Ускорение научно-технического прогресса в середине ХХ века сделало всемирные выставки не только местом демонстрации достижений человечества, но и возможностью заглянуть в будущее. Это подтвердила в очередной раз ЭКСПО, проведенная в Монреале в 1967 г. О том, что она собой представляла, рассказывается в книге Валерия Шпакова «История всемирных выставок».
В ноябре 1962 г. Всемирная ассоциация выставочной индустрии приняла решение о проведении очередной выставки ЭКСПО–1967 в канадском Монреале. В этот год отмечалось 100-летие выделения канадского доминиона из федерации североамериканских колоний Англии и 325-летие со дня основания Монреаля.
Для строительства павильонов были выделены территория острова Св. Елены на реке Св. Лаврентия, новый намытый остров Нотр-Дам, а также часть Монреальского порта. В целом площадь выставки, включая спортивные площадки и автостоянки, составила около 400 га.
Власти города использовали подготовку к проведению мероприятия для развития инфраструктуры мегаполиса. В частности, в 1962 г. началось строительство метро, которое открыли в мае 1967 г.
Вокруг территории выставки была построена железная дорога длиной 5,2 км с 5 станциями. Вагончик на 100 сидячих мест объезжал ЭКСПО за 10 минут. Непосредственно к павильонам можно было добраться по монорельсовой дороге, построенной на выставочной территории. По каналам и озерам города регулярно курсировали разнообразные речные суда – от солидных катеров до венецианских гондол.
В выставке приняли участие 62 страны, в том числе 26 государств Африки, получившие независимость в предыдущие 10 лет. Европу представляли 20 стран, Азию – 9, Америку – 7. 40 государств сформировали экспозиции в собственных национальных павильонах, остальные построили объединенные павильоны, в которых страны были представлены по региональному принципу, например скандинавский или африканский. Отдельные павильоны имели 4 штата Канады и 3 штата США, кроме того, ведущие международные организации – ЕЭС и ООН, а также ряд фирм и компаний.
Девиз «Человек и его мир», заимствованный из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Земля людей», определил тематику выставки. В соответствии с этим девизом организатор выставки – Канадская выставочная корпорация включила в общую экспозицию дополнительно 6 международных тематических павильонов: «Человек-исследователь», «Человек и производство», «Человек-кормилец», «Человек и его здоровье», «Человек-созидатель», «Человек и общество». Заключал эту тематическую серию канадский павильон «Лабиринт», который показывал жизнь человека от колыбели до последних дней.
Выставку открыл 28 апреля премьер-министр Канады Лестор Пирсон, который в присутствии 7 тыс. почетных гостей зажег на площади Наций специальный светильник, горевший в течение всех 6 месяцев работы ЭКСПО.
Как и прежние, эта выставка явилась смотром новейших архитектурных тенденций. Одним из наиболее заметных в этом отношении оказался павильон США. Он представлял собой огромную сферу диаметром 76 м и объемом около 180 тыс. куб. м из полупрозрачного пластика, алюминия и стали. Сквозь сооружение проходила монорельсовая дорога, позволявшая посетителям осмотреть не только всю территорию ЭКСПО, но и проехать через американский павильон и ознакомиться с его экспозицией, названной «Творческая Америка».
Здесь рассказывалось об истории и развитии техники и искусства страны, демонстрировались произведения народного творчества индейцев, интересные экспонаты по истории, науке, культуре. В верхней части купола, на фоне искусственного лунного ландшафта, можно было увидеть спутник связи, подлинные космические корабли – «Меркурий», одноместный «Джемини», были представлены этапы исследования Луны и проект «Аполлон».
Экспозиция Канады являла собой целый городок. Главный павильон в форме перевернутой пирамиды высотой 27 м окружали 14 небольших зданий с пирамидальными крышами. Наверху главного павильона, названного эскимосским словом «катимавик» (место встреч), располагалась смотровая площадка с прекрасным видом на территорию выставки, город и окружающие его горы. У входа стоял стилизованный 20-метровый клен – символ страны, 700 листьев которого были выполнены в виде фотографий с лицами жителей Канады.
Достопримечательностью выставки являлся построенный канадцами экспериментальный жилой комплекс «Абита–67» («Жилище–67»). Он наглядно показывал, как можно решить проблему сочетания плотных городских застроек с преимуществами индивидуальных домов, т. е. соединения удобств городской жизни с загородными условиями – воздухом, зеленью, цветами. Комплекс представлял собой 12-этажную живописную композицию из 157 стандартных железобетонных блоков – квартирных боксов площадью 60 кв. м каждый. Эти боксы весом 85 т с помощью гигантского крана ставились со сдвигом один над другим, благодаря чему перед каждой квартирой образовывался балкон площадью около 60 кв. м, служивший садом. Подобный комплекс занимал только 1/10 площади, требуемой под строительство такого же количества индивидуальных домов.
Оригинально выглядел созданный по проекту знаменитого архитектора Отто Фрея павильон ФРГ, в основе которого лежал принцип шатровых перекрытий – площадка размером 900 кв. м перекрывалась конструкцией, напоминавшей маскировочную сеть, свободно наброшенную на 8 колонн высотой от 17 до 38 м.
