За время своего развития выставочный бизнес прошел путь от смотра парадных достижений до глобального инструмента маркетинга и коммуникаций. Сегодня, вопреки вызовам виртуального века, он по-прежнему растет, обновляется и крепнет.
Статистические парадоксы
Анализируя статистику выставочного бизнеса, следует критически относиться к информация, поступающей из разных источников. Известно, например, что в России проходит примерно в восемь раз больше выставок, чем в Германии. О чем говорят эти цифры? По сути, ни о чем. Они лишь подтверждают необъятность просторов нашей Родины и методику расчета, учитывающую сотни небольших региональных мероприятий и ярмарок-распродаж.
Следуя другой методике, мы получим совершенно иные результаты. Так, по данным Всемирной Ассоциации выставочной индустрии (Global Exhibition Industry Statistics 2014) в 2013 г. в России состоялось лишь 89 международных выставок, и это тоже правда, поскольку речь идет о мероприятиях, прошедших аудит по правилам UFI, отвечающих определенным требованиям (не менее 10% иностранных экспонентов или 5% зарубежных посетителей).
Согласно этому отчету ежегодно в мире проходит примерно 31 тыс. выставок. При этом 4,4 млн компаний-экспонентов арендуют 124 млн кв. м площади нетто. Количество посетителей достигает 260 млн человек.
Согласно данным, приведенным в докладе руководителя немецкой компании jwc gmbh Йоханна Витта на 81-м Конгрессе UFI, подавляющее большинство участников глобального выставочного рынка составляют две группы компаний: владельцы комплексов, занимающиеся подготовкой собственных проектов (45%), и независимые организаторы (40,4%). На долю поставщиков сервисных услуг приходится 11,1%, остальные «крохи» 3,5% достались хозяевам площадок, которые специализируются исключительно на управлении недвижимостью.
В течение десяти лет, с 2003 по 2012 г., финансовое положение выставочной индустрии неуклонно улучшалось: оборот 40 крупнейших компаний мира вырос с 5,5 млрд до 8,9 млрд евро, не считая временного спада в 2009 г. вследствие кризиса. Однако в 2013 г. этот показатель впервые снизился до 8,8 млрд евро.
Как указывается в том же докладе, совокупный среднегодовой темп роста тех же предприятий (CAGR – Compound Annual Growth Rate) в 2003–2013 гг. составил 4,8%, в 2010–2013 гг. – 3,6%.
Приведенные показатели хорошо коррелируются с ростом мирового ВВП c 38 до 74 трлн долл. в период 2003–2013 гг., что в очередной раз подтверждает роль выставочного бизнеса как зеркала и, одновременно, двигателя экономики.
Тенденция некоторого снижения общих финансовых показателей лидеров отрасли, судя по всему, осталась доминирующей и в 2014 г. (точные данные появятся после подведения окончательных итогов года).
Очевидно, что развитие выставочного бизнеса в разных регионах мира происходит неравномерно. В результате естественного отбора, начавшегося в начале XX в., сегодня мы видим абсолютное доминирование стран, где выставочная индустрия признана ключевой отраслью экономики, комплексы превратились в локомотивы развития регионов, а присутствие первых лиц государства на церемониях открытия стало обычным делом. Разумеется, в первую очередь это касается Германии.
Впрочем, в отчетах UFI сами государства напрямую не сравниваются, и места им не раздаются. Результат исследований – сравнительные данные. Оценивать и делать выводы предлагают читателю. Так, по подсчетам UFI, в 2013 г. во Франции прошли 796 международных выставок, в Турции – 409, в Германии – 294. Казалось бы, факты говорят сами за себя. Однако их можно трактовать по-другому, если сравнить объемы оплаченной экспонентами площади нетто – соответственно 5,6 млн, 2,8 млн и 10 млн кв. м. Ну, а если еще сравнить площади, арендованные зарубежными компаниями, то окажется, что во Франции и Турции данный показатель (интернациональность участия) составляет 59%, а в Германии – 91% (данные Global Exhibition Industry Statistics 2014). Новые факты – принципиально другие выводы.
Факторы успеха
По мнению Йоханна Витта, можно выделить четыре ключевых фактора, обеспечивающих конкурентоспособность выставочной индустрии: управление проектами (рыночное соотношение цены и качества выставочного продукта, эффективные методы его продвижения) – 16%; кадровая политика – 14%; брендирование мероприятий – 13,7%; организация бизнес-процессов – 11,4%.
Крупнейшими источниками дохода компаний по-прежнему являются управление выставочной недвижимостью, организация мероприятий и сервисные услуги. В последние годы в этот ряд вошли два новых стратегических направления: интернационализация бизнеса (привлечение большего числа иностранных экспонентов и посетителей, выход на зарубежные рынки) и виртуализация (использование интернета и мобильных технологий для продвижения выставок 365 дней в году в течение 24 часов в сутки).
Стратегия развития
С 29 октября по 1 ноября 2014 г. в Боготе (Колумбия) прошел 81-й ежегодный Конгресс UFI. Главной темой дискуссий стало обсуждение стратегических направлений развития мирового экспобизнеса в ближайшие годы. Руководители выставочных компаний пришли к выводу, что таковыми должны быть: глобализация, переход к цифровым технологиям, новые управленческие решения и дальнейший рост индустрии с учетом решения современных экологических проблем.
