионами России очень перспективно, и в интересах обеих сторон ускорить процесс создания
Российско-Китайского выставочно-конгрессного союза.

Вера ЕРМИЛОВА,

генеральный директор ООО «Дальэкспоцентр»

Новый международный выставочный центр (New China International Exhibition Center,
NCIEC)

Быстрый экономический рост Китая, вступление страны в ВТО и невероятное развитие
его выставочной индустрии стали объективными причинами, по которым возможности
выставочного комплекса CIEC, являвшегося до недавнего времени самым крупным выставочным
комплексом Пекина, стали ограничены. CIEC уже не мог полностью удовлетворить запросы
по площади целого ряда выставочных форумов. Поэтому правительство КНР в 2003 г.
приступило к строительству нового выставочного комплекса NCIEC в Пекине. К моменту его
завершения общая площадь комплекса будет составлять 1,53 млн кв. м, в том числе 900 тыс. кв.
м собственно выставочной площади и 630 тыс. кв. м – для инфраструктурных и сервисных нужд.
Правительством КНР зарезервировано еще 700 тыс. кв. м земель рядом с NCIEC для возможного
дальнейшего расширения проекта. После его окончательного завершения выставочный комплекс
NCIEC станет крупнейшим комплексом в Азии.

Китайский международный выставочный центр (China International Exhibition Center,
CIEC) – до последнего времени был крупнейшим выставочным центром Пекина. Здесь проходят
наиболее крупные международные и национальные выставки. В настоящее время в CIEC
ежегодно проводятся более 120 международных выставок. Центр располагает 14 постоянными
выставочными залами, залами для переговоров, местами для стоянок автомобилей, таможенным
складом и пр.

Шанхайский новый международный выставочный центр (Shanghai New International
Expo Centre, SNIEC) – ведущий экспоцентр Китая с самой современной организацией проведения
выставок любого масштаба. Он расположен в деловом районе Шанхая – Пудонге, сердце
китайского и азиатского бизнеса, и с момента открытия в ноябре 2001 г. сразу привлек к себе
международное внимание Благодаря доступному местонахождению, огромным инвестициям и
качественной организации сервиса SNIEC показывает впечатляющий рост. Год от года в SNIEC
проводится все больше выставок. Его ежегодно посещают более 2 млн гостей.

Харбинский международный выставочно-конгрессный центр (Harbin International
Conference and Exhibition Center, HICEC) построен в 2002–2003 гг. и расположен в северо-
восточной части Харбинской экономической зоны. Комплекс занимает площадь 63 га. Его
общая выставочная площадь составляет 330 тыс. кв. м. HICEC состоит из выставочного центра,
конференц-центра, гостиницы и спортивного комплекса. Это самое большое по площади
выставочное сооружение на северо-востоке Китая и единственный в стране объект, который
одновременно может функционировать как выставочный и спортивный комплексы.

Город Суйфэньхэ на границе с Россией еще пару десятилей тому назад был захолустным
провинциальным поселком и мало чем отличался от находящегося на другой стороне реки
приморского поселка Пограничный. Развитие города началось в 90-х годах, когда правительство
объявило Суйфэньхэ «экспериментальным районом приграничной торговли». За два десятилетия
из одноэтажного поселка вырос многоэтажный город с выставочным центром и множеством
гостиниц, ресторанов, торговых центров. Суйфэньхэ поднялся на приграничной торговле с
Россией, в частности на «челноках», которые в начале 90-х снабжали отсюда все российские
рынки. Многочисленные магазины пестрят вывесками на русском языке, большинство продавцов
владеют необходимым языковым минимумом, чтобы объясниться с покупателем. Сегодня
официальное население Суйфэньхэ – около 40 тыс. человек и торговля в большой степени
цивилизовалась. В поселке Пограничный на российской стороне всё осталось по-прежнему.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!