К середине 1950-х годов европейские страны и СССР оправились после потрясений Второй мировой войны. Пришло время подумать об организации очередной Всемирной выставки. Она состоялась в Брюсселе в 1958 г. О том, как проходила подготовка к первой послевоенной ЭКСПО и о самом событии рассказывается в книге Валерия Шпакова «История всемирных выставок».
Заявка на проведение Всемирной выставки поступила еще в 1948 г. от правительства Бельгии. Официально она была зарегистрирована Международной ассоциацией выставочной индустрии 5 ноября 1953 г., она же установила и сроки проведения мероприятия – с 17 апреля по 26 октября 1958 г. Девизом ЭКСПО была избрана тема: «Человек и прогресс!».
Для размещения экспозиции отведели территорию в 200га в 7 км от центра Брюсселя. Согласно плану, на одной части территории размещались бельгийские павильоны и здания общего назначения (отделения связи, рестораны и т.п.), а на другой располагался иностранный сектор с национальными павильонами стран–участниц ЭКСПО и 8 павильонами международных организаций.
Выставка, в которой приняли участие 54 страны, а также различные международные организации, была открыта 17 апреля 1958 королем Бельгии Бодуэном.
Бельгийский сектор, занимавший треть выставки, состоял из почти 40 павильонов и фольклорного раздела «Старая Бельгия», воспроизводившего жизнь и быт страны конца XIX в. В этом же секторе построили 3 объединенных международных павильона: Дворец науки, Павильон искусств и «Атомиум», ставший главным сооружением и символом выставки. По своей форме он представлял увеличенную в 165 млрд раз молекулу железа и конструктивно состоял из 9 громадных полых шаров, диаметром 18 м каждый, нанизанных на могучие, снабженные внутри эскалаторами и лестницами трубы диаметром 3,8 м и длиной 22 м. Внутри центральной оси сооружения был смонтирован лифт, который поднимал посетителей внутрь верхней сферы. В шарах размещалась международная экспозиция, посвященная атомной энергии.
«Атомиум», высота которого равнялась 102 м, а вес – 2,4 тыс. т, отразил новые представления человека о мире, связанные с открытиями в области ядерной физики и строения материи. На его сооружение было потрачено около 4 млн долл. из примерно 400 млн долл., израсходованных на организацию всей экспозиции.
В Брюсселе более чем на предыдущих выставках делался акцент на показе естественно-научных и технических достижений. Значительная их часть была сосредоточена в объединенных международных павильонах – «Атомиуме» и Дворце науки. Последний, площадью 10 тыс. кв. м, имел четыре больших раздела: «атом», «кристалл», «молекула», «клетка». Форма показа экспонатов в этих разделах была такова, что посетители как бы проникали в мир крошечных элементов. Международная экспозиция формировалась экспонатами из 16 стран. Советская её часть была посвящена исследованиям в области ядерной физики, космических лучей и полупроводников.
Выставка поражала многообразием новых конструкций, оригинальными архитектурными и инженерными решениями павильонов. Наиболее крупными иностранными участниками ЭКСПО стали СССР, США и Франция, павильоны которых были признаны самыми интересными и необычными.
Французский павильон отличался неординарностью инженерной конструкции. Центр тяжести здания был вынесен к его фасаду. В этой точке сходились все опоры, на которых держалась гигантская крыша площадью почти 10 тыс. кв. м, к ней были как бы подвешены стены. Все это сооружение уравновешивалось с помощью большой стальной стрелы, увенчанной флагом страны.
Павильон Великобритании состоял из двух соединенных между собой зданий. Одно – в виде кристалла, напоминало нечто среднее между готическим собором и «Кристаллпэласом» (знаменитым павильоном Лондонской выставки 1851 г.). В нем посетителей поражали эффектно подсвеченные королевские драгоценности и такие реликвии, как печать лорд-мэра, ключи и жезлы Лондона. В другом Британия демонстрировала новейшие научно-технические достижения: модель танкера с атомным реактором, турбореактивные двигатели, последние модели самолетов, искусственное сердце.
Самым высоким зданием международного сектора выставки был трехшпильный павильон Ватикана с сиявшим над его главным фасадом крестом. Перед входом располагалась стройная колокольня, непрерывно звучавшая нежная музыка колоколов сопровождала входивших в павильон людей.
Особое внимание посетителей привлекал павильон фирмы «Филипс», выполненный по проекту знаменитого архитектора Ле Корбюзье. Он был похож на палатку, имеющую в плане форму эллипса. Железобетонная крыша площадью около 7тыс. кв. м в виде своеобразного тента с тремя остриями была образована 12 параболоидами, переходившими один в другой, и опиралась на незаметные с внешней стороны ребра каркаса. Снаружи павильон, окрашенный в серебристый цвет, опоясывала лента бассейна с мостиками для прохода посетителей. Внутри павильона на две противоположные кривые поверхности тента проецировался фильм. На других поверхностях возникал свет различного цвета (в создании этой части «электронной поэмы» – световой феерии – участвовал Пабло Пикассо). Зрелище сопровождалось стереомузыкой из 300 громкоговорителей, оно было подлинной демонстрацией единства науки, техники и искусства.
