Восхождение Барселоны

nthkhJAz3l.jpg

К концу XIX века Всемирные выставки, или как их называли тогда универсальные, приобрели широкую популярность.  Их провели уже 10 стран. Испания впервые получила право на организацию универсальной выставки в 1888 г., и она состоялась в Барселоне.

Для Барселоны это стало важным событием, подчеркивавшим ее становление как индустриального и культурного центра Испании, как столицы важнейшего региона страны – Каталонии. За предыдущие  150 лет город совершил стремительный скачок от Средневековья к современному прогрессивному обществу с развитой промышленностью, обширными международными связями и активной торговлей. За этот период его население увеличилось почти в 10 раз. Главный город Каталонии с его уютными старинными улицами, прямыми и широкими современными авеню и кольцом живописных бульваров на месте старых крепостных стен стал центром искусств и архитектуры, предметом национальной гордости каталонцев.

Инициатором проведения Всемирной выставки в Барселоне выступил ее тогдашний мэр Фрэнсис Луи Тале, которому удалось получить поддержку предпринимательского сообщества города.

Для размещения экспозиции была выделена территория в 46 га в парке Цитадела, имевшем историческое значение для города. Здесь располагались руины крепости, построенной королем Филиппом V для устрашения стремившегося к независимости каталонского народа.  В 1873 г. здесь был разбит парк, ставший символом нового периода в развитии города.

На территории, выделенной для выставки, были построены Дворец промышленности (главный павильон площадью 70 тыс. кв. м), Дворец изящных искусств, Павильон колоний, в которых размещались основные экспонаты участников из разных стран. Некоторые компании, организации и региональные представители построили собственные павильоны.

На площадке, где была крепость, был сооружен большой фонтан. Помимо этого, каталонское правительство построило здесь ряд павильонов, представлявших различные государственные службы, в частности почтовую, судебную, медицинскую, а также некоторые отрасли, особенно важные для региона, – торговля и виноделие.

Центральная испанская власть и Каталония всегда (да и сейчас) находились в состоянии то утихающей, то разгорающейся вновь вражды и соперничества. Каталония, издавна стремившаяся к независимости, считала выставку исключительно своим мероприятием. В этой связи для мадридского правительства принципиальным моментом было размещение на площадке, где ранее возвышалась крепость, государственного павильона Испании, который и был возведен напротив главного здания выставки – Дворца промышленности. Договоренности с каталонскими организаторами удалось достичь, только пообещав финансовую поддержку Всемирной выставке со стороны испанского правительства.

Как писали газеты того времени, в архитектуре построенных для выставки зданий доминировал стиль модерн, который начал приобретать популярность. В этом, пока новом для публики, стиле было возведено большинство главных павильонов, триумфальная арка у входа на выставку, Замок трех драконов, который служил на территории главным рестораном, Дворец сельского хозяйства. Павильон одного из участников выставки – «Трансатлантической компании» – был построен тогда еще молодым и не столь известным архитектором Антонио Гауди. От выставки до наших дней сохранилось здание из стекла и металла, называвшееся тогда «Зеленый дом», спроектированное архитектором Хосе Амаргосом.

Среди зданий выделялся большой Дворец науки, в котором было 8 залов, конференц-зал, несколько помещений для деловых встреч и обширный вестибюль. Общая площадь павильона составляла более 3,1 тыс. кв. м. В нем были представлены экспозиции химии и фармацевтики, разнообразной научной аппаратуры, учебных приборов. Хотя среди экспонатов по количеству большинство принадлежало Испании, в организации самой экспозиции явно прослеживалась идея превознесения достижений прежде всего Каталонии.

В Барселоне до сих пор стоит возведенный к выставке памятник Христофору Колумбу высотой 60 м. Он был установлен на том месте, где высадился Колумб по возвращении в Европу из своего первого плавания в Америку.  

