Российская легкая промышленность сегодня, как и двадцать, как и пятьдесят лет назад влачит безрадостное существование. Порой распространение на выставках чем-то помогает промышленности. Ей мешает импорт, ей мешает нежелание потребителя покупать некачественные и некрасивые изделия, ей мешает нехватка денег и устаревшее оборудование, ей мешает всё и вся. Возможно, выход из тупика предложит разработанная в конце 2008 г. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. По данным ОЭСР, легкая промышленность входит в состав ве¬дущих отраслей мирового промышленного комплекса. По уровню потребления и объемам продаж продукции она опережает таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, ВПК, химическая промышлен¬ность и другие отрасли. На ее долю приходится 5,7% мирового ВВП, более 14% занятых в промышленных производствах. Отрасль характеризуется постоянным экономическим ростом, а потребление товаров легкой промышленности растет более высокими темпа¬ми, чем прирост населения Земли. Понимая важнейшую роль легкой промышленности, развитые (и не очень) государства уделяют ей особое внимание. Так поступают везде, но не в России. Удивительно, но как в советский период, так и ныне Россия так и не научилась обеспечивать себя самым необходимым: большая часть потребностей удовлетворяется за счет импорта. Не сумев наладить собственное качественное производство и обеспечить население всем необходимым, обувщики, текстильщики, меховщики, швейники в один голос жалуются на импорт, вероятно, забыв совсем недавнее прошлое, когда за пару импортных сапог люди убивались в очередях.
Без текстиля – ни туда и ни сюда
В настоящее время в легкой промышленности России работают 14 тыс. предприятий, расположенных в 72 регионах страны. На них трудятся 487 тыс. человек, из которых 75% – жен¬щины. Около 70% предприятий легкой промышленности являются градообразующими для малых городов. При этом техническую, ассортиментную и инвестиционную политику в отрасли диктуют сравнительно небольшое количество крупных предприятий. В хлопчатобумажной отрасли 19 предприятий выпускают 82% объема готовых тканей, около 70% производства обеспечивают 6 предприятий в шелковой промышленности, 10 – в шерстяной, 7 – в льняной; в трикотажной – 12 предприятий выпускают 50% трикотажных и чулочно-носочных изделий, в обувной – на 22 предприятия приходится 56% всей выпускаемой обуви. В структуре промышленности наибольший удельный вес занимают текстильная, швейная и меховая отрасли – 75% общего производства (доля текстильной продукции – 45%, кожи и обуви – около 25%). Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизни человека, без нее невозможна работа многих отраслей экономики. Ткани и товары для дома, изделия медицинского назначения, одежда и обувь, технический текстиль и обмундирование для вооруженных сил, отделка автомобилей и самолетов – трудно представить себе какую-либо сферу жизни и экономики, где бы не применялась продукция легкой промышленности.
Казалось бы, значимость легкой промышленности для человека и государства в целом неоспорима. Однако цифры говорят о другом: в последние десятилетия эта отрасль в России «усыхает», ее вес в общем промышленном пироге неуклонно падает. Так, доля «легкой» продукции в общем объеме промышленного производства страны составила в 2007 г. всего лишь 1,1% (в 1991 г. – 11,9%, что соответствовало ситуации в таких странах как США, Германия и Италия, которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8–12%).
Стоимостные показатели, правда, показывают иную динамику. Оборот розничной торговли одеждой, обувью, тканями в 2007 г. составил на внутреннем рынке 1,52 трлн руб., внешнеторговый оборот – почти 335 млрд руб., что по сравнению с 2006 г. больше соответственно на 8,6% и на 11,7%. Это лукавство цифр, однако, лишь маскирует бедственное положение отрасли.
Действующие отечественные производства обеспечивает менее четверти платежеспособного спроса населения, а мобилизационные потребности страны всего лишь на 17–36%. Впору говорить об угрозе национальной безопасности. Ведь по Закону о безопасности государства в общем объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 51%.
Все хуже, и хуже, и хуже
Неспособность российских властей и российского бизнеса (заметим, что все предприятия легпрома приватизированы) наклониться и взять деньги, которые лежат под ногами, просто поражает. Ведь сшить фуфайку – не танк построить. Особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Большой удельный вес конечной продукции, реализуемой в розничной сети, обеспечивает быстрый возврат денежных средств. Ее технологические возможности позволяют часто менять ассортимент продукции, не уменьшая общего объема производства. Все это прекрасно понимают турецкие, китайские, греческие, да и все остальные текстильщики и обувщики, снявшие сливки с необозримого потребительского рынка России, где неудовлетворенный в течение многих лет спрос на одежду и обувь наложился на резкий рост платежеспособности населения.
