Для большинства наших граждан, знакомых с географией, остров Русский означает восточную оконечность России. Некоторые узнали о нем из пьесы Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Однако совсем скоро этот далекий остров станет известен как центр образования, науки, культуры и туризма.
Именно это предусматривает масштабная программа развития дальневосточных территорий России. Ее реализация началась с проекта реконструкции Владивостока, частью которого является и остров Русский. Он расположен в нескольких километрах от центра города, в заливе Петра Великого.
Решение о модернизации всей инфраструктуры и возведении новых объектов в этой части Владивостока было принято после того, как Ассоциация тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2006 г. приняла предложение России о проведении очередной встречи глав государств этой организации в 2012 г. на о. Русский (см. БиВ, № 5, 2009). На тот момент остров представлял собой пустынную, малоосвоенную территорию.
Российское правительство приняло решение о возведении на острове Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), комплекс зданий которого мог бы стать базой для проведения саммита глав государств АТЭС.
Масштабные строительные работы началась на острове в середине 2009 г. Одновременно с возведением ДВФУ между островом и континентом через пролив Босфор Восточный сооружается мост, который по своим размерам будет превосходить знаменитый мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Через пару лет от владивостокского аэропорта в Княжевичах до острова по реконструированной трассе и двум мостам – через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный – можно будет доехать на автомобиле за 30–40 минут.
Но это в будущем. В настоящем идет непростое строительство и освоение практически целинных территорий острова. Генеральным подрядчиком возведения комплекса зданий университета специальным постановлением Правительства РФ назначено ЗАО «Крокус Интернэшнл». Общая площадь объектов, которые необходимо построить подрядчику, включая конференц-центр, гостиничные корпуса и жилые дома, достигает нескольких сот тысяч квадратных метров. В общий объем работ входит еще строительство дорог и причалов, прокладка всех необходимых коммуникаций, благоустройство территории и набережной, а также сооружение временных помещений (общежития, столовой и медпункта для рабочих, складов и др.) для обслуживания более 10 тыс. человек, задействованных на объектах. В ходе строительства придется залить свыше 130 тыс. куб. м бетона, смонтировать более 60 тыс. т металлоконструкций.
Государственным заказчиком строительства университета является ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ». Всего на строительстве ДВФУ в рамках выполнения подрядных и субподрядных работ задействовано свыше 40 строительных компаний.
В декабре 2009 г. в федеральную подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» были внесены дополнения и включены 20 новых объектов общей стоимостью 279,2 млрд руб. В их числе – вертодром на о. Русском, дома для тех жителей острова, чьё имущество попадает в зону строительства объектов саммита АТЭС, водовод на Русский через пролив Босфор Восточный.
Ряд строительных проектов касается развития энергетической инфраструктуры. Это объекты электро- и теплоснабжения Приморского океанариума, который будет возведен на острове, реконструкция распределительных электросетей на материковой части Владивостока и на Русском. Предусмотрена прокладка газопровода от ГРС Владивостока до острова для использования природного газа на ТЭЦ «Северная», которая строится в поселке Поспелово, планируется строительство на Русском ветровой электростанции.
В настоящее время ЗАО «Крокус Интернэшнл» завершает работы по возведению металлических каркасов зданий ДВФУ, на некоторых корпусах уже закладываются стены. При монтаже корпусов используется технология рамно-связевого металлического каркаса – это самый оптимальный с точки зрения надежности и скорости метод строительства.
Генеральный подрядчик предполагает использовать в отделке и обустройстве зданий самые современные технологии и материалы. Учитывая климатические особенности острова Русский (значительные колебания температур, высокую влажность и сильные ветра), фасады зданий будут покрыты стойкими утепляющими штукатурными материалами, сохраняющими свой первоначальный вид по крайней мере в течение 10 лет. При монтаже кровли будет использоваться жидкая резина, обеспечивающая водостойкость и долговечность. Внутренние водостоки зданий будут смонтированы с подогревом, что позволит избежать замораживания стояков в домах Владивостока. Интерьеры, холлы и вестибюли помещений будут отделаны высококачественными современными материалами. Отопление и освещение зданий планируется организовать с использованием системы «умный дом», учитывающей местные климатические условия.
На полуострове Саперном, где идут основные строительные работы, полностью обновлена система дорог. Ранее существовавшие дороги расширены и заасфальтированы, некоторые проложены с «нуля». Для дорожных работ на острове разработали новый карьер, что позволило обеспечить строительство щебнем всех фракций. Дороги, по утверждению подрядчика, не потребуют ремонта в течение 25 лет.
На острове также смонтирован асфальтобетонный завод, его продукция потребуется при дальнейшем строительстве и обустройстве территории. Прокладка новой системы дорог позволила увеличить темпы строительных работ.
В дальнейшем дорожно-уличная сеть острова будет формироваться в комплексе со всеми другими коммуникациями и составит по протяженности более 21 км. В ходе работ необходимо будет проложить магистральные коммуникации, включающие водопровод, канализацию, дождевые отводы, создать соответствующие очистные сооружения. В одном коридоре с этими коммуникациями пойдут тепловые трубы, газ, кабельные трассы связи.
По мере расширения строительства увеличивается и число занятых на нем рабочих. Предполагается, что весной нынешнего года их численность возрастет до 8 тыс. человек. Это потребует строительства дополнительного общежития, расширения медицинского пункта и столовой.
В штабе строительства круглосуточно работает единый диспетчерский пункт, куда стекается вся информация о выполняемых работах и снабжении материалами.
В ближайшее время поток грузов и оборудования для строительства ДВФУ существенно вырастет, поскольку начнется монтаж и обустройство новых зданий. Поэтому в начале 2010 г. были запущены все причалы грузового терминала на острове и начала работу строительная база со складами генподрядчика ЗАО «Крокус Интернэшнл» на мысе Поспелова.
Поскольку значительная часть грузов будет поступать по импорту, для их приемки и оформления принято решение организовать на острове Русский таможенный пост, для чего сооружены два помещения. Как отметил заместитель руководителя строительства Марат Гринберг, без таможенного поста на острове пришлось бы оформлять грузы во Владивостоке. Учитывая объемы поставок, это могло бы занять месяцы, что недопустимо при требуемых темпах строительства.
Университет запланировано сдать в конце 2011 г., а саммит на его площадях пройдет с 14 по 27 сентября 2012 г.
Борис ПАВЛОВ