Встретимся в Сент-Луисе

cgMoYM3gyb.jpg

В 1904 г. состоялась Всемирная выставка в Сент-Луисе, приуроченная к столетию покупки Луизианы Соединенными Штатами. Мероприятие надолго осталось в народной памяти, о нем был снят знаменитый фильм, а словами из песни до сих пор пользуются как популярным приветствием. Американцам выставка запомнилась как идиллический образ времени, предшествовавшем мировым войнам.

Всемирная выставка в Сент-Луисе открылась в мае 1904 г., с опозданием на год, так как устроители хотели максимально увеличить международное присутствие. Главная её идея состояла в демонстрации превосходства человека над природой, однако на более глубоком уровне читалась мысль о превосходстве западной цивилизации над всем остальным миром.

В то время общественное мнение США было расколото вопросом о том, стоит ли колонизировать территории в Тихом океане, еще не занятые европейцами. Выставка давала хорошую возможность продемонстрировать «прогресс», которого достигли менее цивилизованные народы, недавно колонизированные США. Кроме того, с её помощью США могли продемонстрировать себя как восходящего мощного соперника европейских государств.  

Организаторы с самого начала не скрывали своей цели – переплюнуть во всех отношениях Чикаго, где в 1893 г. с огромным успехом прошла Всемирная Колумбова экспозиция.

Выбрать подходящее место для столь масштабного и многолюдного мероприятия – всегда непростое дело.  После жарких дебатов в конечном итоге решили строить выставочный городок в лесистой местности на западной оконечности города (ныне известной как Форест Парк), подальше от района неприглядных трущоб на востоке. 

Жители поначалу возражали против того, чтобы их любимый Дикий уголок, как они называли это место, был превращен в строительную площадку. Однако работы начались в срок. Перед организаторами стояли сложные технические и логистические задачи. Прежде всего надо было повернуть русло реки Де Пер и убрать ее под землю, чтобы исключить нередкие здесь наводнения. Для этого следовало соорудить совершенно новую водораспределительную систему. В долгосрочном плане это пошло на пользу городу. Было осушено естественное озеро, его форма изменена, и на его месте появился искусственный водоем, который стал ландшафтным центром всей выставки.  

Размах экспозиции поражал – ее общая площадь составила более 5 млн кв. м, крупнейшая на тот момент площадь ЭКСПО. Всего было построено 1500 сооружений, соединенных дорожками общей длиной 120 км.

Огромные размеры выставки диктовали архитекторам и строителям особые требования: надо было таким образом обустроить ландшафт и разместить павильоны, чтобы посетители могли любоваться впечатляющими видами, где бы они ни находились. Кроме того, требовалось место, откуда была бы видна вся выставка. Было решено, что ни одно сооружение не должно превышать 20 м в высоту, огромное внимание уделялось ритмичному расположению павильонов, которые перемежались открытыми пространствами с тщательно спланированными зелеными лужайками, водоёмами, цветниками. Архитектурным центром и наиболее фотографируемым объектом выставки был Праздничный павильон, увенчанный огромным куполом. Он возвышался на Холме искусств. Там же находился и Дворец свободных искусств. В Праздничном павильоне в огромном зале на 4,5 тыс. мест был установлен крупнейший в мире орган, звуками которого каждый вечер наслаждались тысячи слушателей.

Прямо от Праздничного павильона начинался каскад фонтанов, ночью подсвечиваемых в цвета радуги, который заканчивался Большим бассейном. Это было главным местом притяжения гостей выставки. Красочная водная феерия зримо демонстрировала основную мысль выставки – власть человека над природой. Это был яркий пример того, как человек по своей воле преобразовал и облагородил естественную природную среду.  

Не упуская из виду основную цель – оставить позади Чикаго с его выставкой, главное здание было обильно и изысканно декорировано в стиле модерн, а павильоны, выстроенные из гипса, выкрашены в благородный цвет слоновой кости. Как известно, чикагское ЭКСПО вошло в историю под названием «Белый город» (из-за цвета павильонов). Организаторы посчитали, что «Город цвета слоновой кости» звучит аристократичнее.

Из павильонов, веером расположенных вокруг Большого бассейна, выделялся Дворец сельского хозяйства. Это было крупнейшее здание выставки площадью 324 тыс. кв. м. Сельскохозяйственные продукты из 15 стран и 42 штатов США были представлены вниманию посетителей. Там же были забавные скульптуры, сделанные из таких необычных для ваяния материалов как миндальные орехи, хлопок или злаки.

