Россия – страна деревянная. Какие бы новые технологии ни изобретали, какие бы новые строительные материалы ни появлялись, дерево не теряет своей привлекательности и ценности. Работа с деревом на Руси всегда была не только ремеслом, но и искусством. Деревянными кружевами украшали жилые дома и храмы, мастера-краснодеревщики создавали неповторимые предметы интерьера, деревянные шкатулки и сейчас являются желанным подарком, искусство русской деревянной игрушки не знает аналогов в мире.
И сегодня интерес к дереву как строительному материалу и предмету художественного творчества не иссяк – свидетельство тому многочисленные выставки «деревянной» тематики: это и «Мебельный клуб», проходящий в ноябре в «Крокус Экспо», и «Евроэкспомебель», проводимая там же компанией МВК в мае, и её же «Деревянное домостроение», и экспоцентровская «Мебель». На всех этих выставках помимо основных экспозиционных товаров предлагают и многочисленные сувениры из дерева, подарки, предметы интерьера. Вполне естественно, что и художники по дереву именно здесь стараются показать свои творения. С одним из таких художников, Дмитрием Ильинчиком из Минска, мы встретились на выставке «Мебельный клуб».
Член Союза художников России Дмитрий Ильинчик работает с деревом, как сам говорит, всю жизнь. Сегодня его работы хранятся в Музее искусства и культуры Республики Беларусь, украшают дома и радуют людей многих стран мира.
Он часто принимает участие в выставках, проводимых в Москве, предпочитая мебельные экспозиции, выставки, связанные с обработкой дерева, а также экспозиции подарков и сувениров. Особенно ему нравится бывать в «Крокус Экспо». Здесь, по его словам, легко дышится, персонал приветлив и умеет ценить искусство. Ему есть с чем сравнивать, поскольку он бывает на выставках и в других выставочных центрах Москвы, Санкт-Петербурга и Европы.
Стиль, в котором работает мастер, называют корневой пластикой, но сам автор не готов давать своему стилю каких-либо определений, полагая, что это удел искусствоведов. Для него работа с деревом – это, прежде всего, общение с природой, которое начинается еще на этапе поиска материала.
Дмитрий – художник-мыслитель, одновременно он хочет заставить мыслить и зрителя: «Я люблю заставить зрителя немножко пошевелить мозгами, поработать. Всегда нужно делать такие вещи, чтобы заставить зрителя думать больше, чем сам художник». Некоторые образы, по его словам, «всплывают» у него сами и сразу, некоторые приходится «высматривать» долго, а потом бережно и терпеливо убирать из материала лишнее.
Дерево для автора – это своего рода море, из которого он выуживает своих рыб, бабочек, дев, витиеватые вазы и прочие образы. Частенько мастер использует топляк – дерево, долгое время пролежавшее в болоте или в озере: оно дает богатую фактуру и цвет.
Рыбы, пожалуй, самая многочисленная «популяция» в его коллекции и наиболее любопытная с точки зрения техники исполнения. Каждая из них со своим характером, выражающимся в пластике, цвете, форме, идее. Есть среди них настоящие акулы, есть мелкие рыбешки, есть рыбы-цветы и рыбы, похожие на цветущий кусок земли или на камень. Дерево для своих рыб Дмитрий Ильинчик использует разное, но преимущественно уже сухое.
Его рыбы получаются такими живописными, такими живыми! Многое в них остается нетронутым, «диким», местами даже присутствует мох. При этом один и тот же кусок дерева может давать разную фактуру и цвет. И художник обыгрывает это в форме, которая за счет контрастов проявляет себя еще ярче.
Он никогда не знает заранее, в какой технике будет работать в каждом конкретном случае и что именно «вырисуется» в итоге, куда его заведет материал, на какой образ натолкнет. Значение имеет воображение автора и его стремление увидеть то, чего не увидит больше никто. По признанию мастера, иной «обрубок» может отлеживаться несколько лет, прежде чем «захочет сообщить что-то о себе».
