Harley-Davidson — это не только марка семейства модных в мире мотоциклов. Это стиль жизни людей, которым не страшны никакие препятствия.
Велосипед с моторчиком
В 1901 г., когда два 19-летних американских парня из города Милуоки — Уильям Харли и Артур Дэвидсон — решили заняться производством мотоциклов, этому средству передвижения исполнилось лишь15 лет. И с 1885 г., а именно тогда немецкий инженер Готлиб Даймлер запатентовал «машину для верховой езды с керосиновым двигателем», в конструкции мотоцикла мало что изменилось. По сути это был все тот же велосипед с моторчиком, который позволял передвигаться чуть быстрее пешехода и не мог самостоятельно преодолеть даже самый пологий подъем.
Тем не менее идея Даймлера была хороша, и самое главное — ее семена упали на благодатную почву. Во-первых, и Европа, и Америка к концу ХIХ столетия освоили и оценили достоинства велосипеда. Во-вторых, в мире существовали сотни фабрик, выпускавших велосипеды, а приспособить к ним моторчик не составляло труда. В-третьих, моторостроительные фирмы как раз совершили очередной прорыв и разработали легкие и относительно надежные двигатели. В-четвертых, все те, кто не мог позволить себе автомобиль, готовы были выложить деньги за мотоцикл.
В общем, к началу ХХ в. за производство мотоциклов готовы были взяться многие, так что милуокские энтузиасты были не одиноки в своей попытке подарить миру новый транспорт. За основу они решили взять самую популярную в то время модель французской фирмы De Dion, но внести свои изменения. Их было не так уж много, но работа заняла три года. Время не было потрачено зря: мотоцикл оказался настолько удачным, что в 1905 г. он, проехав 15 миль за 19 мин 02 сек, победил в мотоциклетных гонках в Чикаго.
Прототип нового мотоцикла был создан в сарае размером 3×5 м, который стоял во дворе дома семьи Дэвидсонов. Позже этот легендарный сарай был поставлен в центре уже настоящей фабрики на авеню Джуно в Милуоки, где он стоял много десятилетий как память о скромном происхождении культовой мотоциклетной компании. В начале 1970-х сарай был случайно уничтожен подрядчиками, нанятыми для уборки фабричного двора.
Время великих стартов
Harley-Davidson Motor Company была зарегистрирована в 1903 г. Это было по-настоящему великое время. Братья Райт подняли в воздух свой самолет, а Генри Форд создал свою самую известную модель автомобиля «А». Казалось, еще одно усилие — и жизнь человечества изменится неузнаваемо. Ради такой цели стоило работать, и недостатка в помощниках у Харли и Дэвидсона не было. Их с охотой консультировал знакомый инженер-конструктор Оле Эвинруд, один из пионеров американского моторостроения, а в мастерской помогали братья Дэвидсона — Уолтер и Уильям. Крохотная мастерская в считанные месяцы развернулась в небольшое производство. В 1904 г. удалось собрать 8 машин. Еще через год, в январе 1905-го, в журнале Automobile & Cycle Trade Journal появилась первая маленькая реклама, сообщающая о том, что двигатели фирмы Harley-Davidson появились в свободной продаже, а компания удвоила выпуск мотоциклов. В 1906 г. ей уже было по силам выйти на рынок с полусотней машин.
Из увлечения, почти забавы, предприятие превратилось в солидную фирму, в которой президентом стал Уолтер Дэвидсон, Уильям Харли был назначен главным инженером, Артур Дэвидсон занял должность секретаря и менеджера по вопросам продажи, а Уильям Дэвидсон начал выполнять обязанности менеджера по производству. Теперь Harley-Davidson Motor Co. выпускала ежегодно 150 мотоциклов с мощностью двигателя в 4 л. с. и скоростью 72 км/час. К первоначальной окраске исключительно чёрного цвета добавили серый. И мотоциклисты стали называть машины Harley-Davidson «серый тихий друг», отмечая тем самым низкий уровень шума, производимого двигателем, и общую цветовую гамму мотоциклов.. Покупатели были довольны, и продукция расходилась «на ура». Не устраивала она только одного человека — Уильяма Харли. Он предвидел наступление эры больших скоростей и думал об увеличении мощности двигателя. Ему и пришла в голову мысль об использовании сдвоенных цилиндров, расположенных под углом 45º. Так появился двигатель V-Twin. Этой разработке суждено было стать торговой маркой фирмы.
