В основе успеха выставочного бизнеса в Германии лежат глубокие традиции, сформировавшиеся десятилетия назад, считает генеральный директор одной из ведущих европейских выставочных компаний NuernbergMesse Петер Оттман. Об особенностях развития этой отрасли он рассказал в интервью журналу «БиВ».
«БиВ»: Германия – один из мировых лидеров в выставочной деятельности. Что способствовало завоеванию передовых позиций в этой области?
– Выставочная деятельность играет важную роль в экономике страны на протяжении последних 100 лет. Соответственно и компании, работающие в этой сфере, имеют большую историю. Как пример я хочу назвать три юбилея, отмечаемых в этом году. Компании Koeln Messe исполняется 90 лет, компания Muenchen Messe работает на рынке 50 лет. На этом фоне наша компания NuernbergMesse выглядит молодой – ей исполняется всего 30 лет.
Главной особенностью работы этих и многих других выставочных компаний Германии является то, что они начинали свою работу с организации собственных выставок. Это отличает немецкие компании от многих владельцев выставочных центров в других странах, где последние работают, преимущественно сдавая свои площади в аренду сторонним организаторам.
В Германии владельцы тоже в принципе сдают площади в аренду, но не это является их главной деятельностью. Основное – это организация и проведение собственных мероприятий. Причем так было с первого дня работы большинства немецких выставочных компаний.
Второй отличительной чертой выставочной деятельности в Германии является самое тесное сотрудничество организаторов выставок с отраслевыми объединениями производителей, особенно в промышленности. При этом обе стороны выступают в качестве партнеров в организации мероприятий. Отраслевые объединения не только помогают привлекать участников выставок, но также вносят свой вклад в организацию мероприятий таким образом, чтобы они приносили наибольшую пользу самим участникам.
Третья особенность выставочной деятельности в Германии состоит в международном характере этой работы. Это означает, в одной части, активное привлечение иностранных компаний к участию в выставках в Германии. В другой части, немецкие выставочные компании являются крупнейшими организаторами выставок в других странах. Эта работа особенно активно начала проводиться с 60-х годов прошлого века. В настоящее время немецкие организаторы работают практически во всех крупнейших выставочных центрах мира, а Германия является мировым лидером в проведении выставочных мероприятий за рубежом.
«БиВ»: Одной из главных профессиональных организаций в выставочной сфере Германии является ассоциация AUMA. Расскажите о ней.
– Ассоциация AUMA была создана более 100 лет назад группой компаний–организаторов выставок. Уже тогда в Германии возникла проблема координации выставочного движения и управления им. У участников рынка оформилось понимание необходимости контроля выставочной деятельности, регулирования тематики, распределения мероприятий среди организаторов. Всем этим тогда занималась ассоциация AUMA.
За прошедшие десятилетия ее роль и предназначение изменились. Она стала глобальной организацией, имеющей партнерский характер и объединяющей всех участников выставочного рынка, представляя интересы участников и организаторов мероприятий, их посетителей, а также владельцев выставочных центров. В задачи ассоциации AUMA входит аудит выставок, составление статистических обзоров, подготовка справочных и вспомогательных материалов.
Это отличает ее от новых, недавно созданных в Германии объединений IDFA и GDG, членами которых являются компании–организаторы мероприятий и владельцы выставочных центров. Эти объединения решают сугубо практические проблемы выставочной сферы.
«БиВ»: Вы сказали, что у NuernbergMesse в этом году юбилей. Как развивалась компания в эти годы?
– NuernbergMesse – самая молодая выставочная компания в Германии. Первые экспозиции начали проводиться в Нюрнберге в 70-е годы. Нам потребовалось около 20-и лет, чтобы сформировать свою выставочную программу. Это был период долгосрочных инвестиций. Как показывает практика, нужны интуиция и удача, чтобы найти перспективную тему для выставки. При этом для развития темы и превращения ее в успешную требуется минимум 5 лет.
Сегодня NuernbergMesse входит в число 15 ведущих выставочных организаций в мире. Годовой оборот компании достиг 240 млн евро. Ее выставочная деятельность составляет около 12% выставочного рынка Германии, это равно примерно 1% мирового рынка.
Такого успеха за относительно недолгий период работы компания смогла достичь в значительной степени благодаря развитию своей международной программы выставок. Мы начали активно заниматься этим 10–12 лет назад. Сейчас в нашей программе около 20 тем, которые представлены на международном рынке. Наиболее успешным проектом NuernbergMesse является выставка Chillventa, которая благодаря своей оригинальной теме получила широкую известность во всем мире и представлена во многих выставочных центрах.
Мы считаем, что для успеха мероприятия за рубежом сначала необходимо сделать его ведущим в Германии, тогда оно может быть успешным в Европе и в мире. В настоящее время NuernbergMesse проводит 6 выставок в Индии, 5 – в Китае, имеет прочные позиции на рынке Бразилии,
«БиВ»: Выставочная сфера является высококонкурентной. Как вы оцениваете ситуацию на разных рынках?
– Действительно, уровень конкуренции в выставочной сфере довольно высокий, несмотря на значительный объем самого рынка – в мире проводится ежегодно около 30 тыс. выставочных мероприятий. Тем не менее организаторам приходится конкурировать друг с другом как внутри тематики экспозиций, привлекая на свою сторону участников мероприятий, так и соперничая за разные темы, ведь многие отрасли смыкаются между собой и в них работают одни и те же компании. Существует также конкуренция между выставочными центрами, которые стремятся привлекать на свою площадку наиболее успешные проекты.