Чтобы чувствовать природу, ей надо доверять. Дмитрий Ильинчик доверяет ей как художнику больше, чем самому себе: он перепоручает ей часть своей работы. Например, некоторые свои объекты он вымачивает в болотной жиже и только потом доводит до ума: «Чуть-чуть увидел форму – и туда. А потом уже добавил своего воображения». Это дает и богатство фактуры, и богатство оттенков. «Эту рыбу я утопил в болоте, в торфе, ее хорошо поели червячки, всякие жучки-паучки. Они-то и придали этой рыбе необычайную красоту. Мох я оставил для краски. Так что этот рисунок сделан самой природой».
«Обратите внимание на эту вазу. Если б не было такой красоты, если б не было такой текстуры, необычайной, воздушной, никогда б я с этим куском дерева не возился».
Для одной из сделанных мастером женских фигур был использован крымский можжевельник, который был добыт им лет десять назад в Крыму, в тех местах, где в 1929 г. произошло землетрясение. «Тогда камни ломали деревья, и за много лет они приняли необычайные формы. Оттуда, с гор, я и вытащил какое-то количество этого дерева». Многое в фигуре оставлено нетронутым, что-то угадывается, что-то додумывается, оттого эта работа вышла такой чувственной, а образ по-настоящему женственным.
Вот бабочка из карельской березы: рисунок дерева был таким, что крылья «просились» сами. Бабочка «сидит» на срезе пня. Пень, по всей видимости, сосновый или еловый, но прелесть его в том, что по краям у него удивительные расщелины, похожие на фьорды, эти края художник слегка обжёг, придав им большей выразительности. Композиционно получилось очень цельно. Это создано, как считает художник, самой природой, и важно было эту цельность не нарушить: «Если вырезать буду только я, результат всегда будет убогим. Как говорят настоящие художники, мастер лишь пытается повторить природу. И это так, что бы мы ни делали».
На вопрос «Учились ли вы где-нибудь изобразительному искусству?» Дмитрий Ильинчик рассказывает о том, что брал несколько мастер-классов у известных минских художников: «Кое-что почитал, кое-что посмотрел, но если я буду делать так, как делал кто-то или делать по учебникам, я потеряю свою индивидуальность, и мое искусство превратится в ремесло. Скажу правду: нужно научиться лишь каким-то общим, первичным вещам и понять, какой вообще бывает резьба». Его самодостаточность фактически и есть его художественный метод. «В искусстве ничего не получится, если не быть “больным”, если не любить фанатично свою работу. Сутками, годами, и всегда через любовь. Ремесленник никогда не достигает вершин. Будет делать великолепную работу, но это не будет искусством».
Дмитрий Ильинчик признается, что очень часто бывает недоволен своими работами: «Может быть, из десяти удовлетворение приносит одна. И чем больше я работаю, тем больше мне кажется, что я бездарный художник. Бывает, распилю материал, потом сожгу или выкину. Но никогда не жалею о прожитом. Абсолютно!»
Не секрет, что в работе любого мастера есть место не только «чистому творчеству», но и «чистой работе». Как многие «деревщики», Дмитрий Ильинчик режет шкатулки. «Это только ради денег. Они кормят меня. Конечно, это красиво, это очень красиво! Но это другое. Бывает, заказывают что-то за весьма большие деньги. Но сами по себе деньги не греют. Сейчас для меня важнее получать наслаждение от процесса. А не работать невозможно. Это – мой мир, мои ощущения, то, ради чего я сейчас и живу. Работаю, пока руки не посинеют».
Ближайшая выставка, на которой можно будет посмотреть, оценить, а может быть, и приобрести работы Д.Ильинчика, – «Охота. Рыбалка. Отдых. Весна–2010», которая состоится 18– 21 февраля 2010 г. в «Крокус Экспо».
Мария ИВАНОВА
При подготовке статьи использованы материалы журнала «ЛесПромИнформ»