Меха во все времена считались признаком богатства и роскоши. Дама в меховой шубке – это совсем не то, что женщина в драповом пальто. Между тем в последние десятилетия меховые изделия перестали быть принадлежностью избранных, в норку облачились все. Однако сливки с этого «мехового бума» снимают отнюдь не отечественные производители.
О том, как обстоят дела в российской меховой отрасли, мы беседуем с исполнительным директором некоммерческой организации «Союз меховщиков» Борисом ГОЙФМАНОМ.
БиВ: Борис Григорьевич, в каком состоянии сегодня находится меховой рынок России?
– По оценкам Международной федерации торговли мехом (IFTF), меховой рынок России является крупнейшим в мире. Объем розничной продажи мехов и меховых изделий в 2007 г., по данным Росстата, составил 65,1 млрд руб. (2,7 млрд долл.). В 2008 г. продажи по сравнению с предыдущим годом увеличились на 18% и составили 77,3 млрд руб. Это при том, что основной объем продаж пришелся на начало кризиза.
Названные цифры – это официальная статистика, экспертные же оценки предполагают, что фактический объем продаж, как минимум, на 30% выше.
БиВ: Какова структура розничных продаж? Что лежит на полках и висит на вешалках в магазинах?
– Розничные продажи – это розничная цена отечественных и импортных товаров, произведенных и поступивших в текущем году (без учета товарных остатков). Исходя из этого, нетрудно, используя данные Росстата и Федеральной таможенной службы России о производстве и импорте меховых изделий, определить денежное выражение этих составляющих. Полученные данные исключительно интересны. Меховых изделий в денежном выражении в 2007 г. было продано в 6 раз больше, чем произведено (5,5 млрд руб. в розничных ценах) и импортировано (11,5 млрд руб. в розничных ценах).
Аналогичная картина наблюдалась и в предыдущие годы.
Объяснить это можно только наличием неучтенного производства и неучтенного импорта.
Оценка этих составляющих показывает, что продукция неучтенного производства в объеме продаж составляет 20–22%, а неучтенного импорта – 55–57%.
Несмотря на отдельные шаги, предпринимаемые властью, неучтенное производство (в значительной мере «теневое») и неучтенный импорт занимают подавляющую часть мехового рынка России.
БиВ: А кто поставляет меха на российский рынок?
– Основным экспортером в РФ овчинных меховых изделий является Турция, (72% от общего объема ввоза в 2008 г.), меховых изделий из норки – Китай и Греция (соответственно 46% и 25%), из кролика – Китай (64%).
Всего в 2008 г. импорт предметов одежды из различных видов меха, по данным ФТС, составил 897,4 т на сумму свыше 183 млн долл., что превышает соответствующие показатели 2007 г. на 17% и 57%.
БиВ: Удовлетворяет ли меховщиков таможенно-тарифная политика государства в отношении меховых изделий?
– Если большая часть меховых изделий, поступающих в РФ, не проходит таможенного оформления, то это свидетельствует об отсутствии какой-либо внятной таможенно-тарифной политики. Но вообще-то этот вопрос более широкий, он не должен сводиться только к установлению ввозных пошлин на меховое сырье, полуфабрикат и готовые изделия.
Данные ФТС говорят о том, что за последние три года объем учитываемого импорта растет. Несомненно, в определенной мере это связано с Постановлением Правительства РФ от 15.08.07 № 518 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов одежды из натурального меха». Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 422 срок его действия продлен еще на 9 месяцев.
Однако это постановление не решило другую проблему, связанную с импортом меховых изделий, а именно – занижение контрактной цены импортируемых изделий. Так, например, средняя контрактная цена одного пальто из шкурок норки в течение последних лет составляет 400 долл., т.е. меньше, чем стоимость сырья, необходимого для его изготовления.
БиВ: Можно ли говорить о том, что россияне перестали носить русский мех?
– Нет, говорить о том, что мы перестали носить отечественные меховые изделия, не корректно. Сегодня отечественная промышленность не в состоянии обеспечить постоянно растущий покупательский спрос во всех сегментах рынка. В производстве некоторых изделий, например пальто из шкурок норки, мы отстали и технически, и технологически. А вот в производстве женских пальто из облагороженной овчины мы пока сохраняем свои позиции как в качественном, так и в количественном отношении. Довольно уверено чувствуют себя отечественные производители и в секторе меховых головных уборов.
БиВ: Что, по мнению Союза меховщиков, следует предпринять в первую очередь для решения проблем отрасли и возвращения России статуса «великой меховой державы»? – Этот вопрос не следует рассматривать в отрыве от состояния дел в лёгкой промышленности России в целом. Практически на всех уровнях оно признаётся крайне неудовлетворительным. Доля отечественной лёгкой промышленности в ВВП около 1% говорит сама за себя.
Для изменения ситуации необходимо от деклараций о намерениях и отдельных решений, полезных, но не оказывающих существенного влияния на общее положение дел в отрасли, перейти к системным масштабным действиям, которые бы позволили в кратчайшие сроки решить следующие вопросы: защитить внутренний рынок от незаконного оборота товаров; осуществить техническое переоснащение предприятий; создать благоприятные условия для развития отечественной сырьевой базы для отрасли.
Что же до «великой меховой державы»… Что под этим понимать? Если говорить об объемах мехового рынка, то Россия была и остается таковой. Если мы имеем в виду отечественное производство, то для его восстановления и модернизации потребуются годы упорного труда при условии, что на законодательном уровне будут созданы для этого необходимые предпосылки. В мировой практике примеров положительного решения аналогичных задач достаточно много.
Беседовала Ирина СКИБИНСКАЯ
ВРЕЗ
Некоммерческая организация «Союз меховщиков» была создана по инициативе ведущих предприятий меховой промышленности в 2005 г. В настоящее время членами Союза являются около сорока предприятий. Основными целями и задачами Союза являются: представление и защита прав и интересов членов Союза в органах законодательной и исполнительной власти; участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых проектов и программ в области производства меховой продукции; участие в разработке проектов, направленных на противодействие обороту фальсифицированной, некачественной и контрафактной продукции на территории РФ; участие в выставках и конкурсах меховых изделий; информационная поддержка членов Союза.