Иду к «Максиму» я!

9iPRJshO0p.jpg

Легендарный ресторан «Максим» уже более века является символом парижской элегантности, шика и роскоши. Трудно перечислить всех знаменитостей, побывавших здесь в разные времена. Славу ресторану принесли изысканная кухня, великолепное обслуживание, ошеломляюще роскошный интерьер.

Какой еще ресторан в мире кроме «Максима» мог вдохновить на написание целой арии в свою честь! «Иду к «Максиму» я, там ждут меня друзья. Там жар сердечный ценят, там дружбе не изменят. Там смех, там блеск огней, веселый круг друзей… Там женщины беспечны, зато чистосердечны», – поет граф Данило в блистательной оперетте Франца Легара «Весёлая вдова». Спектакль впервые был поставлен в Вене в 1905 г., а это значит, что уже тогда слава «Максима» гремела по всей Европе. Популярная оперетта – а действие третьего акта целиком разворачивается в «Максиме» – еще больше способствовала успеху ресторана.

А начиналось все весьма скромно. В довольно неприметном здании XVII века на Королевской улице Парижа (рю Руаяль), что одной стороной выходит на площадь Конкорд, а другой упирается в церковь Мадлен, сеньор Имода, итальянец, в 1880 г. открыл кафе-мороженое – кто как не итальянцы знают толк в изготовлении этого лакомства. Упадку бизнеса послужил нелепый случай. 14 июля 1891 г., в национальный праздник Франции, разъяренная толпа разгромила кафе. Причина? Незадачливый хозяин в качестве праздничного убранства вывесил, видимо по ошибке, … германский флаг. Бизнес пришлось свернуть. За сценой разгрома наблюдал молодой парижанин Максим Гайяр, который работал официантом в соседнем заведении – американском кафе Reynold’s Bar. Он и решил взять дело в свои руки.

В 1893 г. Гайяр открыл здесь бистро, назвав его, как это водится, своим именем – Maxim’s. По-видимому, на выборе англоязычного написания сказалась его работа в американском заведении. По-французски то же название писалось бы Chez Maxime.

Поначалу бистро обслуживало кучеров фиакров с площади Конкорд. Кормили здесь вкусно, обстановка была веселая и дружелюбная, а интерьер уютным и располагающим к тому, чтобы посидеть за стаканчиком вина подольше. Клиентуры становилось всё больше, дело явно пошло на лад.

«Максим», возможно, так и остался бы успешным бистро для кучеров, если бы однажды, заинтригованная английским названием, туда не зашла Ирма де Монтиньи, известная в то время актриса и по совместительству куртизанка. Заведение ей понравилось, и вскоре за Ирмой потянулся весь полусвет Парижа. Работяг и кучеров сменили богатые и праздные прожигатели парижской жизни. Заведение процветало, но Максим Гайяр недолго этому радовался – он умер спустя 2 года после открытия «Максима».

Заведение перешло в руки Эжена Корнюше, метрдотеля соседнего ресторана, клиенты которого, один за другим, перебегали к «Максиму». Именно Корнюше принадлежит заслуга превращения бистро в модный и элегантный ресторан, в шедевр эпохи модерна, или, как называют этот период расцвета искусств во Франции, «бель эпок» (прекрасная эпоха). В преддверии Всемирной выставки в Париже в 1900 г. он вложил огромные деньги в переустройство внутреннего убранства ресторана в этом стиле.  «Максим» превратился в место встречи международной элиты – художественной, политической, деловой.

Как и другое культовое заведение Парижа «Кафе де Пари», «Максим» невелик и с виду неказист. Но стоило войти внутрь…  и посетитель попадал (и попадает сейчас) в настоящий храм модерна – притененные лампы в виде полуобнаженных женских фигур, мебель, люстры, декоративные элементы из ценных пород дерева, посуда, скатерти, серебро, хрусталь, зеркала и цветные стекла, бронзовые и медные украшения в виде листьев и цветов, настенные фрески – всё несло на себе отпечаток высокого искусства и, конечно, богатства.

Несмотря на английское название, все официанты в ресторане были только французами, потому что «хороший французский официант – лучший в мире», считал, небеспочвенно, Корнюше. Даже самый скромный заказ подавался здесь великолепно приготовленным и изысканно оформленным.

