Самыми престижными авиасалонами в мире пока продолжают считаться «Ле Бурже» во Франции и «Фарнборо» в Великобритании. Но только пока. Авиавыставки в Дубаи (ОАЭ) и Жуковском (Россия) с каждым годом собирают все больше участников.
Российская составляющая
Сегодня в мире ежегодно проводятся несколько десятков аэрокосмических выставок, что неопровержимо свидетельствует о том, что самолетостроителям есть что предлагать, и есть кому продавать свою продукцию. Еще бы! В конце ХХ в. для значительной части населения земного шара самолет стал одним из привычных атрибутов образа жизни, а авиаперелет – самым удобным способом добраться из точки А в точку Б.
Ведущие авиакомпании считают пассажиров на десятки и даже сотни миллионов. На фоне этих цифр жалобы авиаперевозчиков, что в 2008 г. они из-за кризиса потеряли 8 млрд долл., выглядят лицемерным нытьем.
В общем, авиастроение развивается, а вслед за ним набирает обороты и индустрия авиавыставок. Сегодня их проводят Германия, Новая Зеландия, Франция, Чехия, Индия, Великобритания, Бразилия, Россия, ОАЭ, Нидерданды, США, Швейцария и многие другие страны. Тематика воздушных форумов самая разнообразная: двигатели и радиоэлектроника, авиация общего назначения и специализированная, боевые самолеты и вертолеты, бизнес-авиация и история авиастроения. При этом без парадоксов не обходится. США и СССР, будучи на протяжении второй половины ХХ в. законодателями в области самолетостроения, так и не обзавелись в прошлом столетии престижными авиасалонами. Зато Франция, потерявшая лидерские позиции в авиации еще после Первой мировой войны, не так давно отметила столетие крупнейшего в мире авиафорума в Ле Бурже.
В 1908 г. самолеты впервые были выставлены в экспозиции автосалона в Париже. Но крылатые машины имели такой успех, что уже на следующий год была организована самостоятельная авиационная выставка. До начала Первой мировой войны она неизменно собирала самых известных авиаторов и конструкторов, а также толпы восхищенных зрителей, пока не настало время опробовать экспонаты в боевых условиях.
После подписания мирного договора, в 1919 г., была сделана попытка возобновить авиасалон. Но из этого ничего не вышло. Масштабную выставку разоренная войной Франция не могла осилить, да и обнищавшей Европе было не до авиационных новинок. Тем не менее спустя пять лет выставка заработала. Правда, проводили ее теперь реже – раз в два года. Да и направленность салона стала несколько иной: из зрелища, отдававшего иногда цирком, она превратилась в коммерческое предприятие.
Это было обусловлено не только расширением числа участников (свои машины в Орли, где первоначально проходила выставка, привезли английские и немецкие фирмы), но и изменением характера авиации – из любительской, а затем военной, она превратилась еще и в транспортную.
Вторая мировая война снова прервала работу салона, которая возобновилась только в 1946 г., а в 1951 г. салон перебрался в Ле Бурже. Именно там, в 1957 г., впервые выставили свою продукцию советские авиационные заводы. В соответствии с внешнеполитической концепцией она была исключительно мирного характера. И лишь в 1987 г. СССР продемонстрировал возможности военно-промышленного комплекса.
В 1965 г. сенсацию произвел транспортный самолет Ан-22 «Антей». В 1973 г. с взлетно-посадочной полосы Ле Бурже поднялся первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. Но и советская военная техника, как только ее вывезли в Ле Бурже, вызвала не меньше восторгов. В 1989 г. кроме Су-27 в Париже были продемонстрированы самолеты Ан-225 «Мрия» и штурмовик Су-25. В 1991 г. – МиГ-31, в 1995 г. – Ту-160 и Су-32 .
Следующей российской премьеры во Франции пришлось ждать несколько лет. Это, конечно, не значит, что российские конструкторы сидели сложа руки. Они предпочитали выставляться на салонах в странах Азии и Латинской Америки, где традиционно существовал высокий спрос на российские боевые самолеты и вертолеты.