Что касается отдельных компаний, то они для успеха в конкурентной борьбе должны:
- улучшать качество выставок, в первую очередь – усиливать роль IT-технологий на всех этапах планирования, продвижения и организации мероприятий;
- постоянно повышать квалификацию кадров;
- усиливать продвижение успешных выставочных брендов на локальном и глобальном уровне.
Крайне важными считаются также развитие новых IT-продуктов (аппаратно-программного обеспечения), совершенствование организационных процессов и ценовой политики, эффективное управление расходами, слияния и поглощения.
В итоге, сама природа выставок должна эволюционировать, чтобы отражать меняющиеся условия, – заявил Рено Хамади, руководитель французской компании Comexposium/ViParis на страницах ноябрьского номера бюллетеня UFI INFO, – выставкам предстоит стать еще более мощным и эффективным маркетинговым инструментом, который сможет выдержать конкуренцию, нарастающую со всех сторон. По его мнению, сегодня перед выставочным сообществом стоит крайне сложная задача. Необходимо обеспечить такую доходность бизнеса, чтобы ее хватило для значительных инвестиций в строительство и расширение комплексов, поддержание устойчивого развития компаний и создание новых сервисных услуг.
Россия на выставочной карте мира
Как уже было сказано, в статистике UFI выставочная жизнь России практически не отражена, поскольку в ней учтены лишь те мероприятия, что прошли официальный аудит по правилам и под наблюдением UFI. В принципе, это правильно, поскольку полностью доверять можно лишь статистическим данным, подтвержденным независимым аудитом.
Тем не менее ясно, что в России в 2013 г. прошло не 89 международных выставок, как значится в отчете Global Exhibition Industry Statistics 2014, а как минимум в десять раз больше. То есть, исходя из международной статистики мероприятий, роль России в мировом выставочном сообществе оценить сложно,
Однако для этого есть другой инструмент, ничуть не хуже, – анализ организационной структуры UFI.
Всего в ассоциации состоит 650 членов из 82 стран. По количеству компаний–членов UFI Россия занимает третье место после Китая и Германии (39 российских компаний против 108 китайских и 46 немецких), а по количеству выставок, имеющих Знак UFI, даже превосходит Германию (в РФ – 114, в Германии – 113, в КНР – 93).
Отношение к России зарубежных коллег в нынешнее непростое время однозначно характеризует решение последнего Конгресса UFI. Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Алексеев избран действующим президентом UFI на период 2015/2016 г. В настоящее время, на правах одного из исполнительных вице-президентов, он входит в «управляющую тройку», включающую бывшего, действующего и будущего президентов ассоциации.
В последние двадцать лет, после падения «железного занавеса», выставки стали одним из ключевых инструментов глобализации. Сегодня они не только знакомят предпринимателей и развивают международную торговлю, но и сближают страны и народы, делают мир единым. Именно это их качество должно быть сегодня задействовано в полной мере. Удастся или нет – узнаем очень скоро.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»
Распределение выставочно-конгрессных комплексов по регионам мира
Регион |
Количество |
Общая площадь, млн кв.м |
Рост в 2011–2013 гг., % |
Европа |
132 |
8,9 |
0,2 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
46 |
2,6 |
5,1 |
Средний Восток и Африка |
33 |
0,9 |
2,8 |
Северная и Южная Америка |
9 |
0,4 |
0 |
Источник: Global Exhibition Industry Statistics 2014 – Paris: UFI, 2014 г.
Ежегодно в мире проходит примерно 31 тыс. выставок. При этом 4,4 млн компаний-экспонентов арендуют 124 млн кв. м площади нетто.
В 2013 г. в России состоялось 89 международных выставок, прошедших аудит по правилам UFI, то есть имеющим не менее 10% иностранных экспонентов или 5% зарубежных посетителей.
По количеству компаний–членов UFI Россия занимает третье место после Китая и Германии, а по количеству выставок, имеющих Знак UFI, даже превосходит Германию.
К началу 2014 г., по данным Global Exhibition Industry Statistics, в мире работали 220 современных выставочно-конгрессных центров, принадлежащих компаниям–членам UFI. Их общая площадь составила 12,8 млн кв. м. Безусловным лидером по количеству комплексов была и остается Европа, на которую приходится 69,5% площадей. В то же время по темпам роста впереди Азиатско-Тихоокеанский регион: в 2006–2011 гг. – 9,6%, в 2011–2013 гг. – 5,1%.
В Германии выставочная отрасль признана одной из ключевых отраслей экономики, комплексы превратились в локомотивы развития регионов, а присутствие первых лиц государства на церемониях открытия стало обычным делом. Именно здесь проходит две трети крупнейших мировых выставок, и даже время в гостиницах делится на нормальное – «normalzeit» и выставочное – «messezeit» (расценки на проживание в этот период в 2–3 раза дороже). Схожая ситуация складывается в отдельных городах Италии, Франции, Испании, Китая, ряда других стран.
Годовой объем продаж некоторых выставочных компаний в 2013 г. (млн евро)
Messe Franкfurt |
545 |
Messe München |
353 |
Messe Dusseldorf |
323 |
Messe Hannover |
312 |
Koelnmesse |
281 |
Fiera Milano |
258 |
Nuernbergmesse |
240 |
Messe Berlin |
188 |
Fira de Barcelona |
118 |
Источники: годовые отчеты компаний.