ЗАО «Крокус Интернэшнл» является многопрофильной компанией, которой принадлежат в России крупнейший выставочный центр «Крокус Экспо», самый большой в стране концертный зал и несколько универсальных торговых комплексов. О том, с какими итогами компания завершает текущий год, какие новые проекты планирует реализовать в будущем, рассказывает» президент «Крокус Интернэшнл» Арас АГАЛАРОВ.
БиВ: Как вы оцениваете результаты работы компании в 2012 г.? Удается ли реализовать все намеченные планы?
— Главной составляющей нашей работы в заканчивающемся году, как, впрочем, и в предыдущем, было строительство Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Мне уже много раз доводилось высказываться относительно основных параметров этого проекта, поэтому повторяться не буду. Скажу только, что в связи с его масштабностью нам пришлось задействовать в этой работе практически все наши физические и интеллектуальные возможности. Перед нами была поставлена задача реализовать проект в беспрецедентно короткие сроки, фактически вдвое короче нормативных, при этом не выходя за рамки первоначальной сметы финансирования. Работать приходилось в экстремальной ситуации, при отсутствии нормальной инфраструктуры, надежного транспортного сообщения, в непростых климатических условиях. В итоге мы с задачей справились, объект сдали своевременно, в финансовые рамки уложились. Это мы считаем главным достижением и итогом уходящего года.
Одновременно компания продолжала работать на всех своих традиционных направлениях. Успешно функционировал выставочный центр «Крокус Экспо». По предварительным данным, выставочная деятельность возвращается к докризисным показателям.
Активно работают торговые подразделения компании – «Твой дом» и Vegas. Они принадлежат к числу самых крупных центров Москвы. В этой связи требуется немало усилий для поддержания их престижа, организации качественной работы, учета всех пожеланий посетителей.
Растет популярность нашего элитного торгового центра «Крокус Сити Молл», в котором представлены сотни всемирно известных брендов одежды, обуви, аксессуаров и ювелирных изделий. Он пользуется успехом не только как место для покупок, но и как место для отдыха среди экзотических деревьев и цветов, где можно выпить хороший кофе, вкусно поесть, послушать музыку.
Расширяет свою программу наш концертный зал «Крокус Сити Холл». Его техническое оснащение постоянно совершенствуется. В этом году здесь выступали многие звезды российской сцены и всемирно известные исполнители. Впервые в 2012 г. в «Крокус Сити Холле» прошла торжественная церемония вручения кинопремии «Ника», второй раз мы провели здесь Международный конкурс вокалистов им. Муслима Магомаева.
Считаю, что этот год мы завершаем успешно, выполнив практически все намеченные планы.
БиВ: Что было характерно для российского выставочного рынка в 2012 г.?
— Выставочный рынок является в значительной степени производной от общей экономической ситуации. Сейчас положение в мировой экономике можно назвать в некотором смысле неопределенным. Однако в выставочной сфере наблюдается рост и возвращение к докризисным показателям. В России ситуация более стабильная. Потребительский рынок растет. Выставочная сфера активно расширяется и в отношении размеров мероприятий, и по количеству их участников. В этом году в «Крокус Экспо» с успехом прошел Московский международный автосалон, ставший хитом сезона. По размерам он вдвое превзошел предыдущую экспозицию 2010 г. Как известно, салон проводится раз в два года.
Заметным событием на выставочном рынке стало появление в нашей программе двух новых экспозиций, ставших сразу крупными и популярными. Имею в виду выставки BuildEx и Московский международный мебельный салон. Московский выставочный рынок продолжает структурироваться и, думается, этот процесс еще далеко не закончен. В будущем мы увидим новые экспозиции в разных отраслях экономики.
БиВ: Как складывались ваши отношения с российскими и зарубежными партнерами?
— Простой ответ на этот вопрос дать достаточно сложно, учитывая многопрофильный характер нашей компании. Будем считать, что вы имеете в виду выставочную часть нашей деятельности.
Известно, что выставочные компании выходят на международный рынок со своими проектами с некоторой осторожностью. Они принимают во внимание многие факторы, прежде чем принять решение о проведении в другой стране какой-либо «раскрученной» выставки. Здесь важен потенциальный размер рынка, мнение экспертов относительно возможностей развития, качество выставочной инфраструктуры в данной стране и другие факторы.
