1867 год. Всемирная выставка в Париже. Посетители в восторге застывают перед витриной ювелирной фирмы Cartier. Это имя ничего им не говорит, но изделия поистине великолепны. 2014 год. Париж. Грандиозная ретроспективная выставка Дома Cartier в Гран-Пале. Это имя известно всем, а выставленные изделия являются классикой ювелирного искусства.
«Ювелир королей и король ювелиров» – так назвал Луи Картье король Великобритании Эдуард VII, заказав для своей коронации в 1902 г. 27 роскошных тиар. Он же выдал Картье свидетельство о том, что тот является поставщиком Его Величества. Такое же почетное звание Картье получил в России, Испании, Португалии, Греции и многих других монархиях.
Откуда что берется?
Почему один человек рождается гениальным математиком, другой певцом, а третий – ювелиром? Луи Франсуа Картье, появившийся на свет в 1819 г. в семье ремесленника, производящего рожки для пороха, явно не был предназначен судьбой для карьеры великого художника по драгоценностям. Да и с чего бы? В маленькой мастерской его отца люди трудились с утра до ночи – и вовсе не над кольцами и брошками. И тем не менее его с детства тянуло к искусству, особенно – к изобразительному. У мальчика явно был талант. Отец понял, что, к сожалению, сын не пойдет по его стопам и, наперекор мнению жены, отдал его в ученики парижскому ювелиру Пикару. Возможно, день, когда Луи Франсуа переступил порог лавки Пикара по улице Монторгёй, 29, был самым важным в его жизни. Мальчик оказался прилежным и талантливым учеником.
Набравшись мастерства, обзаведясь клиентурой, в 1847 г. Луи Франсуа выкупил мастерскую Пикара и начал самостоятельно работать по заказам.
Для любого художника важно, чтобы его талант заметили и оценили. Талант художника-ювелира – не исключение. Для Луи Франсуа еще одним счастливым поворотом судьбы стал день, когда в его лавку зашла принцесса Матильда, племянница Наполеона I и кузина Наполеона III. Это случилось в 1856 г. Даму завоевал талант мастера, она приобрела у Картье три брошки. Франция знала немало замечательных ювелиров, но судьба явно благоволила именно Луи Франсуа. Ведь о покровительстве венценосных особ можно было только мечтать. Французская знать наперебой делала заказы, и в 1859 г. его клиенткой стала сама императрица Евгения.
В 1867 г. он выставил свои изделия на Всемирной выставке, которая проходила на Марсовом поле в Париже. Новое по тем временам событие посетили 9 млн человек, и мало кто остался равнодушным, любуясь блистающими драгоценными камнями и золотом украшений Cartier. И не только золотом – Картье первым стал использовать платину в качестве рабочего металла для ювелирных изделий, что было абсолютным новшеством по тем временам. «Изюминкой» ювелирных украшений Луи Франсуа была нестандартная форма драгоценных изделий в виде различных животных и насекомых. Такие серьги, кольца и кулоны стали очень популярными в Париже.
Рождение династии
В отличие от него самого, старший сын Луи Франсуа – Альфред живо интересовался отцовским делом и перенимал мастерство. В 1874 г. Луи Франсуа передал ему свое предприятие. Альфреду удалось расширить бизнес, именно он в 1889 г. открыл новый салон на рю де ла Пэ, там, где он находится и по сей день.
Фирма процветала, но все-таки всемирную славу и признание принесло марке Cartier третье поколение династии – сыновья Альфреда Луи Жозеф (1875–1942), Пьер Камилл и Жак Теодуль. Художественный и творческий темперамент деда в наибольшей степени унаследовал Луи, который уже в 23 года был компаньоном отца. Он пленял покупателей тем, что делал украшения в стиле роскошного XVIII века. Они пользовались колоссальным спросом.
Братья много путешествовали, черпая вдохновение в искусстве разных стран. В 1907 г. в Санкт-Петербурге, в залах гостиницы «Европа», Луи Картье устроил большую выставку ювелирных изделий. Царская семья и русская аристократия были поражены их изысканностью и великолепием. Картье предложили почетное звание придворного ювелира Российского Императора Николая II. Путешествие оказалось плодотворным и в творческом плане. В 1908 г. была создана по русским народным мотивам бриллиантовая диадема «Кокошник». В 2014 г. она демонстрировалась на упомянутой выставке в Гран-Пале.
Альфред видел в своих сыновьях достойную смену и перепоручил им руководство фирмой. Луи остался в Париже. А Жак и Пьер отправились завоевывать Британию и Америку. Магазин Cartier в Лондоне открылся в 1902 г., в Нью-Йорке, на 5-й авеню, – в 1909 г.