Заявка на бренд
В июне 1908 г. Федерация американских мотолюбителей объявила о проведении первых крупных соревнований, в которых решили участвовать практически все производители мотоциклов в Америке. Гонки на выживание, как их окрестили, должны были продолжаться два дня. Мастерство спортсменов и надежность их машин оценивали по длинному ряду показателей. Уолтер Дэвидсон, севший сам в седло мотоцикла, набрал рекордное число очков — 1000. Пресса захлебывалась от восторга, а рынок отреагировал на эту победу значительным ростом продаж. Чтобы не упускать «информационную волну», компания начала издавать журнал «Энтузиаст», полностью посвященный мотоциклам.
Надо отдать должное работоспособности и таланту конструкторов Harley-Davidson Motor Co.: один технический успех следовал за другим. В 1912 г. они сделали свою первую коробку передач, а уже 1914 г. появилась двухскоростная коробка. Объём двигателей V-Twin вырос с 812 куб. см до 1000 куб. см, а его мощность была доведена до 8 л. с. Его стали устанавливать на мотоцикл Х8Е.
Для участия в престижных гонках компания приняла решение сформировать специальное подразделение, которое должно было заняться производством чудо-машины, способной на рекорды. А для разработки специальной спортивной модели был приглашен, работавший ранее в фирме «Тор» Уильям Оттауэй. К 1917 г. ему удалось спроектировать двухцилиндровый V-образный двигатель с четырехклапанными головками цилиндров, выдававший 15 л. с. Однако реализовать прорывные идеи Оттауэя удалось лишь в 20-х годах. Помешала война.
К началу Первой мировой войны у Harley-Davidson Motor Co. был только один конкурент — фирма Indian. Военное министерство перевело Indian на выпуск мотоциклов для армии. Армейские заказы получила, конечно, и Harley-Davidson, но обширные связи Уильяма Харли в правительстве позволили ему выговорить право и на гражданскую продукцию. К окончанию войны о марке Indian в США мало кто помнил. Зато Harley-Davidson была на устах у всех мотоциклетных фанатов.
В конце 20-х – начале 30-х годов компания презентовала одну модель за другой. Дальнейшему поступательному движению помешал охвативший Америку экономический кризис. Если в 1930 г. компания выпустила почти 17 тыс. мотоциклов, то спустя три года лишь 3703 машины. Не помог и спешно выброшенный на рынок Servicar — трехколесный грузовой вариант модели D.
Тем не менее поиски не прекращались, и в 1936 г. на суд публики была представлена модель Е, которая обеспечила Harley-Davidson прорыв сразу в нескольких направлениях. Её мотор развивал мощность в 37 л. с. в базовом варианте и 40 л.с. в форсированной версии ES. Мотоцикл получил жесткую на скручивание дуплексную раму и панель приборов на бензобаке. Он развивал скорость до 150 км/час, а в 1937 г. Джо Петрали на форсированном варианте продемонстрировал скорость в 219 км/час.
Многие изменения, опробованные в модели Е, были затем внесены в конструкцию других мотоциклов, которые все больше завоевывали американский рынок. Росли скорости, мощь, а с ними росла и слава Harley-Davidson.
Объемы и доходы
Вторую мировую войну компания встретила в зените славы. Теперь ее руководители и не думали отказываться от военных заказов. Фирме было что предложить армии. Ее конструкторы разработали очень надежную и выносливую модель WLA-45, где «45» означало объем двигателя в 45 куб. дюймов, или 750 куб. см. Машина с успехом использовалась на всех театрах военных действий, а в Европе ее даже стали именовать «Освободитель». Всего за годы войны было выпушено 90 тыс. таких мотоциклов. Не гнушалась компания и чужих идей. Так в 1942 г. на ее заводе была собрана тысяча мотоциклов ХА750, по сути скопированных с немецкой модели BMW R71. Да и позже, в 1947-м, Harley-Davidson Motor Co. осчастливила фанатов легким мотоциклом S125, который был ни чем иным, как трофейным RT125.
