Согласно данным обзора «Мировая карта выставок», подготовленного Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI, World Map of Exhibition Venues, December 2011), в мире продолжается энергичное формирование и расширение выставочной инфраструктуры. В лидеры уверенно выбивается Китай.
Согласно опубликованным UFI данным, на середину 2011 г. число выставочных комплексов с закрытой площадью более 5 тыс. кв. м с 2006 г. увеличилось на 57 – до 1197. Их суммарная площадь выросла с 29,2 до 32,6 млн кв. м. При этом 54% роста обеспечило новое строительство, а 46% – реконструкция уже действующих центров.
Самый большой прирост выставочной площади имел место в Азиатском и Тихоокеанском регионе, где он составил в сравнении с 2006 г. 38%. В Северной Америке и Европе площадь выставочных комплексов увеличилась в меньшей степени – на 7% и 5%. Это привело к некоторому перераспределению удельного веса регионов, в результате которого доля Северной Америки и Европы уменьшилась с 50 до 48% и с 26 до 24% соответственно, а удельный вес Азии вырос с 16 до 20% по сравнению с 2006 г.
Впечатляющий прирост выставочной площади произошел в Китае – на 48% (было построено более 1,5 млн кв. м). Это составило 46% всего мирового прироста. При этом 69% (свыше 1 млн кв. м) пришлось на строительство новых павильонов и выставочных комплексов. Это вывело Китай в мировые лидеры по выставочной площади. Так, если в 2006 г. в Китае было только 4 выставочных центра площадью свыше 100 тыс. кв. м, то в 2011 г. их насчитывалось уже 9. Больше – только в Германии (10).
Существенный прирост выставочной площади имел место также в Турции (25%), в России (17%, благодаря строительству выставочного центра «Крокус Экспо») и Нидерландов (15%).
Из общего числа сооружений 496 находятся в Европе, 389 – в Северной Америке, 217 – в Азии и Австралии, остальные – в Южной Америке и Африке. По их площади на Европу приходится 48%, на Северную Америку – 24%, на Азию – 22%.
На пять стран – США, Китай, Германию, Италию и Францию – приходится 58% всей мировой закрытой выставочной площади, на первую десятку стран (в их числе 6 европейских и 2 североамериканские, а также Китай и Бразилия) – 72%. Лидерами по площади являются США – более 6,7 млн кв. м (21% мировой площади) и Китай – почти 4,8 млн кв. м (15%).
Наблюдается тенденция к увеличению размеров выставочных комплексов, что отражает расширение программ проводимых в них мероприятий. Так, в Европе средняя площадь выставочных центров выросла за последние 5 лет с 30 до 31 тыс. кв. м, а в Азии – с 30 до 34 тыс. кв. м, что произошло в связи со строительством крупных комплексов в Китае.
Возведение новых центров привело к перераспределению позиций стран в рейтинге обеспеченности выставочными площадями. Китай переместился с третьего места на второе, обойдя Германию. Наибольший рывок совершила Бразилия, которая поднялась с 12 на 8 место. Россия сохранила за собой 11-е место, обойдя в рейтинге Швейцарию.
В докладе UFI отмечается, что темпы строительства комплексов в предыдущие 5 лет оказались несколько ниже, чем предполагалось в прошлом исследовании, проведенном в 2006 г. В нем был назван среднегодовой темп прироста площади на период 2007–2011 гг. в размере 3,1%, между тем фактически он составил 2,3%, что объясняется разразившимся мировым экономическим кризисом.
В исследовании UFI высказывается предположение, что в предстоящие годы активность строительства выставочных центров может оказаться еще ниже. Это связано как с общей экономической ситуацией в мире, так и с уменьшением дефицита выставочных площадей, прежде всего в Азии и Восточной Европе.
Одним из следствий расширения экспозиционных площадей является стремительный рост конкуренции в сфере выставочной деятельности как на локальном уровне, так и в международном масштабе. Это соперничество ставит перед его участниками новые задачи и приводит к необходимости постоянного изучения меняющейся ситуации. Владельцы выставочных комплексов вынуждены последовательно расширять и совершенствовать их возможности, чтобы удерживать выставки. Администрации регионов, в которых расположены экспозиционные центры, все более отчетливо понимают выгоды и преимущества, создаваемые развитием выставочной деятельности. В международном плане развитая выставочная инфраструктура содействует экономическому сотрудничеству и росту финансовых потоков.
БиВ
В строительство новых и реконструкцию действующих выставочных центров в 2006–2011 гг. было вложено около 20 млрд долл.
Число стран, имеющих общую выставочную площадь свыше 100 тыс. кв. м, увеличилось с 2007 г. с 30 до 34 (в их число вошли Аргентина, Венгрия, Украина, Словакия). Из 55 выставочных центров, имеющих площадь свыше 100 тыс. кв. м, 36 расположены в Европе, 13 – в Азии, 6 – в Северной Америке (США).
Скачать статью (.doc)