Павильон США, строительство которого обошлось в 15 млн долл., представлял собой здание в форме цилиндра диаметром 120 м и высотой 22 м, с прозрачными стенами, оплетенными снаружи золотой сетью. Крыша была построена по принципу велосипедного колеса: стальные колонны, расположенные в стенах по кругу, были стянуты железобетонным ободом, а в центре – «втулка», от которой по радиусам отходили спицы, закрепленные на внешнем кольце кровли. В центре плоского потолка находилось большое круглое отверстие, под которым был создан водоем, окруженный деревьями, сохраненными при строительстве павильона.
В американской экспозиции были представлены новейшие технические разработки: цветное телевидение, счетные машины с электронной памятью, дававшие ответы на вопросы посетителей на 10 языках; совершенная телефонная связь (чтобы дать представление о ее емкости, была продемонстрирована 24-томная телефонная книга Нью-Йорка); атомные часы; макеты 5 действующих ядерных установок, стенд достижений в изучении вирусов. Внимание привлекал кинотеатр будущего – «Циркорама», где проецируемый на круговой экран фильм об Америке создавал у зрителей эффект присутствия.
Большим вниманием на ЭКСПО пользовался павильон СССР, где демонстрировалась главная сенсация выставки – макет первого искусственного спутника Земли, запущенного в космос всего за полгода до ее открытия. Об интересе к советскому павильону говорит тот факт, что за весь период работы его посетило более 30 млн человек.
Здание советского павильона представляло по форме огромный стеклянный параллелепипед объемом 237 тыс. куб. м и площадью 22 тыс. кв. м. Средний зал павильона имел ширину 48 м, к нему сбоку примыкали трехэтажные пристройки с антресолями, открытыми в зал. Архитектурно-строительной особенностью павильона являлось то, что он не имел фундамента. Здание в буквальном смысле висело на 16 высоких мачтах-опорах, а 16 ферм, обращенных наружу, держали стеклянные стены павильона, которые, подобно занавесям, были прикреплены к фермам перекрытия. Павильон строился почти год – с марта 1957 г. его возводили бельгийские фирмы.
Он считался одним из наиболее насыщенных экспонатами, которые готовили более 700 предприятий, НИИ, лабораторий, художественных мастерских. Главная тема экспозиции называлась «Мир и труд». Вводный зал, оформленный красным гранитом, был посвящен рассказу о государственном устройстве страны. В следующем, промышленном, зале было представлено большое количество автоматических станков (больше, чем во всех остальных павильонах вместе взятых), один из которых, с числовым программным управлением, был удостоен Гран-при; действующий макет 25-кубового шагающего экскаватора со 100-метровой стрелой, произведенного на заводе «Уралмаш».
В разделе научных исследований внимание привлекали макеты первых космических кораблей и экспозиция о развитии в стране ракетной техники, начиная с работ Константина Циолковского; макеты первой в мире атомной станции в Обнинске и атомного ледокола.
Раздел «Строительство» с помощью макетов, панорамных фотографий и диорам рассказывал о жилищном и городском строительстве в стране. 20-метровая многоплановая панорама давала представление о застройке Юго-Запада Москвы. Здесь же были представлены макеты жилого района «Новые Черемушки», двух станций московского метро – «Комсомольская» и «Кропоткинская».
Зал, посвященный отдыху, напоминал зеленую поляну на открытом воздухе, с огромными диорамами городов-курортов Сочи, Кисловодска, пионерского лагеря «Артек», а также с макетом стадиона в Лужниках.
Перед павильоном был построен киноконцертный зал на 950 зрителей с открытым кафе на плоской крыше.
Советские экспонаты получили 527 наград, в том числе 82 Гран-при, 118 золотых, 137 серебряных и 111 бронзовых медалей, 79 дипломов.
Всемирная выставка в Брюсселе продемонстрировала возросший уровень технологий и научных открытий в мире. Об этом свидетельствовали такие уникальные экспонаты, как искусственный спутник Земли, макеты космических ракет и атомных станций, разработки в области молекулярной химии. Новое слово выставка сказала и в области архитектуры.
За все дни работы ее посетили почти 45 млн человек, из которых 6 млн – иностранные гости. Достижения технического прогресса, особенно в области средств связи, продемонстрированные на Брюссельской выставке, вызвали у некоторых специалистов опасения, что роль последующих ЭКСПО в качестве средства обмена и распространения информации о научно-техническом и социальном прогрессе может быть утрачена. Однако жизнь показала беспочвенность этих опасений. Человеческая мысль постоянно стремится к новым открытиям, а это только усиливает необходимость обмена идеями.
БиВ