Концепция переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе, разработанная Федеральной таможенной службой, не несет предпринимателям ничего, кроме новых проблем. Что же касается выставочной деятельности, то, по словам президента Российского союза выставок и ярмарок Сергея Алексеева, такой перенос означает гибель выставочного бизнеса.
Концепция переноса таможенного оформления на границу родилась не на пустом месте. Первоначально в ее основу ставилась необходимость разгрузки городов и дорог общего пользования от большегрузного транспорта. Впоследствии цель была уточнена, и концепция разрабатывалась исходя из интересов обеспечения экономической безопасности.
Разъяснения, которые давал на встречах с предпринимателями начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, наводили на мысль, что таможенники в последние годы со своими прямыми обязанностями не справлялись. «Не секрет, – говорит В. Ивин, – что до сих пор проблемы экономической безопасности в полном объеме не решены. Занижение таможенной стоимости и соответственно таможенных платежей, попытки недостоверного декларирования, другие нарушения – все эти тенденции не переломлены. Система гарантий не стала реальным заслоном для реализации «серых» схем. Кардинально улучшить ситуацию с помощью постконтроля также не удалось». Поэтому и родилась идея некоего «второго рубежа» обеспечения экономической безопасности с помощью сети таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) около границы. Задача проводить оформление в самих пунктах пропуска не ставится, но рядом с каждым из них планируется создать свой, «прикрепленный» к пункту пропуска ТЛТ. Речь идет в основном о грузах, перевозимых автомобильным транспортом.
По мнению разработчиков, нынешняя система оформления автомобильных грузов крайне нерациональна: питерские товары оформляются в Москве, московские – в Твери и т. д. То есть существуют не объяснимые никакой логикой лишние плечи автоперевозок. Если же груз будет оформлен на приграничном терминале, то дальше он может ехать непосредственно к получателю, а не колесить по всей стране в поисках «своей» таможни.
Для создания сети таких терминалов предполагается задействовать механизм государственно-частного партнерства.
Оформление некоторых товаров планируется оставить внутри страны – это скоропортящиеся грузы, ядохимикаты, радиоактивные материалы, экспресс-грузы, товары для физических лиц и др.
Идею переноса оформления на границу, что неудивительно, поддерживают губернаторы приграничных областей. Это и понятно: речь идет об активизации бизнеса, развитии рядом со складами разнообразной инфраструктуры: гостиниц, кафе, заправок, дорог и т. д. Это создание дополнительных рабочих мест, налоги в бюджет. Ряд губернаторов уже пообещали всяческое содействие в реализации этих проектов. Правда, мнением губернаторов тех областей, откуда будут выводиться таможенные посты и склады, не поинтересовались.
Гладкий и логичный на первый взгляд замысел таможенников понимания в предпринимательских кругах не нашел.
Участники заседания Комитета по внешнеэкономической деятельности и таможенному регулированию ОПОРЫ России, которое вел председатель этого комитета, директор Крокус-Конгресс-центра Леонид Лозбенко, подготовились к обсуждению концепции обстоятельно, вооружившись цифрами и фактами. Возражения у предпринимателей были весьма серьезные. Директор компании «Терминал ЕвроТранссервис» Илья Земсков полагает, что последствия принимаемых уже сейчас решений (хотя концепция еще только обсуждается) очень скоро ощутят на себе и малый бизнес, и все москвичи. В рамках реорганизации таможенных органов Московского региона уже отозваны лицензии у 12 терминалов, на которых располагались 12 таможенных постов. Это по сути означает ликвидацию бизнеса. Заморожено строительство новых складов в регионе. Когда с 1 марта 2009 г. закроют все таможенные терминалы в Москве (кроме специализированных), а новых не возникнет, это будет означать увеличение сроков оформления, рост себестоимости и порчу товара, а в перспективе – дальнейшее раскручивание инфляции.
И. Земсков привел расчеты, показывающие, что стоимость перевозки и оформления возрастет как минимум на 25%. Ликвидация таможенных постов в Москве приведет к высвобождению 1,5 тыс. таможенников и 4 тыс. квалифицированных специалистов складов временного хранения (СВХ) – в условиях разворачивающегося в стране кризиса не самое удачное решение.
По данным Ильи Земскова, все имеющиеся в Москве и области склады работают с полной нагрузкой, свободных площадей нет, а в сложившихся условиях ни один здравомыслящий бизнесмен не станет инвестировать строительство новых СВХ. Куда денутся товары, предназначенные для Москвы?
Огромную обеспокоенность деловых людей вызывает и грядущая необходимость перегружать товар в Смоленске (на границе с Белоруссией) из большегрузных автомобилей в малотоннажные. Таково якобы решение московского начальства, которое таким образом хочет снизить нагрузку на дорожную сеть. В результате, говорят те, кому придется это распоряжение выполнять, нагрузка только увеличится – ведь вместо одного автомобиля по дорогам побегут несколько.
