Наведение порядка на российских рынках, торгующих дешевыми потребительскими товарами, имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, абсолютно правомерна борьба с контрабандой, антисанитарией, нелегальной иммиграцией и другими проблемами оптовых рынков. С другой стороны, их закрытие может привести к ликвидации большого сектора торговли дешевыми товарами, которые весьма востребованы значительной частью населения.
При действующих в России налоговой и таможенной системах цивилизованные торговые сети не в состоянии конкурировать с вещевыми рынками и продавать товары, прежде всего импортные, по таким же низким ценам. Это связано с высокими налогами и импортными пошлинами, которые вынуждены платить легальные продавцы.
Российская система таможенных пошлин была сформирована в середине 90-х годов в условиях острейшего дефицита финансовых средств и поэтому имеет ярко выраженный фискальный характер. На многие импортные потребительские товары установлена 20%-ная пошлина, что в совокупности с уплачиваемым при ввозе товара НДС означает одномоментное обложение в размере более 40%, а вместе с накладными расходами выплаты при импорте превышают 50% таможенной стоимости товара.
В странах-членах ВТО такой уровень обложения трактуется как запретительный, т.е. направленный на максимальное ограничение ввоза товара. В России, несмотря на высокий налог, объемы импорта не снижаются, но это порождает ряд аномальных и криминальных явлений, которые негативно сказываются и на потребителе, и на производителе, и на государственном бюджете.
Возьмем для примера рынок обуви. В 1996 г. в России на нее была существенно повышена пошлина. Это привело к тому, что официально регистрируемый импорт обуви сократился за два года (1997-1998 гг.) в 9 раз. Между тем количество реализуемого товара не изменилось, поскольку потребность в обуви не уменьшилась. Просто значительная часть импорта была переведена в теневой сектор и тем самым уведена из-под налогообложения.
В 2006 г. пошлины были снижены до 10%, а на дешевую обувь – до 2 евро за пару. Новый уровень пошлин стал экономически приемлемым для импортеров, и поэтому платежи начали производиться в полном объеме. В результате, по данным Национального обувного союза, официально регистрируемый импорт вырос за два года в 6 раз, а общие ежегодные поступления в бюджет увеличились на 400 млн долл.
Другой пример. В 2007 г. были обнулены пошлины на цифровые видеокамеры. В течение нескольких последующих месяцев, по данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, официально регистрируемый импорт этих камер вырос в 5,5 раз, несмотря на сохранение НДС.
Аномально высокие платежи при импорте действуют в торговле России со многими странами, что заставляет импортеров искать обходные пути ввоза товаров. Об этом говорит статистика Европейского союза, свидетельствующая, что фактические поставки товаров в Россию в несколько раз превышают показатели российской таможенной статистики ввоза этих товаров. Например, в 2008 г. согласно отчету ФТС РФ импорт одежды (позиции 61 и 62 ТН ВЭД) из стран ЕС составил 856 млн долл., в то время как статистика ЕС показывает, что экспорт этих товаров в Россию составил более 3,5 млрд долл. По отдельным странам расхождение еще больше: по Италии – почти в 5 раз, Германии и Франции – в 7 раз.
Поставки одежды в Россию в 2008 г. (млн долл.)
Импорт | Экспорт | |
(статистика РФ) | (статистика ЕС) | |
Италия | 382 | 1800 |
Германия | 120 | 880 |
Франция | 57 | 380 |
Показательный пример представляет собой импорт в Россию мебели из Италии: согласно итальянской статистике, из этой страны в Россию было направлено мебели более чем на 1 млрд долл., однако Россия зафиксировала ввоз лишь на 547 млн долл.
Еще более значительный разброс данных наблюдается в торговле с Китаем и Турцией, откуда в огромных количествах поступают товары по теневым каналам. Расхождение между национальными показателями экспорта из этих стран в Россию и официально фиксируемым российским импортом составляет миллиарды долларов. Так, китайская статистика свидетельствует об экспорте в Россию в 2008 г. одежды на сумму 5,2 млрд долл., а российская – о ввозе из Китая одежды только на 2,2 млрд долл.
Причины такого расхождения – в том, что действующий в нашей стране уровень налогообложения существенно удорожает эти товары, что значительно сужает возможный круг их покупателей. У поставщиков и продавцов возникает проблема реализации. Рынок не приемлет столь высоких цен. Отсюда – теневые поставки.
В результате создаются большие нелегальные потоки импорта, которые идут на реализацию на вещевые рынки. Уклонение от уплаты пошлин и налогов становится источником обогащения участников этих незаконных операций.
Понятно, что закон и государственная дисциплина требуют соблюдения действующих правил ввоза товаров, и следовательно ужесточается контроль за импортом. В стремлении решить эту задачу государство вступает в борьбу с десятками, а может быть и сотнями тысяч людей, задействованных в импортном бизнесе. Однако, как нам известно от Карла Маркса, нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал при 300%-ной прибыли. А в случае с импортом в Россию создана и существует ситуация, в которой можно получить и больше. Поэтому после закрытия одних рынков появляются другие, что обусловлено самой экономической системой.
Исследования показывают, что чем выше уровень обложения товара при импорте, тем активнее используются «серые» и «черные» схемы ввоза. Пороговым уровнем, после которого резко возрастает применение нелегальных методов импорта, является обложение в размере 23-25%.
Существенно сократить объем нелегальных потоков импорта можно только путем резкого снижения импортных пошлин. Их эффективный уровень для российских экономических условий составляет не более 5%. При таком размере общий таможенный платеж при импорте (пошлина плюс НДС) уменьшится с 42% до 24%, т.е. до порогового значения, ниже которого обложение становится приемлемым для добросовестных импортеров. Одновременно это существенно уменьшит привлекательность и соблазн злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеторговой деятельности, поскольку изменит баланс в формуле «преступление и наказание», снизив выгоды от преступления и усилив значимость наказания.
Такое снижение пошлин позволило бы увеличить официально регистрируемый импорт и связанные с ним платежи, а следовательно и поступления в бюджет. Одновременно это нормализовало бы ситуацию на рынке, избавило бы его от контрабанды и сняло давление на отечественного производителя, позволило бы сохранить сектор торговли дешевыми товарами, но уже в более цивилизованной форме на базе торговых сетей. Кстати, данный уровень пошлин отвечал бы необходимым требованиям, предъявляемым ВТО.
Борис СМИРНОВ
Скачать статью (.doc)