Проблемы конкуренции в выставочной сфере хорошо известны немецким компаниям, которые работают практически во всех крупнейших выставочных центрах мира. На этих площадках организуют свои мероприятия также компании из Великобритании, Франции, Соединенных Штатов, а еще и местные организаторы выставок.
Можно назвать города, где наиболее остра конкуренция и где проводится большое количество выставочных мероприятий. Это Шанхай, Париж, Лас-Вегас, а также Москва. Например, в Париже сосредоточено до 90% выставок, проводимых во Франции. В Москве этот показатель, вероятно, составляет около 60–70% от всех выставок, организуемых в стране. В Германии такой концентрации выставок в отдельных городах нет. Мероприятия рассредоточены между выставочными центрами. В стране имеется порядка 10 комплексов, имеющих сопоставимый статус по размерам и качеству, которые конкурируют между собой за проведение наиболее успешных мероприятий.
«БиВ»: Что можно сказать об участии российских компаний в выставках в Германии?
– Есть оценки, которые говорят в целом о росте участия российских компаний в выставках в Германии. Более-менее точные цифры я могу назвать по Нюрнбергу. Так, в прошлом году выставки в нашем городе посетили представители 8 тыс. российских компаний. Этот показатель ставит Россию в число первых 10 стран, представители которых наиболее активно посещают наши выставки.
Непосредственное участие в выставках приняли в прошлом году около 100 компаний из России. Это примерно 20-е место среди иностранных участников наших выставок. Вместе с тем многие российские товары представлены на стендах других иностранных фирм. Это дает основания предположить, что сами российские компании не очень ориентированы на зарубежные рынки.
Участие в выставках за рубежом может приносить эффект только в том случае, если оно происходит регулярно и многократно. Только так можно выйти на европейский рынок. Но этот путь весьма затратен, его может себе позволить далеко не всякая компания, и прежде всего та, которая имеет серьезные основания рассчитывать на успех.
«БиВ»: Ну, и последний вопрос, о планах NuernbergMesse на будущее и об организации новых экспозиций в России.
– Наша компания совсем недавно пришла на российский рынок с выставкой Chillventa. Для сопоставления сошлюсь на опыт Dusseldorf Messe, которая работает в России уже более 40 лет и в силу этого имеет достаточно развитую программу.
Мы изучаем возможности российской экономики с точки зрения организации новых выставок. Однако на данный момент можно сказать, что тематика наших мероприятий не очень соответствует структуре российской экономики. Более того, практически по всем нашим ведущим темам в Москве уже проводится 2–3 конкурирующие выставки. Поэтому предложить что-то новое – это нелегкая задача.
Тем не менее мы следим за тенденциями в экономике, которые меняются с годами как в мире, так и в России. В Европе, например, на выставках электроники существенно сократились разделы телевизоров в связи с переводом их производства в азиатские страны. Одновременно выросло значение других товаров. В сфере информационных технологий в последние десятилетия снизилось внимание к оборудованию и вырос интерес к новым технологическим разработкам. Мы это учитываем и стараемся с этих позиций оценивать наши возможности на российском рынке.
В целом развитие международной программы мы считаем одной из главных наших задач. Я уже упоминал об успехах на азиатском и южноамериканском направлениях. Сейчас мы ставим перед собой задачу расширить наше присутствие на очень перспективном китайском рынке, на который мы, так же как и в Россию, пришли совсем недавно, можно сказать, опоздали.
Беседовал Борис ПАВЛОВ
Нюрнберг – второй по величине город Баварии (после Мюнхена) и 14-й по значению – в Германии. Регион Нюрнберга – это почти 2 млн человек населения, 10 тыс. кв. км площади и вклад в ВВП в 50 млрд евро, что делает его экономически сильнейшим регионом страны. На Нюрнберг приходится примерно 12% выставочной деятельности в Германии. Выставочный центр Нюрнберга является 7-м по размеру в Германии и 22-м – в мире.
Крупнейшие выставки в Нюрнберге
Brau Beviale – международная выставка индустрии напитков, число участников превышает 1300 компаний.
GaLaBau – международная выставка технологий и решений планирования, дизайна и создания городских зеленых зон, число участников превышает 1 тыс. компаний.
Chillventa – международная специализированная выставка оборудования и технологий холодильных установок, систем отопления, кондиционирования и вентиляции, число участников составляет около 900 компаний.
FachPack – международная специализированная выставка упаковочного оборудования и технологий, число участников превышает 1300 компаний.
IWA & OutdoorClassics – международная выставка охотничьего и спортивного оружия, средств самообороны, предметов для досуга на открытом воздухе и сопутствующих аксессуаров, число участников превышает 1300 компаний.
Spielwarenmesse – международная выставка игрушек, число участников превышает 2700 компаний.
Германия является мировым лидером в проведении выставочных мероприятий за рубежом. Немецкие выставочные компании проводят в разных странах около 280 экспозиций. В Китае их организуется около 80, в России – 40, в Индии – более 30, в Турции – более 20.
В Германии главной деятельностью владельцев выставочных центров является организация и проведение собственных мероприятий, а не сдача площадей в аренду.
NuernbergMesse входит в число 15 ведущих выставочных организаций в мире. Ее годовой оборот достигает 240 млн евро. На долю выставок NuernbergMesse приходится около 12% выставочного рынка Германии.
Нужны интуиция и удача, чтобы найти перспективную тему для выставки. Для ее развития и превращения в успешную требуется как минимум 5 лет.