У нас в уходящем году произошли некоторые позитивные изменения в отношениях с крупными иностранными организаторами выставок. В нашей программе утвердилась известная экспозиция Chilventa, проводимая немецкой компанией «НюрнбергМессе». В организации выставки Buildex огромную помощь оказывает нам другая немецкая компания – «Мюнхен Мессе». Нашим новым партнером стала в этом году «Дойче Мессе», которая привезла в Москву и будет проводить в «Крокус Экспо» свою выставку «Домотекс».
Расширились также отношения с российскими организаторами выставок. Некоторые перешли к нам со своими проектами из других выставочных комплексов Москвы. Некоторые, полагаясь на авторитет и популярность нашего выставочного центра, решили стартовать с новыми темами в «Крокус Экспо». Все это находится в рамках текущих процессов развития и структурирования московского выставочного рынка.
БиВ: Каковы ваши планы на будущее?
— Как я уже сказал, все основные наши силы были отвлечены на реализацию проекта на Дальнем Востоке. Сейчас мы возвращаемся к нашим планам, воплощение которых были вынуждены отложить на некоторое время.
Прежде всего мы продолжим развитие торгово-выставочного комплекса «Крокус Сити». Первоочередной задачей поставлено завершение строительства торгово-развлекательного центра Vegas-2, которое начали в этом году. Он возводится на площадке рядом с «Крокус Сити Молом», зарезервированной для этого несколько лет назад. Это будет пятиэтажное здание с дополнительными двумя подземными этажами, где расположатся стоянки и технические службы. Основной каркас вы можете видеть уже сейчас. Планируем до зимы закрыть крышу, чтобы начать внутренние работы. В центре помимо магазинов будут круглогодичный ледовый каток, детская игровая зона по всемирно известному проекту Kidzania, спортклуб, боулинг и другие развлечения. Здесь предусмотрены также 21 кинозал на 4450 мест и конференц-зал на 560 мест. К основному зданию Vegas-2 будет примыкать океанариум, соединенный с ним подземным переходом. Закончить строительство Vegas-2 планируется в следующем году, а океанариума – в 2014 г.
На территории «Крокус Сити» предусмотрено строительство гостиницы. У ЗАО «Крокус» есть соглашение с международной компанией InterContinental Hotels Group о сотрудничестве в возведении гостиницы и в последующем управлении ею. Необходимость отеля здесь диктуется всей деловой активностью «Крокус Сити». Он нужен участникам торговых выставок, чтобы не ездить сюда из центра города. Он нужен участникам конференций и форумов, проводимых в конгресс-центре. Завершить строительство предусмотрено в 2015 г.
Еще один проект представляет собой офисный центр оригинальной архитектуры площадью более 150 тыс. кв. м и высотой, так же как и гостиница, в 51 этаж. Это также продиктовано потребностями развития делового и выставочного центра «Крокус Сити».
Помимо этого, планируем построить в «Крокус Сити» жилой дом повышенной комфортности. Считаем, что место для этого просто идеальное – на берегу Москвы-реки, рядом со стацией метро «Мякинино», с подземными гаражами, вблизи большого количества магазинов. Архитектурно дом будет соответствовать облику находящегося рядом выставочного центра, а также будущих гостиницы и офисного здания.
Возобновилось строительство многоуровневой автостоянки над вестибюлем станции метро. Как показывает международная практика, потребность в парковочных местах вблизи крупных выставочных комплексов составляет порядка 15–20 тыс. мест. «Крокус Сити» вполне соответствует таким стандартам, а новая автостоянка может использоваться также в качестве перехватывающей в интересах города.
В отношении выставочной деятельности планируем первостепенное внимание уделять развитию собственных экспозиций. Пока экономическая ситуация в стране этому благоприятствует. Будем повышать качество и разнообразие услуг, что создаст условия для привлечения в «Крокус Экспо» новых выставок.
Важным направлением работы является установление партнерских отношений с крупными иностранными организаторами выставок. Российский рынок развивается, имеет хорошие перспективы, что позволяет рассчитывать на приход к нам известных международных экспозиций.
Беседовал Борис ПАВЛОВ