Какое имя первым приходит на ум, когда речь заходит о прокате автомобилей? Конечно же, Hertz. Уже потом можно начать рассуждать о ценах, условиях, конкурентах, кто – лучше, кто – хуже. Но в игре по типу «дерево – береза», «поэт – Пушкин» аренда машины однозначно ассоциируется с компанией, которую создал Джон Херц.
Вам в шашечку или ехать?
Даже те, кто никогда не был в Нью-Йорке, знают желтое нью-йоркское такси. Оно стало таким же узнаваемым символом этого города, как небоскребы Манхэттена или статуя Свободы. Нью-Йоркское желтое такси – полноправный участник многих американских кинолент, а знаменитый Люк Бессон даже снял о нем целый фильм. Но не все знают, что родоначальником желтого такси был не кто иной, как Джон Херц.
А началось все так, как это часто бывает в историях о сбывшейся «американской мечте». Хотя для истории успеха Херца известная байка о том, как «сначала я торговал пирожками по 10 центов, а потом умер дядюшка и оставил мне миллион», явно не годится.
Шандор Херц родился в Австро-Венгрии, в городке на границе нынешних Венгрии и Словакии, в еврейской семье. Его родители эмигрировали в США, когда мальчику было 5 лет. В юности Шандор, ставший к тому времени Джоном, увлекался боксом и даже выступал в любительских боях под именем Дэн Доннелли. Чтобы заработать на жизнь, он продавал газеты, а потом стал и репортером газеты «Чикаго морнинг ньюс», мечтая о карьере спортивного журналиста. Но этой мечте не суждено было сбыться. Когда газета объединилась с другим изданием, он потерял работу. О журналистике пришлось забыть – ведь надо было кормить семью: к тому времени он уже успел жениться. По совету друга Джон попробовал продавать автомобили, хотя сам водить и не умел. Это было в 1904 г., когда автомобили были в новинку, а Генри Форд еще не запустил свой конвейер.
Бизнес был несложен: Джон покупал автомобиль на свои деньги, а затем продавал его с небольшой наценкой. Так появился первый небольшой капитал. Бизнес расширялся, и одной из удачных находок было предложение клиентам в счет оплаты нового автомобиля сдавать Херцу старый. В 1907 г. у него был парк из семи подержанных автомобилей, которые он использовал в качестве кэбов. Грандиозной для своего времени была идея покрасить машины в желтый цвет. Это было просто революцией. Ведь на рынке правил бал Генри Форд, который считал, что лучший цвет для авто – черный. «Вы можете купить автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный», – говорил он.
В 1915 г. в Чикаго Херц регистрирует компанию Yellow Cab Company, которая предлагала услуги такси за умеренную плату. Услуга была новой по тому времени, а желтые машины сильно выделялись на общем траурном фоне, их легко было заметить издали. Вскоре практика красить такси в желтый цвет распространилась и на другие города США.
Джон Херц оказался талантливым бизнесменом. Одним из его рекламных ходов было обещание прокатить клиента бесплатно, если такси опаздывает на 10 минут. Херц знал, что делает: его водители были прекрасно обучены и знали город как свои пять пальцев. Если такси все-таки опаздывало, клиента, как и обещали, везли бесплатно – Джон понимал важность достоверной рекламы.
Прокатное дело
Сын бедных эмигрантов так и остался бы более-менее удачливым хозяином таксопарка, если бы не встреча с Уолтером Джекобсом. Тот в 1918 г. придумал идею давать автомобили напрокат людям, приехавшим в новый для них город. Он купил десяток подержанных «фордов» и поначалу сам их обслуживал и чинил, красил и мыл. Идея оказалась плодотворной, от клиентов не было отбоя. К тому времени, как бизнесом заинтересовался Херц, оборот компании Джекобса достиг 1 млн долл. Херц решился на кардинальный шаг – в 1923 г. он продал свой таксопарк и купил прокатную компанию. Джекобс остался в ней в качестве члена Совета директоров, а компания поменяла название на Hertz Drive-Ur-Self System.
В новом для него деле Херц также проявил выдумку и предприимчивость – он сделал ставку на два милых сердцу американца принципа – скидки и стандарты. Любовь к скидкам живет в сердце любого американца, даже миллионера. Так же, как и любовь к привычным названиям и продуктам. В любом городе планеты американец будет озираться в поисках чего-нибудь знакомого, типа «МакДоналдса» или «Кока-Колы». Именно на это и рассчитывал Херц, сделав название компании узнаваемым и начав внедрять общенациональные стандарты цен, ассортимента и сервиса в автопрокате. В каком бы городе ни оказался американец, его ждал прокатный пункт Hertz с едиными условиями пользования, парком авто и ценами. Причем автомобили теперь использовались только новые. Мощный толчок бизнесу дала идея открывать прокатные пункты в аэропортах США – только прибывшие в город люди первым делом видели название Hertz. Впоследствии был введен и столь привычный ныне, а тогда – революционный – сервис, позволяющий взять машину в прокат в одном городе, а вернуть в другом.
В 1926 г. компанией Херца заинтересовались в General Motors. Сделка состоялась, Джон продал автомобильному гиганту контрольный пакет акций, а сам остался членом Совета директоров компании (остальные акции были выкуплены в 1943 г.). На полученные средства он открыл автобусную компанию Omnibus Corporation, которая серьезно потеснила позиции трамвая как самого популярного общественного транспорта того времени. Но сердце Херца не лежало к автобусам, хотя те и дали ему возможность прилично заработать. В 1953 г. он выкупил у GM свой бизнес, образовал компанию Hertz Corporation и на следующий же год вывел ее акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Вернув компанию, Джон Хертц с новыми силами ринулся завоевывать международные рынки. В конце жизни помимо своего основного детища он руководил двумя банками и даже некоторое время возглавлял кинокомпанию Paramount Pictures.
Сегодня компания Hertz является мировым лидером в индустрии проката автомобилей и оперирует общим парком свыше 700 тыс. автомобилей через 8100 станций аренды в 146 странах мира. В компании работают почти 30 тыс. человек.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Первое представительство компании Hertz в России открылось в 1996 г. Сегодня услуги проката предоставляются Hertz в 15 городах страны. Общий парк Hertz в России составляет 1370 автомобилей.