Чего же не хватает российским предприятиям для того, чтобы вытеснить с полок импортный ширпотреб и, наконец, одеть и обуть население страны в сколько-нибудь пристойные изделия. Ответ неоригинален: денег, денег и еще раз денег. Да еще запретить импорт и вернуть всех во времена всеобщего дефицита: носите, что дают.
А ведь в конце 80-х–начале 90-х годов государство вложило в техническое перевооружение предприятий около 2 млрд долл. Но, как говорится, не в коня корм: несмотря на финансовые вливания, производство снижалось, новые прогрессивные технологии не осваивались, а имеющееся, в том числе импортное, технологическое оборудование перепродавалось в Турцию и Китай, где, напротив, начинался бум в развитии текстильной и легкой промышленности. Не удивительно, что в этих условиях сложился непрозрачный и нецивилизованный рынок, где хозяевами стали челноки и карго-перевозчики. Сегодня текстильщики и обувщики вновь заговорили о необходимости государственной поддержки и государственных инвестиций.
После кризиса 1998 г. в течение двух лет отрасль демонстрировала рост за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но закрепить успеха опять не смогла. Так, уже в 2004 г. темп роста был отрицательным – 95,6%. В 2007 г. было произведено 2,7 млрд кв. м тканей, что на 2,4% меньше, чем в предыдущем году. В I полугодии 2008 г. сальдированная прибыль предприятий отрасли по сравнению с тем же периодом 2007 г. снизилась на 8,3%. Убыток же, напротив, увеличился до 2 млрд руб. Об ухудшении положения в отрасли свидетельствует и повышение доли убыточных предприятий. Из приведенных цифр следует одно: легкая промышленность давно и тяжело больна, и помочь могут лишь кардинальные меры.
Финансовое состояние легкой промышленности
Финансово-экономические показатели |
2005 | 2006 | 2007 | 2008
1 п/г |
Сальдированный финансовый результат, млн руб. | 1152 | 2838 | 3255 | 1100 |
Прибыль, млн руб. | 4948 | 5980 | 6454 | 3100 |
Убытки, млн руб. | 3796 | 3142 | 3199 | 2000 |
Рентабельность, %: | 1,3 | 1,6 | 1,5 | 1,5 |
в т. ч. текстильное и швейное производство |
1,1 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
производство кожи, изделий из кожи и обуви |
2,3 | 3,0 | 2,8 | 2,8 |
Общие инвестиции в легкую промышленность по-прежнему незначительны. В 2007 г. они составили всего 6 млрд руб., т.е. 0,75% от общих инвестиций, вложенных в обрабатывающие производства. При этом иностранцы крайне неохотно идут в эту отрасль: в 2007 г. их капиталовложения составили всего лишь 60 млн долл., или 0,2% от их поступлений в обрабатывающие производства. Сократилось и количество предприятий с участием иностранного капитала: с 94 в 2006 г. до 73 в 2008 г.
Вместе с тем, для проведения масштабного технического перевооружения отрасли, по оценке экспертов, необходимы вложения не менее 300 млрд руб. (порядка 10 млрд долл.) в течение ближайших 5–6 лет.
Виноваты враги Мировой рынок продукции легкой промышленности развивается чрезвычайно динамично. За последние 15 лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5%, в США – на 99,3%, в Японии – более чем в 2 раза. Но на долю России приходится всего 1,9% мирового товарооборота. Емкий и динамично растущий внутренний спрос мог бы стать фактором роста производства и насыщения рынка российскими товарами. Однако вместо этого опережающими темпами растет импорт. В 2007 г. экспорт снизился на 14,3%, а импорт вырос в 3,3 раза. При этом в экспорте (премущественно в государства СНГ и Балтии) доминирует малообработанная продукция. Совсем незначителен экспорт трикотажных и швейных изделий, готовых тканей.
Российский рынок товаров легкой промышленности (млрд руб).
