Что такое самая лучшая еда? Кто-то скажет – дело вкуса, другой ответит, что это, конечно же, деликатесы, а четвертый не сомневается, что ничего нет правильнее сырых вегетарианских экопродуктов. ВОЗ отвечает на данный вопрос совсем не официально, а по житейски разумно: «Семейная (домашняя) еда, приготовленная из свежих продуктов». На наш вкус, звучит очень аппетитно.
В детской песенке «хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох…». Однако при современном ритме жизни далеко не всем доступна такая «роскошь», как вымыть, перечистить и порезать гору овощей для супа или рагу, налепить пельмешек, выпотрошить, вымыть, очистить от чешуи рыбу. Совсем уж сложно представить себе процесс ощипывания курицы или шелушения зеленого горошка. Да что говорить, иногда и на то, чтобы просто почистить картошку на ужин, у современного работающего горожанина не хватает сил и времени. Теперь современные хозяйки приносят на кухню сумки с почищенными, разделанными или замороженными продуктами и готовят еду из того, что пищевая промышленность расфасовала для нас по пакетам и коробочкам, предварительно доведя до состояния полуготовности или даже полной готовности. У нас остается больше времени на себя и близких, а индустрия производства готовых продуктов питания успешно развивается, балансируя между стремлением полностью перенести процесс готовки с наших кухонь в их промышленные цеха и опасением разрушить нашу хрупкую иллюзию, что мы, жители развитых стран, питаемся в прямом соответствии с рекомендациями ВОЗ .
Выставка «Мир вкуса/Tasty World» – это именно то место, где представители оптовых баз продуктов питания, дистрибьютеры, ритейлеры, байеры розничных сетей, закупщики предприятий общественного питания (технологический процесс современных ресторанов тоже не предполагает ощипывания кур) встретятся и заключат договора с участниками выставки – поставщиками продуктов питания. Здесь будут представлены все новинки и последние тенденции развития мирового рынка продуктов питания, основные, хорошо известные бренды, и совсем новые компании, только вступающие на пищевой рынок России.
На площадках «Крокус Экспо» будут демонстрироваться как традиционные продукты питания, так и товары нового поколения, оборудование для предприятий торговли и сферы питания и для упаковки пищевой продукции, инновационные материалы и передовые логистические решения, и средства доставки продуктов и сырья для их производства.
Основные разделы – бакалея, молочная продукция, сыры, салон мороженого, рыба и морепродукты, овощи-фрукты, мясо и мясопродукты, колбасные изделия, птица и яйцо, консервы, соусы и кетчупы, безалкогольные и алкогольные напитки, замороженная продукция, продукты для ресторанов, масложировые продукты, мучная продукция и ингредиенты.
Один из самых динамично развивающихся сегментов этого рынка – производство замороженных продуктов. Их потребление в России растет очень быстрыми темпами. Во многом подъему отрасли способствуют недостаток времени у работающих горожан, дороговизна предприятий общественного питания, развитие сетевой розницы, повышение качества продуктов заморозки за счет применения современных технологий, а также стремление современного потребителя питаться правильно. На выставку производители привезут всё, что можно заморозить, – мясные и рыбные полуфабрикаты, продукты из теста, готовые блюда, фрукты и овощи, а также упаковочное, производственное и торговое оборудование.
Быстрее всего на рынке замороженных продуктов растут продажи мороженых креветок и «морских коктейлей» (ежегодно на 30%) и всевозможных смесей, как овощных, так и грибов (16–20%). Если несколько лет назад россияне покупали в основном пельмени и мороженые котлеты, то теперь расширяется круг потребителей не только недорогих мороженых продуктов, но и экзотики типа спаржи, ростков бамбука, дорогих морепродуктов. В целом российский рынок замороженных продуктов демонстрирует ежегодный стабильный рост порядка 10–12%. Растет и объем потребления на душу населения, сейчас это около 12–13 кг на одного человека (неясно, правда, сколько останется, если вычесть пельмени). В развитых странах эти показатели намного выше, так что перспективы роста хорошие. На выставке заморозка будет представлена также и в разделе «Здоровое питание». Разнообразные замороженные овощные смеси стали настолько популярными у любителей здорового питания, что сейчас они составили примерно 44% этого сегмента.
Еще одним крупным разделом выставки станет «Бакалея». Ведущие российские и иностранные производители круп, макаронных изделий, сахара, сухофруктов, орехов и т.д. подготовят коммерческие предложения для представителей оптовых компаний и розничных сетей. Широкий ассортимент товаров поможет сформировать максимально подходящую бакалейную полку для магазинов различных форматов. Иностранные производители и поставщики орехов и сухофруктов используют площадку выставки, чтобы продвигать на российский рынок свою продукцию.
Наиболее динамичный и подверженный изменениям раздел, где всегда бывает много интересных новинок, – это экспозиция соусов, кетчупов и масел. Структура этого рынка постоянно меняется, следуя за потребительскими предпочтениями. Российский рынок привлекателен для иностранных поставщиков оливкового масла, для них это возможность найти дистрибьютеров. С каждым годом на стендах, предлагающих соусы и масла, растет и количество заинтересованных в закупках посетителей. Это не только представители оптовой торговли и розничных сетей, но и предприятий общественного питания.
В рамках выставки пройдут форумы, конференции и «круглые столы», на которых будут обсуждаться актуальные проблемы отрасли, а также запланированы мастер-классы, дегустации продуктов, конкурсы.
Ирина КОНДРАШОВА
Выставка «Мир вкуса/Tasty World» пройдёт с 11 по 14 февраля 2014 г. Организатор – компания DP Group при поддержке Минпромторга, Минсельхоза РФ, МТПП и МВЦ «Крокус Экспо».
В США потребление замороженных продуктов составляет порядка 60 кг на человека, в странах Европы – 25 кг, в России – 12 кг.
Многие считают, что сегодня производство продуктов питания в большей степени связано с химической промышленностью, чем с сельским хозяйством. И правда, сейчас трудно найти хоть что-нибудь, не содержащее пресловутых консервантов, ароматизаторов, антиокислителей, загустителей, улучшителей и пр. От обычного хлеба до сложных готовых блюд – везде они, вездесущие «Е». Международные стандарты на пищевые добавки и примеси определяются Объединенным комитетом экспертов Международной сельскохозяйственной организации (JECFA) и Кодексом «Алиментариус» (Codex Alimentarius), принятым Международной комиссией ФАО/ВОЗ и обязательным к исполнению странами входящими в ВТО. Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза с 1953 г. действует система нумерации. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Большинство пищевых добавок можно считать вполне безопасными. Со временем, однако, по мере развития аналитических методов и появления новых токсикологических данных, государственные нормативы могут пересматриваться. Так, часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны опасными и запрещены. Кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому врачи рекомендуют по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых и аллергиков.