В 2009 г. Россия представила на авиасалоне в Ле Бурже новейший ближнемагистральный авиалайнер «Сухой Суперджет», ставший единственной премьерой «кризисного» салона. На момент его открытия пакет заказов на новый российский лайнер включал уже 116 машин. Сенсацией стало намерение венгерской авиакомпании «Малев» приобрести 30 самолетов этого типа. Стоимость контракта в общей сложности составила 1 млрд долл. Хотя следует заметить, что значительный пакет акций «Малева» принадлежит Внешэкономбанку. Таким образом, эти самолеты Россия фактически приобретала «сама у себя».
После того, как счет был «размочен» «Суперджетом», и другим российским фирмам удалось подписать несколько контрактов. Так, авиакомпания «Атлант–Союз» подписала соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) на поставку 30 ближнемагистральных российско-украинских Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Цена контракта составила 1,2 млрд долл., что сразу заставило все парижские газеты заговорить о том, что вес «российской составляющей в мировом авиапроме», похоже, стал расти.
Это был не единственный успех. На салоне «Ле Бурже–2009», по выражению одного из обозревателей, «просто блистало» «НПО Лавочкина». Оно и раньше считалось мировым лидером в области информационного и научного космоса. А в 2009 г. НПО завершало работы над созданием двух спутников типа «Спектр» для изучения дальнего Космоса. Кроме того, в ближайшее время должен стартовать в направлении Марса совершенно уникальный космический аппарат, который должен будет взять пробу грунта с Фобоса. На его борту более двадцати научных приборов, в том числе китайский спутник, который предстоит вывести на орбиту вокруг Марса. Готовятся корабли для полетов к Луне и строительства там роботизированной базы по проекту Luna–Glob. В общем, как отмечали многие эксперты, прежняя лунная программа Советского Союза возрождается на качественно новом уровне и в широкой международной кооперации.
Однако о прорыве российского аэрокосмического комплекса говорить пока рано. Общей картины происходящего на мировом авиационном рынке несомненный успех России на «Ле Бурже» не меняет. Лидерами по-прежнему остаются «Боинг» и «Эйрбас», хотя их акции несколько упали в цене из-за задержек с выходом в свет американского «Лайнера мечты» и его европейского аналога.
«Фарнборо» восхищено МиГом
Британская авиавыставка «Фарнборо» на 40 лет моложе французского салона, но никак не менее знаменита и популярна. Это местечко – колыбель британской авиации. Самолеты здесь строят еще с 1908 г. А с 1948-го Фарнборо стало известно и как международный аэрокосмический салон. По мнению специалистов, постоянное участие в этом салоне – своеобразное подтверждение членства в клубе мировых авиадержав и технологической самодостаточности. В качестве организатора авиасалона с самого начала и по сегодняшний день выступает основанное в 1916 г. Общество британских аэрокосмических компаний (The Society of British Aerospace Companies, SBAC).
Размах «Фарнборо» впечатляет: на авиашоу привозят и воздвигают 3600 т конструкций общей площадью 90 тыс. кв. м. Полторы тысячи компаний-участниц из более чем четырех десятков стран. Более 40 официальных военных делегаций и почти 250 тыс. зрителей. На выставке демонстрируются летательные аппараты всех типов и назначений, в том числе представляющие историческую ценность, космические аппараты и спутники, авиационные и космические двигатели, авионика и наземное оборудование, оборудование для аэропортов, радары и системы наблюдения. Здесь же представлены и «сопутствующие товары» – компоненты и материалы для авиакосмической отрасли. По существу «Фарнборо» – это один из этапов европейского турне авиационной техники, в ходе которого производители стремятся любой ценой продвинуть технику на европейский рынок.
Основное внимание посетителей юбилейной выставки в 2008 г. (салон в Фарнборо проводится раз в два года) было поделено между тремя участниками – представителями американского концерна Boeing, европейского авиаконцерна Airbus и российскими авиастроителями, которые были представлены 60 фирмами. Правда, приходится признать, что если россияне сорвали немало аплодисментов, показывая и рассказывая о возможностях своих новых гражданских и военных машин, то сотрудники Boeing и Airbus в основном поражали суммами подписанных контрактов. Тем более что никто особых достижений от «Фарнборо–2008» не ждал. Во-первых, сложно было превзойти рекорд, установленный на предыдущей выставке, в ходе которой заключили сделок на 42 млрд долл., а, во-вторых, надеяться на большие закупки в кризис было бы, по меньшей мере, наивно.
