В последние годы выставочная индустрия, как и другие отрасли экономики,
в полной мере испытала воздействие экономического кризиса. Сейчас выставочная
активность возрождается, но выход из кризиса будет постепенным и длительным.
Такой вывод следует из публикаций Всемирной ассоциации выставочной индустрии.
Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) опубликовала в конце
2011 г. результаты нескольких исследований, посвященных состоянию выставочной
деятельности в мире (Global Exhibition Industry Statistics – Всемирная выставочная
статистика и Global Exhibition Barometer – Динамика выставочной деятельности).
По данным этих обзоров можно сделать два основных вывода о состоянии
выставочного сектора. Во-первых, он, как и вся мировая экономика, испытал на себе
воздействие экономического кризиса. Во-вторых, выставочная активность возрождается,
но выход из кризиса будет постепенным и длительным.
Согласно оценкам UFI, в 2010 г. в мире было проведено 30,7 тыс. выставок,
на которых участники арендовали 103 млн кв. м экспозиционной площади (в расчет
принимались выставки с площадью-нетто не менее 500 кв. м). В этих выставках приняли
участие 2,8 млн компаний, а число посетителей составило 260 млн человек.
Суммарная площадь экспозиций в 2010 г. оказалась на 6% меньше, чем в
докризисном 2008 г. При этом в Европе сокращение составило 10%, в Северной Америке
– 7%. В отличие от этого в странах Азиатско-Тихоокеанского региона суммарная площадь
экспозиций увеличилась с 2008 по 2010 г. на 4%, что связано с ростом выставочной
активности в Китае (на 6%) и в Бразилии (на 4%). На указанные три региона приходится
93% всей выставочной деятельности в мире.
Мировым лидером в проведении выставок остаются США, где площадь-нетто всех
мероприятий в 2010 г. составила 23,3 млн кв. м. Это, правда, оказалось на 7% меньше,
чем в 2008 г. В Китае общий размер всех экспозиций достиг 13 млн кв. м (второе место
в мире), увеличившись на 6% в сравнении 2008 г. В Германии суммарная площадь
выставок в 2010 г. сократилась на 5%, но итоговые 8,8 млн кв. м обеспечили ей третье
место в мире. Общая чистая площадь выставок в России составила в 2010 г., по оценке
UFI, порядка 2,6 млн кв. м, что на 13% меньше, чем в 2008 г.
Для определения общих тенденций и ситуации на рынке UFI провела опросы
организаторов экспозиций. В них приняли участие 172 компании из 49 стран. Оценка
делалась на основании изменения прибыльности работы компаний, что неразрывно
связано с размером арендованной площади на выставках. По данным этих опросов,
острая фаза кризиса и сокращение размера экспозиций остановились в конце 2009 г. С
середины 2010 г. площади начали увеличиваться. Это отмечали порядка 65% опрошенных
организаторов в Европе и 80% – в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В первой половине 2011 г. рост арендованной площади выставок продолжился,
о чем заявляло примерно то же количество организаторов мероприятий. Во втором
полугодии 2011 г. число позитивных ответов на вопрос о росте экспозиций уменьшилось
(в Европе – до 60%, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе – до 70% и 75%
соответственно).
Оценки на 2012 г. свидетельствуют о заметном снижении оптимизма организаторов
выставок в Европе, из которых только половина рассчитывают на рост арендованной
площади экспозиций. В Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе таких примерно
65%. Сдержанные оценки перспектив роста экспозиций свидетельствуют о том, что выход
из кризиса будет более медленным и длительным, чем представлялось ранее.
Такой же вывод можно сделать и из ответов на вопрос о том, закончилось ли
воздействие кризиса на деятельность компаний. Если в середине 2011 г. на данный вопрос
позитивно ответили более 65% организаторов из Азиатско-Тихоокеанского региона, 40% – из Европы и 35% – из Америки, то в конце 2011 г. оптимизм сохраняли 30%
европейских респондентов и только 27% из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Показательны также ответы организаторов выставок на вопрос о предполагаемом
окончании влияния кризиса на выставочную сферу. В середине 2011 г. 63% ответов
называли конец 2012 г., а в декабре 2011 г. почти в половине ответов говорилось уже о
конце 2013 г. Более того, 14% организаторов выставок высказали предположение, что
воздействие кризиса закончится в конце 2014 г. и 8% – в конце 2015 г.
Ситуацию на выставочном рынке характеризуют ответы на вопрос о наиболее
серьезных проблемах, мешающих развитию бизнеса. 23% опрошенных назвали состояние
экономики в их стране или регионе, 21% – неопределенность в мировой экономике, 19% –
конкуренцию на локальном рынке, 18% – внутренние управленческие проблемы.
Несмотря на это, большинство компаний продолжают строить планы на будущее.
Так, 67% компаний сообщили о намерении расширять традиционную выставочную
деятельность, 31% планируют развивать новые формы работы, 51% намерены расширять
свою деятельность в сложившихся географических рамках, а 49% предполагают осваивать
новые регионы и страны.
БиВ
В 2010 г. в мире было проведено 30,7 тыс. выставок, на которых участники
арендовали 103 млн кв. м экспозиционной площади (в расчет принимались выставки с
площадью нетто не менее 500 кв. м). В этих выставках приняли участие 2,8 млн компаний,
а число посетителей составило 260 млн человек.
Общая чистая площадь выставок в России составила в 2010 г., по оценке UFI,
около 2,6 млн кв. м, что на 13% меньше, чем в 2008 г.
Арендованная выставочная площадь в мире
2008 г. | 2010 г. | |||
Млн кв.м | Доля в мире, % | Млн кв.м | Доля в мире, % | |
Европа | 53,0 | 49 | 47,7 | 47 |
Америка | 28,3 | 26 | 26,3 | 26 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 19,8 | 18 | 20,6 | 20 |
Ближний Восток и Африка | 7,4 | 7 | 7,9 | 7 |
Источник: Global Exhibition Industry Statistics, UFI, December 2011.
Опрос UFI
1. Как изменится оборот компании в 2012 г. в сравнении с тем же периодом
предыдущего года? (I полугодие/II полугодие, % опрошенных)
Ответ | Не знаю | Падение на 10% | Падение меньше 10% | Падение меньше 10% |
Америка | 4/0 | 0/0 | 29/33 | 67/67 |
Европа | 8/11 | 8/8 | 29/31 | 55/50 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 9/15 | 3/3 | 15/16 | 73/66 |
Ближний Восток и Африка | 11/14 | 7/4 | 11/7 | 71/75 |
2. Предполагаемое окончание воздействия экономического кризиса (опрос в
июне 2011 г./опрос в декабре 2011 г., % ответов)
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
14/4 | 63/27 | 15/46 | 9/14 | 0/8 |
3. Важнейшие проблемы, влияющие на дальнейшее развитие выставочного
бизнеса , % ответов
Состояние внутренней или региональной экономики – 23
Неопределенность в мировой экономике – 21
Конкуренция в выставочном секторе – 19
Внутренние управленческие проблемы – 18
Проблемы внешнего воздействия (регулирование и т.п.) – 8
Конкуренция с сопряженными секторами – 6
Кооперация с другими секторами – 4
Прочее – 1
Источник: Global Exhibition Barometer, UFI, December 2011.