Вейд Гайтон. «Без названия»
2005 г., 1 млн долл. (первоначальная оценка – 250–350 тыс. долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Индиец Вейд Гайтон – современный художник-абстракционист и минималист. С 2004 г. Гайтон сосредоточился на живописных работах, которые он создает при помощи компьютера и широкоформатного струйного принтера на холстах. Это сочетание высоких технологий с традиционным художественным материалом принесло художнику славу. Больше всего известны его работы с отдельными буквами «U» и «X».
Альберто Бурри. «Горящий пластик»
1960–1961 гг., 4,7 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 1,7–2,2 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Как многие итальянские художники его поколения, Бурри пережил все ужасы войны, которая отразилась в его творчестве. Художник начал заниматься живописью в 1944 г., когда воевал в Северной Африке. В середине 1950-х Бурри начинает использовать обгоревшую древесину, сварные металлические листы и мешковину, которые напоминали ему реалии войны. В середине 1950-х Бурри начал жечь свои текстуры, создав технику, которую он назвал combustione. Он обугливал древесину, мешковину и пластик, а затем помещал их на холст.
Хуан Грис. «Натюрморт на клетчатой скатерти»
1915 г., 34,8 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 12–18 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Картина в стиле кубизма происходит из частной швейцарской коллекции, она неоднократно выставлялась. Предыдущий рекорд стоимости работ Гриса был установлен в 2010 г., когда его полотно «Скрипка и гитара» 1913 г. было продано на нью-йоркском аукционе Christie’s за 28,6 млн долл.
Николя де Сталь. «Селинунт»
1953 г., 2,9 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 1–1,5 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Французский живописец русского происхождения Сталь приобрел известность как один из мастеров послевоенного европейского искусства, последователь Сезанна, Матисса и Пикассо. В его творчестве хорошо заметен баланс между фигуративностью и абстракцией, которая лучше всего видна в пейзажах художника.
Пьер Сулаж. «Картина 195 x 155 см, 7 февраля 1957 г.»
1957 г., 3,7 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 2–3 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Сулаж всегда пользовался популярностью у любителей абстрактной живописи. В работах художника энергичные мазки черной и коричневой краской складываются в монолитные каллиграммы и напоминают иероглифические знаки сплетения древесных ветвей. В картинах Сулажа выбор черного цвета, как ни странно, обусловлен желанием выделить субстанцию света, который для него чрезвычайно важен.
Жан-Мишель Франк. Бронзовый шкаф, отделанный гипсовыми пластинами.
1935 г., 3,7 млн евро (первоначальная оценка – 400–600 тыс. евро). Аукцион Sotheby’s, Париж.
Произведения Франка много и часто появляются на торгах, он один из самых востребованных и дорогих дизайнеров эпохи ар-деко. Ив Сен-Лоран называл его вещи восьмым чудом света. После продолжительной борьбы, в которой самое активное участие принимала чета известнейших парижских коллекционеров Боб и Шеска Валлуа, шкаф был продан за рекордную сумму. Отныне это самое дорогое произведение, созданное мастером.
Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр. Весеннее утро»
1897 г., 19,7 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 7–10 млн ф.ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Картина входила в коллекцию известного еврейского промышленника Макса Зильбергера и была конфискована нацистами. Наследникам Зильбергера картина Писсарро была возвращена в 2000 г. из Музея Израиля в Иерусалиме. «Бульвар Монмартр» установил новый аукционный рекорд цены на работы Писсарро и превзошел предыдущий рекорд в пять раз.
Винсент Ван Гог. «Мужчина в море»
1889 г., 16,9 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 6–8 млн ф. ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Картина относится к периоду пребывания Ван Гога в Сен-Реми, деревушки у моря во французском Провансе. В это время в работах художника преобладали голубые, синие и приглушенно-желтые тона. За эту картину боролись сразу шестеро претендентов, подняв цену почти мгновенно с 6 до 16,9 млн ф. ст. Это лучший результат для работ Ван Гога на лондонских торгах за последние 25 лет.
Русские аукционы
Алексей Боголюбов. «Морской пейзаж»
Прим. 70–80-е гг. XIX в., 1,9 млн руб. (первоначальная оценка – 1,9–2,5 млн руб.). Аукционный дом «Кабинетъ», Москва.
Русский маринист, профессор Алексей Боголюбов, основал в 1885 г. в Саратове Художественный музей имени А.Н. Радищева – первый провинциальный общедоступный музей, передав в его фонды свою коллекцию живописи и собственные работы. Внизу картины есть надпись: «В Радищевский музей», хотя картина в музей не ушла. Ее получил в дар российский консул в Париже.
(фото прилагается)
Роберт Фальк. Двусторонний рисунок: «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней» и «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги»
Прим. 1930-е гг., 1,3 млн руб. (первоначальная оценка – 1,3–2 млн руб.). Аукционный дом «Кабинетъ», Москва.
Жанр обнаженной модели («ню») получил у Фалька яркое воплощение именно во Франции, что было связано с новыми возможностями для работы, открывшимися художнику.