Еще не так давно призыв «Летайте самолетами “Аэрофлота”» вызывал недобрую усмешку. А какими же еще летать, других-то не было. Сегодня российский пассажир имеет возможность выбора авиакомпании, которая доставит его в нужное место. Что касается нашего крупнейшего национального перевозчика, то для того, чтобы люди захотели летать его самолетами, ему надо серьезно потрудиться.
В феврале 2010 г. «Аэрофлот» планирует запустить едва ли не самый масштабный свой проект – собственный терминал (терминал D, или «Шереметьево-3»), который будет обслуживать 110 международных и более 60 внутренних рейсов «Аэрофлота», его «дочек» и других компаний. Пропускная способность нового терминала составит 12 млн пассажиров в год, или 5016 пассажиров в час. (Для сравнения: мощности аэропорта «Шереметьево-2» позволяют обслужить 2100 пассажиров в час.) Уже с ноября 2009 г. Аэрофлот начал постепенный перевод в новый терминал своих внутренних и международных рейсов.
Любой часто летающий за границу пассажир знает: назвать «Шереметьево-2» современным международным аэропортом можно только с большой натяжкой. Да и улететь оттуда можно далеко не в каждую точку мира. Для того, чтобы попасть из Москвы в целый ряд крупных зарубежных центров, приходится пользоваться так называемыми хабами, т. е. крупными международными пересадочными аэропортами, где происходят стыковки многочисленных международных авиалиний. В Москве до сих пор такого хаба не было. Это создавало неудобства и для пассажиров, и для компаний альянса Sky Team, членом которого не так давно стал «Аэрофлот».
Терминал D, который расположен в 400 м к западу от терминала «Шереметьево-2», станет первым в России полноценным международным хабом. В основу архитектурно-художественного образа положен облик гигантского лебедя с распростертыми крыльями. Но важнее не столько образ нового сооружения, которому прочат статус главных авиационных ворот России, сколько его удобство для пассажиров и работающих там авиакомпаний.
В новом аэровокзальном комплексе предусмотрена стоянка на 4 тыс. автомобилей, которая сообщается со зданием аэровокзала крытым надземным переходом, удобным как для самих пассажиров, так и перемещения их багажа.
В новом терминале установлена автоматизированная система обработки багажа, способная обеспечить обработку 5523 единиц багажа в час. Система включает пять круговых транспортеров для обслуживания прибывших международными рейсами и три таких же транспортера для пассажиров внутренних рейсов.
Зарегистрироваться на рейс здесь можно будет на любой из 159 работающих стоек, а не только на специально выделенных, как в других аэропортах. Проектировщики старались по возможности снизить роль человеческого фактора, максимально автоматизируя все процессы. В частности, на парковках система въезда–выезда не предполагает наличие оператора.
Аэродром нового терминала будет принимать все типы воздушных судов, для которых оборудованы 33 стоянки, 22 из них оснащены телескопическими трапами.
На максимальную мощность терминал будет выходить постепенно. Все помнят недавнюю накладку (если не сказать, скандал) в лондонском аэропорту Heathrow, когда через несколько часов после открытия терминала-5 вышла из строя система сортировки багажа. Так вот в новом шереметьевском терминале администрация делает все, чтобы избежать подобного. Именно поэтому в течение нескольких месяцев здесь проводились «тренировочные» рейсы, в роли пассажиров выступали сотрудники «Аэрофлота» и участвующих в строительстве компаний. Они по нескольку раз проходили «регистрацию» и «паспортный контроль», «сдавали» и «получали» багаж. К моменту открытия все службы аэропорта хотят до автоматизма отработать свои функции.
Возможности нового терминала рассчитаны примерно на 20%-ный рост пассажиропотока в ближайшие годы.
Качество любого аэропорта мира оценивается не только по удобству для пассажиров, но и для пользующихся его услугами авиакомпаний. Терминал D имеет исключительно высокое значение для альянса SkyTeam в качестве базового хаба. Он позволит повысить эффективность совместного производственного размещения партнеров по SkyTeam в Москве, альянс получает возможность упрочить своё присутствие в России, сделать ее более привлекательной для международных клиентов.
