В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» в Москве три летних месяца работала выставка «История советских павильонов», рассказывающая об участии СССР во всемирных выставках ЭКСПО — от Парижа в 1925 г. до Осаки в 1970 г.
Выставку «История советских павильонов» можно было бы назвать историей советских ЭКСПО-триумфов. Каждый из павильонов, созданных советскими архитекторами, скульпторами и художниками, был художественным событием для своего времени. До наших дней дошли лишь несколько павильонов, ведь выставочные конструкции — временные, они сооружаются лишь на период работы ЭКСПО. Но остались чертежи, фотографии, макеты, кинокадры, экспонаты — все это богатство было представлено на своеобразной выставке про выставки. Уникальность ее в том, что тему истории советских павильонов до сих пор никто не поднимал, и большую часть показанного публика никогда не видела. Это материалы, извлеченные из частных собраний и множества музеев: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Музей Маяковского, Музей керамики в Кусково, Бахрушинский музей, РГАЛИ – вот только некоторые из учреждений, предоставивших материалы для экспозиции.
Кураторам — Марине Лошак (она возглавляла музейно-выставочное объединение «Манеж», а в июле была назначена директором ГМИИ им. А.С.Пушкина) и Ирине Коробьиной (директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева) удалось в каждом из залов воссоздать неповторимую, своеобразную атмосферу того времени, когда проходили ЭКСПО. Не только макеты, чертежи, фотографии и сохранившиеся экспонаты — уникальные кинокадры, выпуски новостей того времени, фильмы, музыка, оформление, всё создавало так называемый эффект погружения.
Вот, например, зал, посвященный первой международной выставке, в которой участвовал недавно рожденный Советский Союз, — 1925 г., Париж, Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Молодому государству рабочих и крестьян предоставилась возможность во весь голос заявить о своих достижениях мировому сообществу. И ему это явно удалось.
Выставка эта вообще оказалась весьма важной для искусства XX в.: широко представленные на ней идеи конструктивизма и арт-деко (сам термин был рожден этой выставкой) именно после нее стали набирать мировую популярность. Советскому искусству, еще не втиснутому в рамки «соцреализма», также было что предъявить миру. Главным архитектором советского отдела был назначен Константин Мельников, а главным художником — Александр Родченко. Советский отдел выставки в Париже устраивался Государственной Академией художественных наук — ведь в таком крупном мероприятии СССР участвовал впервые. Требование новизны, специально оговоренное устроителями, обязывало как к разработке новых форм архитектуры, так и мебели, рекламы, плаката и пр. Для международной выставки Мельников построил не только отдельный павильон — каркасное деревянное здание с наружным остеклением, открытой лестницей и вышкой-мачтой, но и разработал проекты небольших киосков — «бутиков», торговавших фарфором, коврами, шалями, текстилем, марками, изделиями из кости, дерева и т.д.
Александр Родченко оформил знаменитый гигантский экспонат «Рабочий клуб» и обложку советского каталога. В общей сложности отдел содержал около 6 тыс. экспонатов.
В торжественном открытии советского павильона принимали участие посол СССР во Франции Леонид Красин и министр культуры Франции Анатоль де Монзи. По окончании выставки павильон Мельникова восстановили и определили под профсоюзный клуб, но постройка была утрачена во время Второй мировой войны.
Интересно, что имя Веры Мухиной мир впервые узнал именно на этой парижской выставке — но не в качестве скульптора, а в качестве модельера. Надежда Ламанова и Вера Мухина получили Гран-при за модели платья по мотивам народного костюма.
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн получил серебряную медаль за фильм «Стачка». Кадры из фильма демонстрировались на нынешней выставке и создавали непередаваемую атмосферу того времени.
Следующий зал показывает советское участие в международной выставке печати «Пресса» в Кёльне в мае–октябре 1928 г.
Отдельный павильон решили не строить: проект, заказанный немецкому архитектору-авангардисту Мартину Кнауте, не понравился устроителям. В итоге помещение арендовали в Павильоне государств, специально возведенном для иностранных участников. Это здание, спроектированное в виде гигантского полукольца с широкой колоннадой, стояло на берегу Рейна, занимая площадь около 10 тыс. кв.м.
Для оформления выставки «Пресса» пригласили художников Л. Лисицкого и И. Рабиновича. В работе участвовал целый коллектив авторов — архитекторов, театральных декораторов, графиков, художников книги, плакатистов. В Кёльне Лисицкому удалось радикально преобразовать даже псевдоклассический фасад Павильона государств, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Среди экспонатов преобладали сочиненные художником конструкции: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Трансмиссия» — конструкция из пяти широких транспортерных лент, оклеенных газетами, и «Красная Армия» — пять вращающихся двояковыпуклых щитов, покрытых газетами воинских частей, поверх которых были изображены фигуры красноармейцев. Еще одним новаторским решением стал гигантский фотофриз художников Л. Лисицкого и С. Сенькина (24х3,5 м). Использование плакатного фотомонтажа в экспозиции стало революцией в выставочном деле.
Переходя из зала в зал, с этажа на этаж, как будто переворачиваешь пласты времени. Меняется стилистика павильонов, меняется атмосфера. Крепчает, становится более монолитным и могучим Советский Союз, и это отражается в стиле архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.
Каждый житель нашей страны знает, как выглядит скульптура «Рабочий и колхозница» — трудно вообразить что-либо более мощное и эмоциональное в сфере советской «наглядной агитации».