Дворец электричества и машиностроения демонстрировал всю важность электричества для наступившего ХХ века. На зрителей производила большое впечатление башня беспроводного телеграфа компании «Де Форест», которая позволяла посылать сообщения из Сент-Луиса…, конечно же, в Чикаго!

Отдельный Павильон машиностроения вмещал настоящую электростанцию, снабжавшую всю выставку электроэнергией. Это был экспонат фирмы «Дженерал электрик».

Дворец шахт и металлургии показывал образцы полезных ископаемых, руды и различной продукции, сделанной на их основе. Особо смелые посетители могли совершить экскурсию в почти настоящую шахту – искусно сделанный макет, где зрители получали представление о работе в шахте.

В соседнем Дворце искусств были выставлены предметы, скорее приятные глазу, нежели практичные, – различные декоративные изделия, расписная керамика, серебряные и золотые украшения. Крупнейшие коллекции для этого павильона прибыли из Германии и Японии.

Здание Дворца транспорта имитировало железнодорожную станцию, там были выставлены как современные, так и старинные средства транспорта – моторные лодки, трамваи и, конечно же, автомобили.

Обойти всю выставку было нелегко, а осмыслить всё увиденное – и того труднее. Осмотр даже основных павильонов требовал как минимум недели. Уставшие посетители направлялись в зону развлечений «Пайк». Она протянулась вдоль северной границы выставочного городка примерно на 1,5 км. Вход был бесплатным, но за посещение аттракционов надо было заплатить. Поэтому многие просто слонялись по «Пайку» и издали пытались разглядеть, что происходит на основной территории – это создавало серьезную конкуренцию самой выставке, ведь посещаемость и доходы от продажи входных билетов вносили немалую лепту в финансовый успех мероприятия.

В «Пайке» было чем развлечь публику. Например, искусственные Тирольские Альпы, представления различных индейских племен в их национальной одежде, экзотические танцовщицы. Огромной популярностью пользовался воссозданный уголок Каира с его старинными улицами. Впервые этот искусственный город был показан на универсальной выставке в Париже в 1889 г., и с тех пор аттракцион «Улицы Каира» стал непременным атрибутом всемирных выставок. Здесь воссоздавалась атмосфера арабских сказок, перед восхищенными зрителями вставали образы традиционной, не испорченной современностью, восточной культуры. Зрители ломились на представление «Танец принцессы Раджа» – забавную интерпретацию танца живота, адаптированного к нравам пуританского викторианского общества. 

Еще одним чрезвычайно популярным местом была резервация филиппинцев – ей отдали 190 тыс. кв. м и отделили от основной территории искусственным водоемом, названным «Озеро наконечника стрелы». Здесь были представлены различные национальные культуры туземцев, населявших Филиппинские острова, совсем недавно, в 1898 г., попавших под протекторат США в результате Испано-американской войны. Целью этой экспозиции было познакомить американцев с их недавним приобретением и вызвать общественную поддержку политике США по приобретению других территорий.

Многие посетители пользовались возможностью дать отдых натруженным ногам и окинуть взглядом всю величественную картину ЭКСПО с высоты огромного обзорного колеса. Эту новинку впервые опробовали на Чикагской экспозиции, и сент-луисцы не хотели отставать. Чикагцы, впрочем, дивясь необычному сооружению, не очень-то охотно поднимались на небывалую высоту – они опасались за безопасность аттракциона. Жители Сент-Луиса оказались посмелее – они с удовольствием катались на колесе и даже арендовали его целиком для свадеб и прочих торжественных мероприятий.

После закрытия выставки колесо разобрали и продали на металлолом. Однако и сто лет спустя энтузиасты прочесывают Форест Парк в поисках уцелевших обломков и частей некогда столь любимого жителями города объекта. Иногда кое-что находят.

От выставки 1904 г. до наших дней дошло достаточно много объектов. Так, Художественный музей Сент-Луиса, расположившийся в здании Павильона изящных искусств, до сих пор живописно красуется на Холме искусств. Все эти сто с лишним лет финансирование музея осуществляется из специального налога, введенного в Сент-Луисе в 1907 г. Это означает, что после выставки город признал культуру и искусство важным общественным ресурсом. Также в одном из бывших павильонов ныне располагается исторический музей Сент-Луиса.