Определенный интерес представлял и французский павильон, названный его архитектором Фаржероном «Ноев ковчег». Он напоминал большую, сделанную из белого металла птицу, окруженную пеной светящихся фонтанов, которые подчеркивали динамизм архитектуры. На стальных колоннах 30-метровой высоты размещались, как палубы, девять этажей с разнообразной и весьма интересной в техническом и художественном отношениях экспозицией. Среди экспонатов выделялись: приливная электростанция «Рано» мощностью 240 тыс. кВт, исследовательский реактор «Озирис», установка для добычи нефти в открытом море, радио- и телеаппаратура, искусственные спутники Земли, ряд художественных шедевров из Лувра.
Каждая страна-участник старалась удивить посетителя чем-то необычным. Так, Швейцария показывала часы, точность которых составляла плюс-минус 1 с. за 3 тыс. лет; Япония – календарь на 10 тыс. лет, показывающий каким днем недели будет день рождения любого посетителя через 2333 года; Великобритания демонстрировала судно на воздушной подушке, рассчитанное на 500 пассажиров и развивающее скорость 70 узлов; ФРГ – самый большой в мире радиотелескоп. Среди наиболее интересных экспонатов ЭКСПО обозреватели выделяли фильм о выходе в открытый космос Алексея Леонова, а также материалы о путешествии глубоководного батискафа Жака-Ива Кусто.
Значительное внимание привлекал советский павильон, самый большой на выставке. Благодаря своей огромной крыше, имевшей форму трамплина и покоившейся на двух V-образных опорах, прозрачным стеклянным стенам, он получил у канадцев название «летящая крыша». Впечатляли размеры павильона – длина 105 м, ширина 57 м и высота 42 м. Площадь кровли (67×142 м) равнялась примерно двум футбольным полям. Павильон имел 4 яруса, связанных между собой 8 эскалаторами. Общая площадь его составляла 13 тыс. кв. м. Канадская пресса оценивала расходы СССР на организацию павильона в 15–20 млн. долл. Это здание можно видеть и сегодня – оно стоит у северного входа ВВЦ, рядом с ним – восстановленный советский павильон на Парижской ЭКСПО–1937 со статуей «Рабочий и колхозница».
Советская экспозиция, которая насчитывала около 10 тыс. экспонатов, традиционно открывалась огромной картой страны с вмонтированными в нее небольшими экранами, на которых демонстрировались короткометражные фильмы и диапозитивы.
В промышленном разделе рассказывалось о новейших производствах и технологиях. Посетителей впечатляли действующий макет самой большой в мире механизированной и автоматизированной доменной печи объемом 2700 куб. м и производительностью 2 млн. т чугуна в год, построенной на Криворожском металлургическом комбинате, макет Новолипецкого металлургического комбината с действующей установкой непрерывной разливки стали, макет крупнейшей в мире Красноярской ГЭС мощностью 5 млн. кВт с моделью уникального гидрогенератора на 500 МВт.
В разделе «Атом для мира» демонстрировались модели первой в мире атомной электростанции и термоядерной установки «Токамак», макет строившегося гигантского Серпуховского ускорителя.
На третьем ярусе павильона располагались экспонаты, рассказывавшие о космических исследованиях и авиации. Наиболее интересным из них был так называемый «космический спектакль». Для него создали специальную замкнутую конструкцию, получившую название «Чечевица». Внутри нее стояли кресла для 80 зрителей, которых окружала диорама, изображавшая полет ракеты в космосе и «оживавшая» по специальной команде. Иллюзию полета создавали качающиеся кресла, звуковое и световое оформление. Рядом с «Чечевицей» размещались диорама «Пейзаж планеты Венера», выполненная по материалам исследований аппарата «Венера-3», достигшего поверхности Венеры в марте 1966 г., а также «Панорама Луны» и ее глобус, созданные на основе фотографий, снятых аппаратом «Луна-9» 3 февраля 1966 г. Раздел поражал и обилием макетов космических кораблей и объектов, выполненных в натуральную величину: первый искусственный спутник Земли, корабль-спутник «Восток», на котором первый полет на околоземную орбиту совершил Юрий Гагарин, 8 спутников типа «Космос», две станции «Электрон», ракета-носитель космической станции «Протон-1». В авиационной части раздела показывалась 12-метровая модель сверхзвукового самолета ТУ–144, а также модель самого грузоподъемного и экономичного самолета АН–22 («Антей»), который имел массу 250 т и мог поднять полезный груз весом 80 т. Это была самая впечатляющая часть советской экспозиции.
Национальный день Советского Союза состоялся 15 августа. Для участия в нем в Монреаль прибыл огромный коллектив советских артистов – около 200 человек. Среди них были артисты Большого театра, Ансамбль Советской Армии, хор им. Пятницкого.
Успех советской экспозиции был несомненен. По оценкам Канадской выставочной корпорации, ее посетили 13 млн человек. Второе место заняла Канада – 11 млн.; Франция и США — по 9 млн. Чтобы попасть в павильон СССР, надо было отстоять двухчасовую очередь.
Выставка, которую в целом посетили более 50 млн человек, прошла с большим успехом. Продемонстрированные на ней технические достижения показывали, чего человек может достичь, если он будет развивать свою созидательную мощь в мирных условиях. ЭКСПО в Монреале, как писали тогда канадские газеты, вселила надежды, что «процессы разрядки не замерзнут в результате бессмысленной политики холодной войны».
БиВ