Понятно, что и после победы Harley-Davidson оставалась в первых рядах. Благодаря наработкам конструкторов, сделанным за годы войны, уже в 1949 г. компания выпустила новый мотоцикл Hydra Glide с мощным двухцилиндровым двигателем и новинкой в виде гидравлической подвески передней вилки. Фактически это была последняя модель, над которой работала старая команда из четырех основателей фирмы. Последний из них — Артур Дэвидсон — погиб в 1950 г. в автомобильной катастрофе.
Новое поколение с успехом продолжала дело. В 1957 г. появилась модель XL Sportster. Это был монстр на колесах с объемом двигателя 900 куб. см. Все американцы сразу же влюбились в этот мотоцикл, который словно олицетворял мощь Соединенных Штатов и мгновенно стал машиной-символом.
История американского успеха
60-е годы были не самыми удачными для фирмы. Мода сменилась, теперь популярными стали легкие мотоциклы, которые импортировались из-за океана. Фирма, потерявшая 90% рынка, теперь в основном обеспечивала армию, полицию и безбашенных ездоков, которые снимали с машин все лишние детали и гоняли на бешеных скоростях по дорогам. В Америке такие ободранные мотоциклы получили название «чопперы». Но в 1969 г. на экраны вышел фильм «Легкий наездник», герои которого раскатывали как раз на «чопперах», и марка Harley-Davidson стала опять популярной.
В 70-е компания снова лидирует в секторах тяжелых и туристических мотоциклов. Ее модели FX Super Glide, Electra Glide, Sportster пользуются неизменным спросом у покупателей. Фирме удается улучшить свои позиции даже в секторе легких мотоциклов. Прибыль компании возросла до 300 млн долл.
Конечно, это были немалые деньги, но для следующего качественного скачка их явно не хватало. И тогда руководство фирмы обратилось к президенту Рональду Рейгану с просьбой защитить «американскую легенду» от заморских производителей, заполонивших рынок своей продукцией. Президент пошел навстречу Harley-Davidson: импорт обложили столь высокими пошлинами, что ввозить в США мотоциклы стало невыгодно. В результате такой протекционистской меры к 1988 г. Harley-Davidson принадлежало 54% рынка мотоциклов. Рейган назвал эту операцию «историей американского успеха».
Марка Harley-Davidson стала стилем жизни для миллионов американцев и байкеров, живущих в других странах. Сегодня это уже не только «американская легенда». Это скорость, это новаторство, это поиск, это дороги, которые никогда не кончаются. Ну а сама компания теперь помимо мотоциклов выпускает множество товаров с эмблемой Harley-Davidson. Одежда, обувь, мебель, посуда, выходящие на рынок под этой маркой, позволяют создать своеобразный стиль жизни от Харли, который делает мотоцикл по-настоящему культовым явлением.
Василий КЫСИН
Владелец любого из мотоциклов Harley имеет возможность вступить в созданное фирмой сообщество владельцев мотоциклов этой марки (H.O.G. — Harley Owners Group). На сегодня H.O.G. — самый многочисленный клуб любителей мотоциклов в мире.
Особенность маркетинговой политики Harley — создание сообщества людей, лояльных именно к этой марке.
В 2010 г. модель Harley-Davidson Road King заняла первое место в рейтинге «Самый удобный и экономичный байк» немецкого журнала Motorrad.
Уильям Сильвестр Харли (1880–1943) — соучредитель компании Harley-Davidson Motor Company. Он был сыном выходца из Англии, эмигрировавшего в США. Уильям Харли до своей смерти в 1943 г. работал главным инженером компании. Он похоронен а мавзолее кладбища Святого креста в Милуоки. В 1998 г. его имя внесено в Зал славы Музея мотоциклов в Огайо.
Артур Дэвидсон (1881–1950), уроженец Милуоки, был одним из соучредителей компании, получившей его имя. Одним из любимых занятий Артура была рыбная ловля. В свои любимые места рыбалки он добирался на велосипеде. Это и стало одним из побудительных мотивов для создания мотоцикла — он хотел, по его словам, «чтобы кто-нибудь другой крутил педали».