Выставка закрылась 1 декабря 1904 г. Ее посетили 20 млн человек. По общему мнению, она прошла чрезвычайно успешно, в том числе и в финансовом отношении. Доход пошел на сооружение мемориала Томаса Джефферсона в Форест Парке. Благодаря выставке были сделаны серьезные улучшения в городской инфраструктуре.

Всемирная выставка в Сент-Луисе, возможно, единственная, воспоминания о которой хранятся не только в архивах историков или в музеях, но и в народной памяти. Многие жители города считают, что такие популярные продукты, как хот-дог, айс-ти и мороженое в рожках, были изобретены и получили широкое распространение именно на ярмарке в Сент-Луисе (по поводу хот-догов у историков иное мнение). 

Это веселое и важное для города событие нашло отражение и в произведениях искусства. Знаменитый мюзикл Винсента Минелли «Встреть меня в Сент-Луисе» воскрешает атмосферу и события накануне этого праздника. В городе до сих пор в ходу неформальное приветствие «увидимся на ярмарке» – прямой отсыл к словам песенки, которую исполняет молодая Джуди Гарланд. В городе существует несколько групп и обществ любителей и коллекционеров артефактов ЭКСПО–1904. Короче, граждане Сент-Луиса приняли свою выставку гораздо ближе к сердцу и полюбили ее гораздо горячее, чем жители любого другого города, где проходили подобные события. Возможно, такое отношение горожан к своей выставке объясняется еще и тем, что за прошедший век сам город растерял свое значение в качестве экономического и культурного центра Среднего Запада, одного из крупнейших городов США. Сегодня это далеко не самый крупный и не самый важный город Америки. Но ему есть чем гордиться – у него была своя Выставка.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Всего к выставке было построено 1500 зданий, соединённых дорожками общей длиной 120 км.  Выставку посетили 20 млн человек.

В рамках выставки в Сент-Луисе были проведены первые на американском континенте летние Олимпийские игры.

Вниманию зрителей были представлены многочасовые реконструкции сражений Англо-бурской войны, в которых принимали участие ветераны, включая генералов с обеих сторон.

Знаменитый мюзикл Винсента Минелли «Встреть меня в Сент-Луисе» воскрешает атмосферу и события выставки 1904 г.

Организаторы выставки в Сент-Луисе поставили цель: во что бы то ни стало переплюнуть Чикаго с его Колумбовой экспозицией 1893 г.

Луизианская покупка (Louisiana Purchase) – приобретение Соединенными Штатами у Франции в 1803 г. огромной территории, равной примерно 2,1 млн кв. км, за 15 млн долл. За счет этого территория США увеличилась более чем вдвое. На отошедших в пользу США территориях в настоящее время располагаются штаты Арканзас, Айова, Миссури, Оклахома, Канзас, Небраска, частично Миннесота, Северная и Южная Дакота, Нью-Мексико, Монтана, Вайоминг, Техас, Колорадо, Луизиана. «Луизианская покупка» стала одной из важных вех в политической жизни третьего президента США Томаса Джефферсона. Он решился на сделку в связи с тем, что Франция и Испания препятствовали американцам в их торговле через порт Нового Орлеана.

Луизиана получила свое название в честь короля Франции Людовика XIV (Louis XIV). Франция выдвинула претензии на эти территории в 1628 г., а первое французское поселение появилось здесь в 1699 г. в районе Билокси.

Сент-Луис – город в США, в шт. Миссури. Назван французскими колонистами в честь короля Людовика IX. Население – 350 тыс. человек. В годы, предшествующие выставке, считался центром политической коррупции и рабочих волнений. Одной из целей ЭКСПО–1904 было улучшение образа и репутации города.

Томас Джефферсон (1743–1826), видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости, один из отцов-основателей США и их третий президент (с1801 по 1809 г.). Он был выдающимся политическим деятелем, дипломатом и философом эпохи Просвещения. Был также разносторонним учёным – агрономом, архитектором, археологом, палеонтологом, изобретателем, писателем. Основными событиями его президентства считают Луизианскую покупку и Экспедицию Льюиса и Кларка, в 1804 г. отправившуюся для изучения приобретённых земель. Экспедиция изучила нынешний Северо-Запад США и заложила основу для колонизации Скалистых гор и Тихоокеанского побережья.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!