Третьим будешь?

g0hS1zBFi0.jpg

Немного поломавшись, Белоруссия ответила согласием на упрашивания России и Казахстана и с небольшим опозданием (6 июля вместо 1 июля) таможенный союз трех государств вступил в силу. Удастся ли им преодолеть оставшиеся разногласия – покажет время.

В настоящее время на территории бывшего СССР сосуществуют не менее десятка различных интеграционных образований. Это – СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство России и Беларуси, ШОС, ОДКБ и другие. Однако количество этих объединений так и не перешло в качество реальной интеграции – достаточно вспомнить то и дело вспыхивающие «газовые», «винные», «боржомные», «молочные» и прочие конфликты между их участниками.

Интеграционный эффект

Формально говоря, таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном начал работать 1 января 2010 г., а нынешним летом лишь вступил в новую, но важнейшую, фазу – три государства стали жить по единому Таможенному кодексу.

У нового объединения есть как сторонники, так и противники. Первые упирают на то, что речь идет не просто об интеграции, а о ре-интеграции – ведь прежде эти страны были единым государством с налаженными хозяйственными связями. Их восстановление, считают сторонники союза, обязательно даст мощный экономический эффект. У противников таможенного союза также есть веские аргументы: когда объединяются партнеры с разным уровнем экономического развития (а Белоруссия и Казахстан, безусловно, имеют более архаичные и слабые экономики), общий потенциал не увеличивается, а снижается до уровня отстающего. О какой модернизации России может идти речь, когда она объединяется с очевидно слабыми партнерами, которые будут тормозить ее движение вперед?

Ученые Института народнохозяйственного прогнозирования РАН настроены позитивно: по их расчетам, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долл., а прирост ВВП у участников таможенного союза – около 15%.

Исполнительный секретарь Комиссии Таможенного союза академик РАН Сергей Глазьев является ярым поборником интеграции и не скрывает своего энтузиазма по поводу плюсов таможенного союза.

По словам Глазьева, выигрыш трех стран будет неизмеримо выше, чем отдельные уступки и компромиссы. По его словам, речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5–2 раза за счет восстановления кооперации и общего экономического пространства.

Глазьев убежден, что государства, объединяющиеся в таможенный союз, связаны давно сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга. Например, в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России. «Создание таможенного союза, – говорит С.Глазьев, – означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик».

Для простых граждан таможенный союз существенно облегчит жизнь: не придется заполнять ворох различных документов, тратить время и силы на границе, простаивать в очередях, тратя не только деньги, но и нервы, пытаясь получить свой багаж .

В начале было слово

Комментаторы нередко удивляются скорости, с которой начал формироваться «тройственный союз». И действительно – СНГ, ЕврАзЭС и прочие организации ни шатко ни валко существуют уже многие годы, а интеграции как не было, так и нет. Откуда же здесь такое ускорение? По-видимому, все дело в политической воле глав государств. Именно их договоренности позволили сдвинуть процесс с мертвой точки, и работа пошла по настоящему быстро.

Все началось с подписания 6 октября 2007 г. Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. Уже в январе 2008 г. главы правительств трех стран подписали соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых мерах нетарифного регулирования; о ведении таможенной статистики и целый ряд других важных документов. Позже была образована Комиссия и Секретариат Комиссии таможенного союза, наделенная серьезными полномочиями. Впервые в постсоветской истории был создан наднациональный орган, которому страны–участницы союза согласились делегировать часть своих суверенных функций, касающихся внешнеторговой политики.

Таможенный союз формируется в три этапа. Предварительный этап (до 1 января 2010 г.) – это подготовка необходимых соглашений и договоров. Первый этап – до 1 июля 2010 г. (на практике получилось – до 6 июля), второй – до конца 2011 г.

Этапы большого пути

Таможенный союз начал функционировать 1 января 2010 г., когда был введен в действие единый таможенный тариф, а также начали действовать соглашения о таможенно-тарифном и нетарифном регулировании.

Введение в действие общего для трех государств Таможенного кодекса заложило правовой фундамент для завершения формирования единой таможенной территории (ЕТТ). Сейчас унифицированы практически все аспекты внешнеторговой деятельности, которые еще оставались неунифицированными с 1 января 2010 г. Помимо общего таможенного тарифа единые подходы стали применяться и к сфере нетарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, реализована схема взимания и перечисления в бюджеты стран-участниц импортных таможенных пошлин.

В течение предстоящего года будут отменены таможенный и другие формы пограничного контроля между странами–участницами союза. К 1 июля 2011 г. этот процесс будет завершен, а к началу 2012 г. – создано единое экономическое пространство, что является более высокой степенью интеграции.

По некоторым товарам, особенно чувствительным для экономик стран-участниц, предусматривается переходный период в 5 лет, в течение которых не будут применяться пониженные таможенные пошлины. Это отдельные виды сырья, технологическое оборудование, некоторые инвестиционные товары. Необходимость такого переходного периода обусловлена тем, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных пошлин между Белоруссией и Россией были гармонизированы на 90%, а между этими государствами и Казахстаном – только на 38%. Этот период дан на адаптацию к новым условиям.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Интеграционные образования на постсоветском пространстве

Содружество Независимых Государств (СНГ) – основано главами БССР, РСФСР и УССР в результате подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании СНГ. Позже, 21 декабря, главами 11 бывших союзных республик была подписана Алма-Атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ и констатировался факт прекращения существования СССР.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позже к договору присоединились Азербайджан, Грузия, Белоруссия, затем, однако, Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, Узбекистан присоединился к ГУАМ.

ГУАМ — региональная организация, созданная в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. (С 1999 по 2005 г. в организацию также входил Узбекистан).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Китая.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ – России, Казахстана, Белоруссии. Первоначально о намерении сформировать ЕЭП заявили президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Однако впоследствии Украина отказалась от этих планов.

Союзное государство России и Беларуси создано в результате подписания в 1996 г. Договора о Союзе России и Беларуси. Он предусматривал широкий круг интеграционных мер как экономического, так и гуманитарного характера. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями.

Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии начал формироваться с 1995 г. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам, постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Однако объем работы оказался слишком велик, а интересы в конкретных областях не совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

В 1996 г. был создан Союз четырёх (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарной области (наука, образование, культура и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана (членство приостановлено), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС подписан в октябре 2000 г.

В августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, – Белоруссии, России и Казахстана.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!