В периоды экономических кризисов, как свидетельствует история, усиливаются настроения протекционистского характера. Местные производители хотят обезопасить себя от иностранных конкурентов и создать более благоприятные условия для продолжения производства. Нынешний кризис не исключение, и уже принес в России примеры подобного рода, в частности, повышение пошлин на импортные автомобили. Практика ближайших лет покажет, насколько эффективной и полезной будет эта мера.
Еще один пример дали недавно российские производители обуви, которые выступили с призывом повысить пошлины на импортную обувь. Но экономическая ситуация в разных отраслях отличается одна от другой. Так, в автомобильной отрасли можно наблюдать реальные изменения за последние 5-7 лет и рост внутреннего производства машин (правда, за счет прихода в Россию иностранных производителей). В то время как в обувной отрасли в последние 15 лет никаких позитивных изменений не произошло, несмотря на существование достаточно высокой, практически запретительной пошлины на импорт (особенно в период с 1996 по 2005 гг.).
В настоящее время отечественное производство обуви обеспечивает около 10% внутренних потребностей. Остальное количество покрывается импортом из разных стран. Реальная материально-техническая и финансовая ситуация в отрасли такова, что никаких предпосылок для импортозамещения не существует. Производственные мощности действующих обувных предприятий загружены более чем на 70%. Технический уровень оборудования оставляет желать лучшего, к тому же в связи с устареванием оно продолжает выбывать, а процесс замены его на новое отстает по своим темпам в связи с отсутствием источников финансирования. По этой причине качество обуви в значительной части своей уступает импортным образцам. Наряду с этим производство испытывает дефицит материалов и комплектующих изделий, таких как кожа, подошвы, каблуки. Все это делает невозможным обеспечение внутренних потребностей в обуви за счет отечественного производства. Между тем обувь – это товар первой необходимости, в особенности принимая во внимание климатические условия в нашей стране.
Нынешний экономический кризис только усугубил положение в обувной отрасли. Финансовые ресурсы стали еще более труднодоступны. Снижение курса рубля привело к удорожанию импорта как готовой продукции, так и комплектующих для отечественных производителей. Это обусловило рост цен и соответственно сокращение потребительского спроса. В 2005-2008 гг. продажи обуви в России росли ежегодно в среднем на 10-15%, и потребление достигло уровня примерно 4 пар обуви в год на душу населения. Принимая во внимание достигнутый уровень продаж и кризисную ситуацию в экономике дальнейшее расширение рынка в 2009 г. вряд ли возможно.
Повышение пошлин не только не решит текущих проблем рынка обуви и внутреннего производства, а еще больше их осложнит. Как уже было отмечено, существование запретительных пошлин в период 1996-2005 гг. не принесло коренных перемен в отечественное производство обуви. Более того эти пошлины загнали импорт в «серую» сферу, о чем свидетельствует официальная статистика. После 1996 г. согласно таможенным данным официально регистрируемый импорт обуви снизился почти в 4,5 раза. Между тем количество продаваемой обуви на рынке не сократилось, потребность в ней не уменьшилась. Законы рынка имеют объективный характер: если есть спрос, то будет и предложение. В 2006 г. пошлины были снижены до 10% (но не менее 1,8 евро за пару) для обуви стоимостью выше 15 евро, а для обуви дешевле 15 евро была установлена пошлина в размере 2 евро за пару. Это привело к росту в шесть раз официально регистрируемого импорта обуви, в результате чего общие поступления в бюджет увеличились дополнительно на 400 млн. долл. Импортерам стало выгоднее работать легальным образом и производить все платежи в полном объеме. Яркий пример положительного результата учета законодательством объективных законов рынка.
Надо отметить, что ныне действующий уровень пошлин на обувь нельзя назвать низким. Суммарный платеж при импорте вместе с НДС составляет, по данным Национального обувного союза от 40 до 90% от стоимости пары, на детскую обувь – 44%. Средневзвешенная пошлина на обувь по всему импорту находится на уровне около 20%. Однако этот размер пошлины является, по-видимому, объективно приемлемым как для импортеров, так и для государства, поскольку обеспечивает оптимальный объем поступлений в бюджет и допустимый уровень соотношения легального и «серого» импорта. Повышение пошлин может нарушить это равновесие, приведет фактически к снижению доходов государства и дезорганизации рынка. В качестве примера можно сослаться на опыт Европы, в которой два года назад повысили пошлину на импорт кожаной обуви из Китая до 16%. В результате ввоз из Китая снизился на 25%, но более чем на 1000% выросли поставки из Макао, Бангладеш и Малайзии.
Повышение пошлин в условиях кризиса и значительного падения курса рубля по отношению к ведущим валютам приведет к существенному росту розничных цен на обувь как на импортную (примерно вдвое), так и на отечественную, широко использующую импортные комплектующие. Это подтолкнет инфляцию в стране. А учитывая то, что обувь является важным потребительским товаром, рост цен на нее вызовет негативные социальные последствия, поскольку сильно ударит по карману рядовых граждан, доходы которых и так сократились в период кризиса.
При этом значительный рост цен будет неизбежен, поскольку применение «серых» схем импорта в настоящее время весьма затруднено в связи с ужесточением государственными органами административных мер контроля за ввозом товаров. Повышение пошлин может сделать невыгодным сам импорт, в результате чего в стране возникнет острый дефицит обуви, который сделает историческую характеристику нашей страны «лапотная Россия» вполне реальной.
В заключение надо сказать, что защищать отечественного производителя и развивать внутреннее производство обуви конечно необходимо. Но, как показывает практика развития российского обувного рынка, высокие таможенные пошлины не выполняют функцию защиты внутреннего производителя и катализатора расширения производства. Они только усиливают стагнацию рынка, ведут к потерям бюджета, способствуют коррупции и контрабанде, оказывающим основное конкурентное давление на отечественного производителя. Решать проблему развития внутреннего производства обуви необходимо через налоговую систему, с помощью целевых кредитов, создания специальной инфраструктуры, вовлечения производства обуви в особые экономические зоны, привлечения иностранного капитала и технологий. Только такой путь позволит создать конкурентоспособное производство качественной обуви и повысить удельный вес отечественных производителей на российском рынке.
Борис Павлов
Российский рынок обуви | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 (оценка) | |
Производство (млн пар) | 47,1 | 57,3 | 52,4 | 54 |
Продажи | ||||
млн пар * | 400 | 446 | 520 | 560 |
в том числе импортной ** | 67,5 | 106,6 | 199,3 | 225 |
млрд руб. *** | 187,8 | 232,9 | 289,6 | 330 |
Импорт **** | ||||
млн пар | 18,4 | 57,3 | 116,6 | 117,3 |
млн долл. | 223,5 | 772,7 | 1563,1 | 1576,9 |
* по данным ОАО «Рослегпром»
** экспертная оценка
*** по данным Росстата
**** по данным ФТС