Новые времена, новые идеи
В 1904 г. один из первых авиаторов, бразильский летчик Альберто Сантос-Дюмон, пожаловался своему другу Луи Картье на то, как неудобно пользоваться карманными часами во время полета. Картье воспринял проблему друга всерьез и… изобрел мужские наручные часы! Первый экземпляр был подарен Альберто (часы, понятно, получили название Santos). Они были на кожаном ремешке и с квадратным циферблатом. Наручные часы, украшенные драгоценными камнями, стали популярны не только у летчиков. Они привели в восторг сливки общества и начали пользоваться огромным спросом. В 1978 г. фирма перевыпустила модель Santos, оснастив ее браслетом из золота и стали.
К 1907 г. Cartier стала одной из самых успешных часовых компаний в мире. Механизмы поставляла по эксклюзивному договору компания Jaeger. В 1912 г. миру были представлены модели часов Baignoire и Tortue, а в 1917 г. – Tank. Последняя модель была навеяна событиями Первой мировой войны, ее дизайн напоминал английский танк. Все модели выпускаются до сих пор. В 1933 г. специально для паши Марракеша были разработаны водонепроницаемые часы Pasha, которые тот мог бы носить во время плавания в бассейне. Первые часы были сделаны из чистого золота.
Луи фонтанировал новыми идеями – именно благодаря ему на свет появились знаменитые «мистические часы» (mystery clocks) – прозрачные настенные часы со скрытым механизмом, разноцветные украшения «тутти-фрутти», экзотические изделия в стиле ар-деко и многое другое.
Шерше ля фам
Луи Картье, бесспорно, был талантлив. Но, считают некоторые историки, он не стал бы тем, кем он стал, и не поднялся бы на вершины славы, если бы не женщина, стоявшая у него за спиной.
Луи и Жанна Туссэн повстречались незадолго до Первой мировой войны. Их бурный любовный роман стал для обоих источником бьющего через край интеллектуального и художественного вдохновения.
Жизнь Жанны до встречи с Картье была бурной. В 16 лет из родного Шарлеруа в Бельгии она сбежала с любовником в Париж, где вела довольно свободную для молодой особы жизнь. Идеи феминизма и освобождения женщины от всяких условностей поддерживала и новая подружка – некая Габриэль Шанель. Дружбу с Коко Жанна сохранила на всю жизнь.
Картье привлекало в Жанне все – её жизнелюбие, её талант, её фантазия, её безупречный вкус. Они любили друг друга, но Луи не женился на Жанне: она была женщиной не его круга.
Луи был честолюбив, ему не сразу удалось войти в высшее общество. Известен такой эпизод. Однажды во время бала в доме одного из сильных мира сего хозяина спросили, приглашен ли Картье. Месье ответил: «Я не приглашаю на частные вечера своих поставщиков». Луи, узнав об этом, был глубоко уязвлен. Он был не просто «поставщиком» – он чувствовал себя равным среди равных, одним из них, богатых и знаменитых. И он своего добился – стал желанным гостем в знатных домах. Рисковать завоеванным положением ради женитьбы на женщине с сомнительным прошлым он был не готов. Да и отец когда-то давно объяснил сыновьям: «Мы не женимся на дамах полусвета, мы их содержим». Луи запомнил отцовское назидание и сделал свой выбор – женился на аристократке, с которой никогда не был счастлив.
Тем не менее творческий союз с Жанной Туссэн продолжался всю жизнь. В 1933 г. Луи Картье доверяет ей возглавить направление украшений ювелирного дома. Ее вдохновение, творчество и отвергнутая любовь к Луи отражены в самых знаменитых изделиях Cartier тех лет.
Существует легенда, что знаменитый образ пантеры на украшениях родился у Жанны, когда она путешествовала по Африке с Луи. Увидев живую пантеру, она воскликнула: «Ониксы, бриллианты, изумруды! Это же брошь!». Позже прозвище «пантера» крепко прикрепилось и к самой Жанне – так ее называли до конца жизни. Ее апартаменты были заполнены фигурками этого животного, на полу лежала шкура, а сама она носила пальто из кожи пантеры.
Украшения с пантерой пользовались успехом у женщин с сильным характером, знающих, чего они хотят от этой жизни. Одна из первых «пантер» – браслет, украшенный ониксами и бриллиантами, – была сделана в 1948 г. для Уоллис Симпсон, герцогини Виндзорской, разведенной американки, ради которой Эдуард VIII отрекся от британского престола. Недавно этот браслет был продан на аукционе Sotheby’s за 7 млн долл.
