В Торгово-промышленной палате РФ состоялось обсуждение вопроса «Об опыте работы выставочных комплексов в современных условиях и задачах по развитию материально-технической базы в регионах». В заседании «круглого стола» приняли участие представители крупнейших выставочных операторов страны и регулирующих органов. С докладом о работе Международного выставочного центра «Крокус Экспо» выступил заместитель директора Мустафа МЕЛИКОВ.
По экспертной оценке представителей международной выставочно-конгрессной индустрии, по своим архитектурно-планировочным и техническим решениям, наличию развитой инфраструктуры и расположению «Крокус Экспо» идеально подходит для проведения крупнейших международных и национальных форумов, выставок, конгрессов, конференций, корпоративных мероприятий, деловых встреч, презентаций и симпозиумов.
Исходя из этого, руководство «Крокус Интернэшнл» внесло в Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство иностранных дел РФ и другие ведомства предложения об использовании возможностей комплекса при организации крупномасштабных акций в рамках реализации Стратегии- 2020. Являясь членом Международной ассоциации конгрессов и конференций и Международной ассоциации конгрессных центров, Крокус Конгресс-центр принимает активное участие в международных тендерах на право проведения всемирных конгрессов.
Однако в условиях кризиса даже высокая техническая и материальная оснащенность комплекса не гарантирует достаточной занятости его выставочных и конгрессных площадей, и «Крокус Экспо», естественно, как и многие, не мог не ощутить определённого спада выставочной активности. Тем более, что, являясь относительно молодым выставочным центром, в первые годы своей работы он в большей степени ориентировался на гостевые мероприятия, проводимые ведущими международными и российскими выставочными компаниями.
Сегодня во главу угла поставлена работа по расширению собственной выставочной программы, поиску новых и перспективных проектов, совершенствованию уже сформированных и успешно развивающихся выставочных проектов. В качестве примера можно назвать Московский международный автосалон, который в 2008 г. получил самую высокую категорию («А») по международной классификации.
В конце 2008 г. на Общественном совете совместно с нашими основными партнёрами – устроителями гостевых выставок мы обсудили и приняли к практической реализации комплекс мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Так, МВЦ «Крокус Экспо» провел работу по оптимизации внутренних издержек, численности персонала, существенному упрощению структуры комплекса и др.
По отношению к партнёрам по бизнесу, испытывающим трудности в выполнении договорных обязательств, «Крокус Экспо» предложил гибкую систему специальных скидок при сдаче выставочных площадей в аренду, отсрочки платежей, а также льготные тарифы на сервисные услуги без снижения их качества. В результате удалось сохранить почти все выставочные проекты. Широкие технические возможности и гибкое оперативное управление позволяют рассчитывать на ровное прохождение выставочным центром «Крокус Экспо» кризисного периода.
Для справки: в настоящее время МВЦ «Крокус Экспо» располагает общей площадью в 548,8 тыс. кв. м. В трёх павильонах расположено 19 выставочных залов площадью свыше 220 тыс. кв. м и 11 конференц-залов. В самом крупном, третьем, павильоне размещён Крокус Конгресс-центр с концертным залом на 6200 мест и ультрасовременным комплексом из 36 трансформируемых конференц-залов общей площадью около 10 тыс. кв. м. Все конференц-залы единовременно могут принять до 9 тыс. участников мероприятий. Весной 2009 г. введена в строй гостиница, рассчитанная на размещение 450 человек.
Значимым событием для всего торгово-выставочного комплекса и входящих в группу «Крокус Интернэшнл» компаний станет ввод в эксплуатацию станции метро непосредственно на территории комплекса Крокус Сити. Строительство выставочного комплекса и станции метро (это первый случай в истории Метростроя) осуществлялось за счёт собственных средств компании «Крокус Интернэшнл» при кредитной поддержке Сбербанка.
Говорят участники заседания
Президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей АЛЕКСЕЕВ:
– По результатам мониторинга выставочной сферы более 60% организаторов мероприятий сообщают о снижении площадей, размера доходов и числа посетителей экспозиций. 70% организаторов экспозиций в целях сохранения мероприятий прибегают к предоставлению специальных скидок участникам, 40% операторов работают над новыми программами.
В центральной части России, прежде всего в Москве, наблюдается переизбыток выставочных площадей, тогда как в регионах сохраняется их дефицит. В соответствии с разработанным Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI) критерием, оправданным считается строительство павильонов в пропорции 1 кв. м на 2 млн долл. выпускаемой в регионе валовой продукции.
Начальник отдела выставок и координации участников ВЭД Минпромторга РФ Александр ДИАНОВ:
– Развитие материальной базы выставочной сферы в России не ограничивается только строительством павильонов. Параллельно с этим необходимо развивать гостиничное и ресторанное хозяйство, транспортную систему, разного рода услуги. Все это сопряжено со значительными капитальными затратами, требует времени. Поэтому необходимо составить единый план развития и разработать соответствующую законодательную базу.
Заместитель генерального директора ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» Михаэль Мандель:
– В Германии в настоящее время работают 10 крупнейших и около 300 региональных выставочных центров. Общий доход только от выставочной деятельности в стране составляет 10 млрд евро, а с учетом косвенного эффекта – 23 млрд евро. Выставочная сфера обеспечивает 250 тыс. рабочих мест. Развитие выставочных центров невозможно без поддержки местной администрации, которая решает вопросы выделения земли, выдачи разного рода разрешений, регистрации, создания и пользования инфраструктурой, организации эксплуатации.
Заместитель генерального директора ЦВК «Экспоцентр» Николай АНТОНОВ:
– В ходе реконструкции «Экспоцентра» было создано дополнительно 18 тыс. кв. м экспозиционных площадей, что потребовало вложений в размере около 400 долл. На 1 кв. м. Для удобства посетителей сделан выход из метро непосредственно к павильонам и более удобные проходы между павильонами. Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, «Экспоцентр» установил льготные арендные ставки на новую площадь, разработал специальную систему скидок на услуги.
Генеральный директор ООО «ВЦ КраснодарЭкспо» Андрей КУРИЛОВ:
– В современных условиях экономически невозможно построить в регионе самоокупаемый выставочный центр международного уровня без государственной поддержки.
Генеральный директор ООО «Мордовэкспоцентр» Лев АГЕЕВ:
– «Мордовэкспоцентр» провел реорганизацию своей деятельности, что позволило сохранить существующую программу мероприятий. Ведется активное сотрудничество с Германией, поставки из которой составляют 58% импорта машин и оборудования в регион. Для дальнейшего развития предпринимательства в инновационной сфере на территории ВЦ в Саранске планируется организовать технопарк.
За последние 4 года в России удвоилось количество выставочных комплексов, оно достигло 36. По оценкам Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), общая закрытая площадь выставочных павильонов в России может составить в 2010 г. 900 тыс. кв. м, что поднимет страну в мировом рейтинге с 11-го на 7-е место