В настоящее время в Москву совершают рейсы восемь членов альянса SkyTeam, включая «Аэрофлот».
Пытаясь занять сколько-нибудь достойное место среди лидеров мирового рынка авиаперевозок и окончательно не отстать в конкурентной борьбе, «Аэрофлот» занимается и модернизацией своего парка среднемагистральных и дальнемагистральных воздушных судов (ВС), настаивая на снятии искусственных барьеров, мешающих его обновлению современными воздушными судами. В качестве основы дальнемагистрального и среднемагистрального флота «Аэрофлот» ориентируется на суперсовременные лайнеры Airbus и Boeing, а в ближнемагистральном сегменте – на российские SSJ-100, впервые показанные публике на авиасалоне в Le Bourget весной 2009 г. «Аэрофлот» – практически единственный российский авиаперевозчик, который приобретает только новые воздушные суда – из сборочного цеха. Поставка новых ВС производится синхронно с выводом из эксплуатации морально устаревших и топливозатратных самолетов Ту-154М. Несмотря на финансово-экономический кризис, «Аэрофлот» не отказывается от поставок законтрактованных новейших дальнемагистральных ВС: 22–х А-350 и 22–х В-787 (ожидаются к 2016–2019 гг.).
«Аэрофлот», как компания со значительной долей участия государства (51%), намерен поддерживать отечественное авиастроение – отрасль, имеющую приоритетное значение для экономического развития России. Исходя их этих соображений, «Аэрофлот» выбрал в качестве основного типа ближнемагистрального воздушного судна новейшую разработку отечественного авиапрома – проект SSJ-100. Компания подтвердила свой твердый заказ на 30 ВС типа SSJ-100 плюс опцион еще на 15 ВС. Сроки поставок зависят от возможностей ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
20 августа 2009 г. генеральный директор ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Виталий Савельев и генеральный директор ОАО «ВЭБ-лизинг» Вячеслав Соловьев подписали договор финансовой аренды (лизинга), предусматривающей передачу авиаперевозчику в лизинг сроком на 12 лет первых 10 самолетов SSJ-100 с правом возврата воздушных судов по окончании срока лизинга. Финансирование сделки будет осуществляться за счет кредитных средств Внешэкономбанка, выделенных ВЭБ-лизингу.
Сделка заключена в рамках реализации положений основного контракта на поставку 30 самолетов SSJ-100, предусматривающих организацию поставщиком финансирования приобретения воздушных судов с использованием механизма лизинга и с привлечением российских финансовых институтов.
По словам генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, участие крупного финансового института в лице Внешэкономбанка гарантирует «Аэрофлоту» возможность выполнения обязательств в рамках контракта и подтверждает политику государства по поддержанию отечественного авиастроения.
НА СКРЕПКУ:
Основные показатели компании «Аэрофлот»:
Пассажиропоток: 6,5 млн человек (9 месяцев 2009 г.).
Основные владельцы: государство (51%), НРК (около 30%). Капитализация: 1,6 млрд долл. (РТС).
Финансовые показатели (1-е полугодие 2009 г.):
выручка – 1,46 млрд долл., чистая прибыль – 14,1 млн долл.
ВЫНОСЫ
«Аэрофлот» – практически единственный российский авиаперевозчик, который приобретает только новые воздушные суда – из сборочного цеха
Терминал D, который расположен в 400 м к западу от терминала «Шереметьево-2», станет первым в России полноценным международным хабом
Альянс SkyTeam образован в 2000 г. авиакомпаниями Air France, Aeromexico, Delta и Korean Air. Сегодня он включает 11 участников: «Аэрофлот», Air France, Aeromexico, Alitalia, China Southern Airlines, Continental, CSA Czech Airlines, Delta, KLM, Korean Air Northwest
ФОТО: avia.ru/photo/svo3/
Скачать статью (.doc)