Москвичи имеют возможность видеть это грандиозное сооружение воочию, другие видели его на фото и в кинофильмах «Мосфильма», кто-то видел бронзовый макет в Третьяковской галерее (он, кстати, демонстрировался на нынешней выставке). Те, кто интересуются темой, знают, что Вера Мухина создала этот монумент для советского павильона на ЭКСПО–1937 в Париже. Но мало кто представляет себе, как это выглядело на самом деле в контексте самого мрачного периода в истории СССР и наступающего фашизма в Германии. На выставке «История советских павильонов» такая возможность была предоставлена каждому. В Париже соперничество двух мощных тоталитарных режимов проявилось нагляднейшим образом: павильон СССР с венчающей его 25-метровой скульптурой «Рабочий и колхозница» располагался прямо напротив мрачного павильона Германии архитектора Альберта Шпеера с орлом и свастикой на вершине.
Конкурс на строительство советского павильона выиграл архитектор Борис Иофан. Он предложил уникальный проект, соединявший архитектуру и скульптуру как два равновеликих начала. Конкурс на венчающую павильон скульптуру выиграла Вера Мухина. Многочисленные фотографии показывают, как гигантскую статую «Рабочего и колхозницы» собирали из тонких листов нержавеющей стали.
Крупные детали скульптуры разрезали автогеном на польской границе, что значительно осложнило монтаж. Интересно, что после выставки французское правительство отказалось принять «Рабочего и колхозницу» в дар от Советского государства, а вернувшиеся в Москву детали по причине безграмотного демонтажа восстановлению не подлежали — и скульптуру решено было реконструировать по чертежам, но уже из более толстых листов стали. Воссозданный павильон Иофана–Мухиной установили в июле 1939 г. в Москве перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Сегодня под обновленной скульптурой разместились выставочные залы арт-объединения «Манеж».
Вводный зал советского павильона рассказывал о политическом устройстве страны, неся основную пропагандистскую нагрузку. Экспозиция второго зала была посвящена науке, образованию и культуре. В третьем зале показывали искусство народов СССР, а также соцреалистическую живопись Исаака Бродского, Александра Герасимова, Бориса Иогансона и др. Четвертый зал посвятили достижениям в области исследования и освоения Севера. В центре одного из залов была установлена пятиметровая гипсовая модель Дворца Советов, который собирались построить на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве.
Успех парижской выставки 1937 г. превзошел все ожидания. Советский павильон пользовался огромным успехом. СССР получил на ЭКСПО 270 наград. Однако многие творцы этого успеха не дождались благодарности от Родины: генеральный комиссар советского раздела Иван Межлаук был арестован после возвращения в Москву и расстрелян в апреле 1938-го, арестовали и директора МХАТа Михаила Аркадьева за то, что он предложил к парижским гастролям театра нейтральный репертуар. Сталин счел его «аполитичным».
Не менее интересны и залы, посвященные Всемирной выставке в Нью-Йорке, которая состоялась с апреля 1939 г. по октябрь 1940 г. Она была посвящена 150-летию независимости США и избрания первого президента Джорджа Вашингтона. Девиз выставки «Мир завтра!» удивительным образом не совпадал с политическими реалиями того времени — ведь «завтра» была война. Эта выставка оказалась последней предвоенной ЭКСПО. Следующая состоялась только в 1958 г. в Брюсселе.
Лучшими павильонами на этой выставке были признаны американский, французский и советский, пресса назвала его «Парфеноном из стали и стекла». Успех советской экспозиции был предрешен запуском в космос двух спутников, макеты которых и были представлены международной публике, выстраивавшейся в очередь, чтобы увидеть это чудо техники. Сам павильон — огромный параллелепипед из стекла и стали, не имел фундамента: здание буквально висело на 16 мачтах-опорах, а направленные внутрь навстречу друг другу фермы поддерживали плоскость стеклянного потолка. В советском павильоне, раскрывавшем тему «Мир и Труд», были представлены экспонаты более 700 предприятий, НИИ, лабораторий и художественных мастерских, причем доминировали натуральные образцы.
То, как выглядел советский павильон на ЭКСПО–67 в Монреале тоже знает каждый москвич — сооружение с устремленной вверх крышей стоит на территории ВВЦ (павильон 70) и в нем многочисленные лоточники торгуют всякой всячиной. Это одно из немногих сохранившихся сооружений ЭКСПО. После окончания выставки павильон был перевезен в СССР. Специалисты говорят, что его транспортировка, сборка и утепление обошлись в несколько раз дороже, чем если бы его заново построили на родине. Нынешнее использование архитектурного шедевра Посохина, Мдоянца и Тхора явно не соответствует ни средствам, затраченным на его восстановление, ни его значению.
Экспозиция «История советских павильонов» завершается 1970-м г., когда страна праздновала 100-летие Ильича. Спроектированный М.Посохиным и В.Свирским для ЭКСПО–70 в Осаке спиралевидный, красно-белый, устремленный ввысь советский павильон был решен в виде развернутого алого флага и должен был символизировать неиссякаемый новаторский дух советского народа. Советский павильон — «флаг-цветок» — по нашим чертежам строила японская фирма.
Но на этом проект не заканчивается. Кураторы выставки обещают, что будет продолжение. Вторая часть проекта будет посвящена советским наградам на ЭКСПО.
Ирина МУРАВЬЕВА
Скачать статью (.doc)