За державу не обидно?

UOpl0gPXUk.jpg

Нет, пожалуй, такого сектора внешнеэкономической деятельности, который не имел бы претензий к российской таможенной службе за ее нерасторопность, забюрократизированность процедур и неоправданную подозрительность. К сожалению, выставочно-ярмарочная деятельность – не исключение.

Международные выставки – один из главных инстументов развития международных экономических и научно-технических связей. Успешные и яркие выставки формируют имидж государства, поднимают его престиж. Неинтересные и плохо подготовленные – негативно воспринимаются международным сообществом и, как следствие, приводят к решению на такие выставки больше не ездить.

Участие фирм в выставках в той или иной стране – это своего рода «разведка боем». Именно от таких выставок у иностранных бизнесменов складывается самое первое и, как правило, самое верное впечатление о стране, ее потенциале и привлекательности.

Президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев утверждает, что в России, к сожалению, в последнее время складывается негативная ситуация, снижаются объемы международного участия. «В последние годы, – говорит он, – падает интерес выставочного сообщества к нашей стране, столь бурный еще в недавнем прошлом». И причина тут отнюдь не в глобальном экономическом кризисе, а в том, что из-за усложненных таможенных процедур многие экспоненты предпочитают показывать свои товары в других, более дружелюбных, державах.

Как рассказал С.Алексеев, иностранный экспонент принимает положительное решение об участии в той или иной международной выставке, если эти 3–4 дня ему удается встроить в свой крайне плотный график участия в разнообразных выставках, проводимых в мире. Сейчас подобные планы составляются иногда на 2–3 года вперед, они весьма сжаты по срокам и мобильны по географии перемещения.

Президент РСВЯ привел такой пример: в соответствии с планом работы известной фирмы Honeywell, ее стенд за 2 месяца должен побывать в США, России, Арабских Эмиратах, Сингапуре и Швейцарии. В этих условиях любая задержка грузовика или стенда – это штрафные санкции.

Как раз в эту плотность международного выставочного графика и высокую скорость передвижения по континентам и не вписывается неторопливая и подозрительная российская таможня, которой, судя по всему, недосуг всерьез разбираться с проблемами выставочников. Ведь вопрос таможенного оформления выставочных грузов уже не раз и не два обсуждался в ФТС России. И со стороны бизнеса, и со стороны таможенников повторяются одни и те же аргументы и обещания.

Россия не вписывается в международную схему прежде всего из-за неоправданно длительного времени, необходимого для таможенного оформления выставочных грузов. С.Алексеев вспоминает, как на одной из важных международных встреч один из крупных организаторов после работы в России сказал: «Москва – это ад, Дубаи – это небеса». И это не единственное подобное высказывание со стороны иностранных организаторов и экспонентов.

В крупнейших выставочных комплексах мира на монтаж выставки отводится, как правило, не более 3–4 дней. Выставочные грузы прибывают за 3–4 дня до открытия, и после закрытия экспозиции они в течение 3–4 дней должны быть отправлены в следующий пункт назначения. На российских выставочных площадках такую скорость оформления обеспечить невозможно.

Как правило, российские организаторы вынуждены предлагать экспонентам доставить грузы за 5–7 дней до их размещения на стенде, хотя зачастую и этого времени недостаточно. Требовать доставлять грузы за 2 недели до выставки не представляется возможным – в этом случае в Россию просто никто не поедет.

В большистве стран процедура помещения экспонатов под режим временного ввоза занимает 2–3 дня. В таможенные органы страны, где проводится выставка, передается документация с описанием всех ввозимых товаров, и после получения разрешения товары могут быть доставлены на стенд еще до оформления грузовой таможенной декларации. Такая же упрощенная процедура действует и в отношении расходных и рекламных материалов – смазочных материалов, инструмента, значков, авторучек, бейсболок, календарей и пр.

В России же сложилась нелогичная, громоздкая, требующая огромного количества формальностей, процедура. Таможенному кодексу РФ не знакомо само понятие «выставочные грузы», он не отличает их от других товаров, прибывающих в страну.