Показатели |
||||||
2005 | доля, % | 2006 | доля, % | 2007 | доля, % | |
Розничный товарооборот | 1250 | 100 | 1400 | 100 | 1520 | 100 |
Товары российского производства* |
242,1 | 19,4 | 311,5 | 22,3 | 352,6 | 23,2 |
Официальный импорт ** | 142,5 | 11,4 | 257,7 | 18,4 | 411,9 | 27,1 |
«Теневое» производство и «теневой» импорт *** |
865,4 | 69,2 | 830,8 | 59,3 | 755,5 | 49,7 |
* В розничных ценах
** По данным ФТС
*** Оценка
В 2007 г. в продажах товаров легкой промышленности доля продукции отечественных производителей составила лишь 23,2%, в том числе швейных изделий – 44,7%, обуви – 31%, трикотажных и чулочно-носочных изделий – 18%. При этом доля официального импорта в объеме продаж товаров легкой промышленности составила в 2007 г. всего 27,1%. Возникает естественный вопрос: а где остальное? Цифры говорят о том, что на российском рынке правит бал теневой импорт и подпольное производство. По расчетам экспертов, почти половина – 49,7% – общих продаж товаров легкой промышленности приходится на долю товаров «теневого» происхождения.
Как полагают профессионалы отрасли, главной проблемой при формировании внутреннего рынка России стали карго-перевозки, т.е. широкомасштабная сеть поставок продукции, не облагаемой налогами и пошлинами. Сердятся наши производители и на крупные торговые центры, так как туда отечественному производителю попасть трудно и дорого (впрочем, вещевые рынки их также не устраивают, так как там торгуют беспошлинным товаром). Жалуются производители и на рекламу: мол, рекламируется премущественно импортный товар. При этом, они не отвечают на вопрос: а кто, собственно, кроме самих предприятий, должен рекламировать свой товар? Не из государственной же казны, то есть из денег налогоплательщика, финансировать рекламу?
По мнению предпринимателей, решение всех проблем лежит в государственном кармане.
Помечтаем…
По прогнозу ВНИИ потребительского рынка и мониторинга, емкость российского рынка товаров легкой промышленности в ближайшие годы будет прирастать не менее чем на 10–12% ежегодно и к 2020 г. розничный товарооборот может достичь 4,5–5,0 трлн руб. Это хорошая основа для развития отрасли.
Совершенно понятно, что никакими ограничительными мерами (запретить рекламу, ввести заградительные пошлины, остановить импорт и т. д.) ситуацию не исправить. Необходимо решить системную проблему, которая заключается в том, что в настоящее время легкая промышленность не способна ни количественно, ни качественно удовлетворить растущий спрос. Приостановить падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке до критической черты и предотвратить возникшую угрозу национальной безопасности могут только системные же меры. Это означает формирование цивилизованного, конкурентного рынка, стимулирование развития современных товаропроводящих сетей, ужесточение таможенного контроля. Это модернизация производства и повышение конкурентоспособности российских товаров по параметрам «цена — качество — дизайн».
Изменить сложившуюся ситуацию призвана принятая в конце 2008 г. Стратегия развития легкой промышленности до 2020 г. Предполагается, что к означенному году удастся повысить долю отечественной продукции на российском рынке до 50%, а экспорт увеличить в 2–2,5 раза. К 2020 г., мечтают составители стратегии, произойдут коренные изменения в структуре производства легкой промышленности, увеличится в общем объеме доля продукции высоких переделов. Рост инвестиций будет соответствовать масштабам «очищения» рынка от контрафактной и контрабандной продукции, снижению доли теневого оборота с 49,7% в 2007 г. до 12% в 2020 г.
Разработчики стратегии, однако, отдают себе отчет в том, что основной риск при реализации этих радужных планов связан с малой вероятностью привлечения необходимых инвестиций и бюджетных средств.
И тем не менее, вся стратегия строится именно на требованиях к государству. «Предприятия отрасли самостоятельно не в состоянии в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию и техническое перевооружение производств. Кроме того, вследствие высокого износа основных фондов и отсутствия залоговой стоимости предприятия не имеют возможности получить полноценный кредит под техническое перевооружение и модернизацию производства. В первую очередь необходимо изменить инвестиционную политику государства по отношению к легкой промышленности в сторону доведения объемов инвестиций в основной капитал из федерального бюджета до уровня среднего по обрабатывающим производствам», – говорится в Стратегии.
Ирина МУРАВЬЕВА