Алексей Афанасьев, исполнительный директор Национального сельскохозяйственного союза, привел следующие соображения. Существующие грузопотоки предлагается распределить между постами Московской области (их 49) и, возможно, таможенными постами соседних областей. Простой расчет позволяет сделать вывод о том, что количество обращений на эти посты увеличится на 70–80%.
Понимая, что технически эти посты не готовы к таким нагрузкам, можно предположить, что подобное перераспределение увеличит время таможенного оформления каждой машины в 2–3 раза.
Предполагаемая перегрузка товаров на малотоннажные машины приведет к следующим последствиям: во-первых, это нарушение температурного и влажностного режима хранения грузов и, как следствие, его частичная порча; во-вторых, это увеличение количества колесной техники на дорогах Москвы и области, так как для перевоза груза из одной 20-тонной машины потребуется 4–5 единиц малотоннажной техники.
Кроме того, на сегодняшний день в автопарках Москвы и области малотоннажных машин, оборудованных холодильными установками, просто нет. А. Афанасьев привел следующую статистику: 96% мясной продукции, 84% – молочной, 95% – рыбной, 94% – овощной и фруктовой, 97% – фармацевтической и 90% остальной скоропортящийся продукции, поступающей в Москву, оформляется на Московских и областных таможенных постах. Половина этой продукции проходит оформление на территории Москвы. Только 6–8% грузов, оформленных в Москве и области, отправляется в регионы. Зачем же, спрашивается, огород городить?
Все эти новации, считает Афанасьев, приведут к нарушению технологии снабжения жителей региона продовольственными товарами, росту цен и образованию дефицита.
Если принятые решения не будут пересмотрены, предупредили предприниматели, с 1 марта разразится катастрофа. Таможенное оформление в Москве будет остановлено, а новых мощностей пока не создано; понятно, что областные таможни с резким увеличением грузопотока не справятся – там нет ни дополнительных кадров, ни площадей.
Президент ОПОРЫ России Сергей Борисов не скрывал своей озабоченности. «То, что мы услышали – чрезвычайно серьезно и тревожно. Этот вопрос выходит за переделы интересов только малого и среднего бизнеса. Речь идет о спасении тысяч рабочих мест. И сейчас не время для подобных экспериментов», – подытожил он.
Важный аспект проблемы подметила советник по таможенным вопросам компании «Пайпер Рус Лимитед» Марина Лякишева. «Серьезное опасение вызывает криминогенная обстановка на внутренних дорогах России, которая обязательно скажется при реализации концепции. – говорит она. – Думаю, что безопасность доставки грузов до потребителя существенно снизится. Если груз прошел таможенное оформление на границе и перемещается внутрь страны без различных систем контроля, таких как ТИР, специальные средства слежения, он становится лакомым куском для бандитов на дорогах. А для государства его защита не так важна, как раньше, – ведь платежи в бюджет уже уплачены».
В бодрые заверения таможенников о том, что длительного хранения на приграничных складах не предполагается и оформление «там» будет гораздо удобнее, чем «здесь» (внутри), Лякишева не верит. «Если не могут обеспечить удобное и быстрое оформление «здесь», внутри страны, когда все под рукой – и контролирующие органы, и получатель с дополнительными при необходимости документами, – то почему на границе все будет иначе?», – задает она вопрос. И действительно: таможенники те же самые, менталитет у них тот же, да и законодательство такое же.
Резко отрицательно отнесся к идее и президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев. Выступая на форуме «Международный и российский выставочный рынок в период мирового финансового кризиса», он сказал о том, что и сейчас таможенное оформление выставочных грузов вызывает нарекания, добиться взаимопонимания с таможней в деле упрощения процедур не удается. «Если оформление таких грузов будет перенесено на границу, это будет означать смерть выставочного бизнеса в России», – сказал Алексеев.
Вывод, который пытаются донести до таможенников бизнесмены, очевиден: прежде чем ломать худо-бедно налаженную систему, надо подготовить новую инфраструктуру, организовать таможенные посты, укомплектованные грамотными, квалифицированными специалистами, решить множество проблем, которые сегодня омрачают взаимодействие таможни и бизнеса.
Ирина СКИБИНСКАЯ
ВЫНОСЫ
Ликвидация таможенных постов в Москве приведет к высвобождению 1,5 тыс. таможенников и 4 тыс. квалифицированных специалистов складов временного хранения – в условиях разворачивающегося в стране кризиса не самое удачное решение
Когда с 1 марта 2009 г. закроют все таможенные терминалы в Москве, это будет означать увеличение сроков оформления, рост себестоимости и порчу товара, а в перспективе – дальнейшее раскручивание инфляции
Серьезное опасение вызывает криминогенная обстановка на внутренних дорогах России, которая обязательно скажется при реализации концепции. Безопасность доставки грузов до потребителя существенно снизится