Корнюше заложил в развитие «Максима» стратегию, которая дает свои плоды и по сей день. «»Максим» преуспел потому, что мы поняли: люди, которые приходят к нам поужинать, вовсе не считают, что музыка и веселье являются достаточным оправданием плохо приготовленной еды и отвратительного шампанского», – говорил он. А веселья у «Максима» хватало. Одной из «завлекалок» (как сейчас бы сказали – маркетинговым ходом) Корнюше были прелестные куртизанки. Многие слышали от Корнюше его любимую присказку: «Пустой зал? Никогда в жизни! У меня в ресторане у окошка, выходящего на улицу, всегда сидит какая-нибудь красавица». И правда, какой настоящий француз пройдет мимо и не заглянет внутрь, чтобы познакомиться с красоткой. Кстати, на верхних этажах здания эти красотки имели собственные апартаменты, где и принимали особо дорогих гостей.

В 1900 г. Корнюше заключил соглашение с самым знаменитым парижским кабаре тех лет «Фоли Бержер» – некоторые его номера сформировали собственную программу кабаре «Максима», которая представлялась публике поздно вечером. Понятно, что парижское общество так и валило в ресторан. Для тех лет это было экспериментом и первым прообразом современного кабаре, то есть заведения, где люди едят, пьют, смотрят представление и сами танцуют. Некоторые считают, что именно Корнюше заложил основы феномена, который затем захватил весь мир. Ресторан и кабаре работали (по правилам) до двух часов ночи. Однако веселье в доме №3 по рю Руаяль зачастую продолжалось до утра.

 «Веселая вдова» сделала славу «Максима» поистине интернациональной – о нем узнали во всем мире. На волне феноменального успеха в 1907 г. Корнюше продал «Максим» группе английских бизнесменов и американских инвесторов за 40 тыс. ф. ст. Заведение продолжало процветать, а знаменитую арию и вальс из «Веселой вдовы» можно было услышать здесь каждый вечер.

Увы, чрезмерная популярность сыграла с «Максимом» недобрую шутку. Из места встречи поэтов, художников, артистов, светских и полусветских дам и их кавалеров, аристократии и даже коронованных особ ресторан превратился в туристическую достопримечательность. Былая атмосфера куда-то испарилась. «…Отвратительное место. Кошмар из табачного дыма, хлопающих пробок шампанского и банальности. … Все эти обрюзгшие, краснорожие мужчины, которые пытаются купить счастье в ледяных бутылках, эти одинокие сирены, пытающиеся выглядеть веселыми и соблазнительными», – так описывал свои впечатления от «Максима» заезжий американский писатель в 1914 г.

Ресторан приходил в упадок. Первая мировая война, финансовый кризис конца 20-х – всё это послужило спаду парижской шикарной жизни.

Новую жизнь вдохнул в «Максим» ресторатор из Оверни Октав Водабль, который купил полузаброшенный ресторан в 1932 г. Он дружил с Альбером Блазером (его считали королем парижских метрдотелей), и совместными усилиями они взялись за возрождение заведения. Прежде всего Октав занялся клиентурой. Больше никаких оборванцев и праздных туристов. По вечерам – мужчины в смокингах и дамы в вечерних туалетах. Он привечает постоянных клиентов, желательно – богатых и знаменитых. По вечерам посетителей развлекал оркестр Бена Хорриса. Жан Кокто, Саша Гитри, Тристан Бернар, Мистенгетт, их друзья и знакомые – таков теперь круг посетителей «Максима». Октав Водабль вернул в «Максим» и высокую кухню. Семья Водабль руководила рестораном почти 50 лет.

После войны ресторан облюбовала новая элита. Марлен Дитрих, Аристотель Онассис, Мария Каллас, Эдит Пиаф, герцог Виндзорский и его жена Уоллис Симпсон – их зачастую можно было увидеть в прославленном заведении. А также других знаменитостей и просто богачей. Когда в конце 50-х пришло время сделать кое-какую перестановку и обновить знаменитую мебель, рабочие находили золотые луидоры, кольца с бриллиантами и рубинами, серьги, монеты – эти свидетельства прошлого случайно закатились в промежутки между подушек диванов.

Сменилось время – сменились звезды. Многие помнят скандал, который устроила Брижитт Бардо, явившись в фешенебельный ресторан босиком. Сильви Вартан, Джон Траволта, Жанна Моро, Барбра Стрейзанд, Кири Те Канава – эти звезды 60-х и 70-х создавали славу «Максима» тех лет.

С 1950 г. рестораном руководил Луи Водабль, сын Октава. В 60–70-е годы «Максим» вернул себе славу самого известного в мире ресторана, но и притом самого дорогого.

 Начало сотрудничества Луи с Пьером Карденом, знаменитым парижским кутюрье, относится к 1977 г., когда они стали создавать международный бренд Maxim’s. В 1981 г. Пьер Карден стал владельцем ресторана, и это было началом совсем новой истории легендарного места.