Однако авиаперевозчики проявили невиданную активность уже в первые дни салона. Самой громкой сенсацией на «Фарнборо–2008» стало одновременное подписание 14 июля контрактов на поставки 55 самолетов Boeing и 45 лайнеров Airbus на общую сумму свыше 21 млрд долл. для авиакомпании Etihad Airways из эмирата Абу-Даби. По итогам работы авиасалона концерн Airbus объявил, что заключил контракты на поставку самолетов на общую сумму 40,5 млрд долл. Европейский производитель получил твердые заказы на поставку 247 лайнеров и обязательства на приобретение еще девяти самолетов.
Не ударили в грязь лицом и американцы. Им удалось уговорить крупнейшего китайского авиаперевозчика Air China на закупку 15 лайнеров Boeing-777-300 с увеличенной дальностью полетов и 30 самолетов Boeing-737-800 нового поколения. Общая сумма сделки составляет 6,3 млн долл. Малайзийская авиакомпания Malaysia Airlines заказала 35 самолетов Boeing-737-800 нового поколения на общую сумму более 2,6 млрд долл. Помимо этого, о своих планах по покупке самолетов Boeing объявили эмиратская бюджетная авиакомпания FlyDubai, нигерийская авиакомпания Arik Air, лизинговая компания из США Aviation Capital Group (ACG).
Президент авиаконцерна Airbus Томас Эндерс после закрытия выставки заметил: «Этот авиасалон имеет большое значение. Он ясно демонстрирует, что нашу индустрию нельзя сломить. Он показывает, что сильные авиакомпании продолжают активно покупать современные и экономичные самолеты».
Российские фирмы в Фарнборо «живьем» свою продукцию демонстрировать не стали, посчитав, что она и без того хорошо известна на мировом рынке. Исключение было сделано лишь для истребителя МиГ-29 ОВТ, фантастический полет которого стал главным событием салона.
Как отмечали военные эксперты, «эта машина с отклоняемым вектором тяги обладает совершенно новыми боевыми возможностями и обеспечивает новый уровень безопасности полетов». МиГ-29 ОВТ может делать всё: лететь на нулевой скорости, встать на хвост и стоять. Он может развернуться, он может кувыркаться в воздухе «через голову», он может лететь хвостом вперед.
Не был оставлен вниманием и «Сухой-Суперджет-100», который собрал контрактов на 150 млн долл. Но куда больший интерес вызвало сообщение главы Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова о создании нового пассажирского самолета МС-21. «Это будет самый амбициозный российский проект в области гражданской авиации, – сказал Федоров. – На него выделяется 150 млрд руб. Половину суммы составит государственное финансирование».
Семейство ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 предполагает строительство машин пассажировместимостью 150–210 мест. Планируется, что они заменят среднемагистральные Ту-154, Ту-204, а также зарубежные А-320 и Boeing-737, наиболее массово использующиеся российскими авиакомпаниями. Вместе с проектом SuperJet-100, МС-21 в перспективе может закрыть более 80% потребностей российских авиакомпаний в новых самолетах. Открытым остается только один вопрос: какой из мировых авиасалонов станет местом презентации нового российского лайнера?
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Международный авиационный салон Dubai Airshow впервые состоялся в 1989 г. и с тех пор стал престижным мероприятием в области авиатехники и самолетостроения. Проводится раз в два года. В 2007 г. выставку посетили более 45 тыс. специалистов из 131 страны, а общая сумма заключенных контрактов превысила 130 млрд долл. На площади в 35 тыс. кв. м было представлено 140 типов военных и гражданских летательных аппаратов
Международный авиационно-космический салон МАКС по праву стал площадкой для делового общения и заключения контрактов. От салона к салону МАКС становится все более авторитетным среди мировых экспертов и специалистов. Сюда приезжают сотни тысяч людей, чтобы увидеть уникальные самолеты, ракетную технику и мастерство пилотажных групп
Скачать статью (.doc)