Российским таможенникам информации, которой достаточно таможням всех развитых стран для временного ввоза экспонентов, не хватает. Они требуют в три раза подробнее описать каждую позицию, привести технические данные, маркировки, предоставить на каждый экспонат фотографию, причем иногда в разных ракурсах. Иностранным участникам трудно объяснить, зачем российской таможне нужны фотографии бывшей в употреблении ручной дрели или отвертки для монтажа стендов или же конструкций самого стенда – стоек, удлинителей, кабелей. «Мало написать “панель ДСП для пола”, – возмущается президент РСВЯ, – надо указать “панель ДСП необработанная, с торцевыми пазами, размеры 1200х800х10 мм” и добавить еще несколько фотографий этой панели с разных сторон. Для обыкновенного электрического удлинителя также надо указать все его технические характеристики и приложить фото».

Эти требования бессмысленны и избыточны сами по себе. Но если бы на выставку шел груз от 5–10 экспонентов, их по крайней мере, можно было бы выполнить. Но выставку с несколькими сотнями участников в таких условиях за 3 дня не оформишь. Реально для оформления выставочного груза требуется 6–8, а то и все 10 рабочих дней. Ведь надо не только подготовить декларацию, что само по себе трудоемко, но и сфотографировать всё до последней гайки – а экспедитору для этого надо весь товар распаковать, всё перефотографировать, а потом упаковать обратно. На выставке «Нева», приводит пример Алексеев, количество предоставленных фотографий превысило 2500! И всё это для того, чтобы через три дня все образцы покинули страну.

Особая проблема – расходные материалы. Всем известно, что наряду с экспонатами ввозятся и сопутствующие материалы. Например, для того, чтобы показать станок в действии, необходимо ввезти вместе с ним смазочное масло. На выставки модной одежды, как правило, везут соответствующую бижутерию. Только в России существует порядок, согласно которому основной выставочный товар оформляется в одной таможне, а расходные материалы, если они относятся к подакцизным, – в другой.

Очевидно, что выполнение этих формальностей не только требует значительного времени, которым ни экспонент, ни организатор выставки не располагают, но и ведет к значительному по сравнению с другими странами удорожанию выставочных услуг.

Такая сверхбдительность таможни безосновательна. «Российские выставочные операторы, – утверждает президент РСВЯ, – имеют опыт работы, измеряющийся десятилетиями, и данная область внешнеэкономической деятельности никогда не была замечена в историях, бросающих тень на нашу репутацию как законопослушных и ответственных субъектов ВЭД».

Положение, сложившееся на рынке выставочных услуг России, не осталось незамеченным международным сообществом. В 2007 г. в своем ежегодном докладе Всемирный банк уделил внимание развитию международной выставочной деятельности как одному из показателей внешнеэкономической активности и привлекательности различных стран. Всемирный банк сделал вывод о трудном доступе на российский сектор участия в международных выставках ввиду низкой скорости прохождения таможенных формальностей до выдачи экспонатов на стенд. Скорость прохождения грузов на российский рынок была охарактеризована банком как свойственная развивающимся странам, и Россия в этом отношении была поставлена рядом с такими государствами, как Бангладеш, Венесуэла и Гайяна.

Так и хочется задать таможенникам банальный вопрос: «Вам за державу не обидно?»

Ирина СКИБИНСКАЯ

По данным РСВЯ, в России проводится около 1 тыс. выставок в год и около 6 тыс. конференций, конгрессов, семинаров; 30% из них – международные. Ежегодно в этих мероприятиях участвуют более 117 тыс. фирм из 112 стран мира. В 2008 г. в них приняло участие 16 тыс. иностранных компаний. Более половины проводимых выставок в той или иной степени относятся к научной и научно-технической тематике. Ежегодно свыше 1300 росийских предприятий участвуют в выставках за рубежом.

В настоящее время общая выставочная площадь российских комплексов составляет около 600 тыс. кв. м, к 2015 г. ожидается рост площадей до 800 тыс. кв. м. Все больше новых выставочных центров строится в регионах. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга это Краснодар, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Пермь, Калининград, Уфа, Саранск, Тюмень, Чита, Белгород, Челябинск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Ставрополь, Киров и многие другие города. На всех этих площадках сотрудники и специалисты выставочных, транспортных, экспедиторских компаний работают бок о бок с работниками таможенных органов.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!