Эпоха семьи Водабль осталась в истории «Максима» самой долгой и самой прославленной с точки зрения качества кухни, обслуживания и создания абсолютно особой атмосферы этого места.

Пьер Карден заботился не столько о сохранении этой атмосферы, сколько о максимально широком продвижении бренда Maxim’s. Как говорят, в 1981 г. закончился легендарный «Максим», и родилась легенда о «Максиме».

Парижское заведение получило название Maxim’s de Paris, чтобы не путать его с многочисленными «Максимами», открытыми по франшизе в Монте-Карло, Пекине, Женеве, Токио, Шанхае, Брюсселе и даже Москве. Под брендом Maxim’s стали выпускать посуду, конфеты, дорожные аксессуары, столовое белье, шампанское, сигары и т.д. и т.п.

Вместе с тем стоит отдать должное Кардену – будучи ценителем, знатоком и коллекционером искусства модерна он отдал три этажа здания, где находится «Максим», Музею модерна. Там проходят музыкальные вечера, концерты, образовательные лекции по истории искусства для молодежи. К сожалению, всё это – в ущерб высокой кухне, чем раньше был так славен «Максим». Несмотря на приглашения самых знаменитых шеф-поваров Франции – Алена Дюкасса, Жоеля Робюшона, Бернара Луазо и других, – по мнению знатоков, качество обслуживания неуклонно снижалось.

В 2010 г. Карден принял решение закрыть «Максим» для дневного обслуживания – теперь он работает только в вечернее время, с 19:30 до 23:00.

«Иду к «Максиму» я, там ждут меня друзья. … Там смех, там блеск огней, веселый круг друзей…» – всё это в далеком прошлом. Сегодня это место для богатых туристов.

Ирина СКИБИНСКАЯ

В июле 1979 г. ресторан «Максим» внесен в список исторических памятников Парижа.

В 1992 г. во время празднования Нового года ровно в полночь арабский шейх, находившийся в зале со своей семьей, высыпал из мешочка драгоценности и одарил всех присутствующих в зале.

«Максим» преуспел потому, что понял: музыка и веселье вовсе не являются оправданием плохо приготовленной еды и отвратительного шампанского.

Сегодня в мире существуют 18 ресторанов и 50 бистро под названием Maxim’s. 

Музей модерна (Musee Art Nouveau – Maxim’s)

Пьер Карден в течение 60 лет собирал произведения искусства «бель эпок», которые он передал в Музей модерна при ресторане «Максим». Музей содержит более 550 экспонатов, созданных самыми прославленными мастерами эпохи – Мажорель, Тиффани, Галле, Массье, Тулуз-Лотрек.  На трех этажах исторического здания воссозданы интерьеры 12-комнатных апартаментов известной куртизанки тех лет, то есть экспонаты помещены как бы в естественную среду обитания начала 1900-х. Куртизанки были в восторге от новой моды и просили своих богатых воздыхателей привозить им из разных стран предметы мебели в этом стиле. Так, например, здесь появилась софа от Гауди. Есть в музее и образцы, оставшиеся от первых владельцев. Например, сервировочный столик, который заказал сам Максим Гайяр. Его использовали по прямому назначению до 1899 г., когда Эжен Корнюше заказал полное переустройство ресторана в стиле ар-нуво. Музей можно посетить только в составе организованной экскурсии.

Исторические блюда

В меню ресторана сохранились знаменитые блюда, напоминающие о его славной истории: «Картофель «Кокотт» и «Лоретт»», «Блинчики «Весёлая вдова»», «Седло барашка «Бель Отеро»» (Каролина Отеро, или Бель Отеро – знаменитая актриса и куртизанка), «Суфле «Ротшильд»», «Филе морского языка «Альбер»» (посвящено великому метрдотелю Альберу Блазеру).

Брызги шампанского

Специально для этого ресторана было создано шампанское Maxim’s. Оно делается из винограда сортов пино нуар, пино менье и шардонне, выращиваемых на склонах Шинье-ле-Роз, в самом сердце виноградников Шампани. Шампанское обладает необычайно тонким фруктовым букетом и весьма изысканным вкусом.

Оперетта Франца Легара «Весёлая вдова» впервые была поставлена в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905 г. Это до сих пор одна из популярнейших оперетт в мире и самая известная оперетта Легара. Не только широкая публика, но и многие знатоки высоко оценивали остроумие и жизнерадостный лиризм «Весёлой вдовы». Так, Сергей Рахманинов в письме 1907 г. писал: «А то я еще видел оперетку “Die lustige Witwe”. Хоть и сейчас написано, но тоже гениально… Великолепная вещь».

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!