Экзотические птицы, попугаи и фламинго, стали фирменным стилем Cartier также с подачи Жанны.
Post mortem
Как чисто семейное предприятие, ювелирный дом Картье просуществовал до 1965 г. После смерти последнего из братьев фирма была разделена на три части и продана собственникам в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
В 1972 г. группа инвесторов купила парижское отделение. Президенту компании Роберту Хоку приписывают рождение названия знаменитой коллекции Les Must de Cartier, с которой началась современная история ювелирного дома. Как говорят, Роберт Хок однажды воскликнул: «Cartier, it’s a must!», имея в виду, что каждый уважающий себя человек обязан иметь хоть что-то от Cartier.
Генеральным директором был назначен Алан Доминик Перрэн, под руководством которого были выкуплены лондонская и нью-йоркская компании, и в 1981 г. ювелирный дом Cartier вновь стал единым целым, представив коллекцию Les Must de Cartier. В 1984 г. Перрэн основал Фонд современного искусства Картье, приблизив тем самым старинный дом к современности и ныне живущим художникам. Еще одной заслугой Перрэна стало учреждение в 1991 г. Международного комитета высокого часового искусства (Comite International de la Haute Horlogerie) и организация под его эгидой первого профессионального Салона часов, который ежегодно проходит в Женеве. Первый такой салон состоялся 15 апреля 1991 г. А годом позже огромная экспозиция «Искусство Картье» состоялась в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Ирина СКИБИНСКАЯ
В 1924 г. Картье выпустил кольцо «Тринити», которое стало символом бренда – три переплетённых ободка из золота разных оттенков.
Бриллиантовая диадема «Кокошник», созданная в 1908 г. по мотивам путешествия в Россию, демонстрировалась в 2014 г. на выставке в Гран-Пале.
Браслет «Пантера», принадлежавший Уоллис Симпсон, герцогине Виндзорской, недавно был продан на аукционе Sotheby’s за 7 млн долл.
Луи Франсуа Картье (1819 – 1904)
В поисках идеальной оправы для бриллиантов Картье создали уникальное кольцо. Казалось, что камень ничем не удерживается. Секрет состоял в том, что гладкое кольцо пропиливалось в том месте, куда вставлялся камень, который удерживался только за счёт упругости металла.
Жанна Туссэн (1887–1978), директор направления украшений ювелирного дома Cartier с 1933 по 1970 г. Она является автором изделий с пантерой, ставшей визитной карточкой дома. Грациозный хищник с изумрудными глазами украшает многие браслеты, кольца, кулоны с цепочками, а иногда ручки и запонки, которые выпускает знаменитый ювелирный дом. Саму Жанну называли пантерой дома Cartier.
В 1955 г. Картье выполнил парадную шпагу для поэта Жана Кокто, принятого в члены Французской Академии, по его собственному эскизу. Дужка шпаги сделана в виде профиля Орфея, любимого мифического персонажа Кокто. Головка эфеса увенчана лирой из слоновой кости, украшенной изумрудом 2,84 карата и двумя рубинами. На устье ножен красуется автограф поэта в виде его инициалов и звезды. Ножны также украшены орнаментом, напоминающим изгородь в Пале-Рояль, где жил поэт.
Тиара Halo родилась в мастерских Картье в 1936 г. Выполненная из платины и усыпанная 739 бриллиантами, тиара высотой 4 см считается символом изысканного французского вкуса. Ее заказал у Cartier герцог Йоркский за три недели до того, как стать королем Георгом VI, для своей жены, матери нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. Елизавета получила эту тиару на свое 18-летие. Тиара Halo вновь попала в центр всеобщего внимания в 2011 г., когда ее надела в день своей свадьбы с принцем Уильямом Кейт Миддлтон.
В 1969 г. мир с восторгом наблюдал за нескончаемым романом Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор. Всем было известно, что Лиз любила дорогие драгоценности. Кому, как не Cartier было заказать браслет для любимой! Cartier приобрел грушевидный бриллиант исключительной чистоты и красоты в 62,42 карата (позже он получил название бриллиант Картье-Бертон-Тейлор). Браслет исполнил художник Альдо Чипулло. Изделие было преподнесено Лиз Тейлор на ее день рождения.
Одно из самых знаменитых изделий ювелирного дома – созданная в 1942 г. «Птица в клетке». Находящиеся под оккупацией нацистов французы однозначно поняли метафору, это был яркий символ Сопротивления. Через несколько дней после освобождения Парижа в витрине магазина Cartier появилось новое изделие – «Освобожденная птица»: птица готова к полету, дверь клетки открыта. При изготовлении были использованы золото и платина, сапфир, лазурит, кораллы и бриллианты.