К проведению выставки на некоторых улицах было организовано электрическое освещение. Организаторы хотели тем самым продемонстрировать, что город отошел от Средневековья, активно модернизируется и вливается в поток общеевропейской жизни.

Выставка была открыта 8 мая 1888 г. Для Каталонии это событие стало символом культурного и национального возрождения. В церемонии участвовал король Испании Альфонсо XIII и его мать принцесса-регент Мария Кристина.

В выставке принимали участие более 12 тыс. компаний и организаций из 27 стран. Наиболее представительные экспозиции организовали Австрия, Англия, Бельгия, Германия, Италия, Россия, Соединенные Штаты, Франция. В меньшем масштабе были представлены Аргентина, Боливия, Голландия, Гондурас, Дания, Китай, Норвегия, Португалия, Турция, Эквадор, Швейцария, Швеция, Япония.

Самыми популярными у публики были экспозиции Соединенных Штатов, Китая и Японии. Экспонаты из Европы и Латинской Америки соперничали с многочисленными предметами, представленными Испанией, использовавшей свое доминирующее положение на протяжении многих предыдущих десятилетий в Карибском бассейне, Африке и на Дальнем Востоке.

Среди произведений живописи особым вниманием пользовались картины Иеронима Босха. Большую популярность имели музыкальные концерты, проводившиеся в рамках французской экспозиции. В развлекательной части выставки посетителей привлекали волшебный фонтан, новые по тем временам процедуры фотографирования и др.

Во время Всемирной выставки в Барселоне прошли конгрессы археологов, экономистов, врачей. На выставку прибыли многочисленные гости из других стран. В гавани Барселоны стояло много иностранных морских судов.

Выставка закрылась 9 декабря 1888 г. За время работы ее посетили более 2 млн гостей. Поступления от продажи билетов превысили 1,7 млн долл. Она показала миру Барселону как современный, быстро растущий европейский город, в котором доминирует новый класс буржуазии, определивший направление его развития на десятилетия вперед.

С того времени мало что сохранилось в парке Цитадела, где проходила Всемирная выставка. Однако символичность этого места состоит в том, что здесь в настоящее время заседает парламент Каталонии.

Несмотря на дефицит в размере 1,2 млн долл., выставка способствовала оживлению экономики Каталонии. Она создала более 2 тыс. рабочих мест во время строительства павильонов и привлекла около 3 тыс. работников для обслуживания экспозиции в период ее работы. Предметом особой гордости каталонцев стало то, что такое престижное мероприятие, как Всемирная выставка, прошло в Барселоне раньше, чем в столице государства – Мадриде.

Выставка 1888 г. повысила престиж города, который впоследствии стал одним из мировых центров выставочного бизнеса и местом проведения многих важных мировых мероприятий, включая еще одну Всемирную выставку в 1929 г. и Олимпийские игры в 1992 г.

Борис ПАВЛОВ

Всемирная выставка 1888 г. в Барселоне продемонстрировала современные для того времени строительные материалы и конструкции. Она показала достижения Испании в области строительства и промышленности.

60-метровая статуя Колумба, на которую можно полюбоваться и сегодня, возведена на том месте, где знаменитый мореплаватель высадился после своего путешествия к Америке.

Из немного, что сохранилось от выставки до наших дней, – Замок трех драконов, где сейчас располагается Зоологический музей.

В организации экспозиции явно прослеживалась идея превознесения достижений Каталонии.

Каталония – исторический регион и автономное сообщество на северо-востоке Испании, между Средиземноморским побережьем и Пиренеями. Некоторыми политиками термин «Каталония» употребляется в отношении всех так называемых каталонских земель (включающих прилегающие районы Франции), которые в Средние века входили в Арагонское королевство. Каталонский язык – это самостоятельный язык из группы романских. Каталонцы, обладающие развитым чувством национальной самоидентичности, в разное время пыталась провозгласить (восстановить) свою независимость. К настоящему времени они добились статуса автономного сообщества, официального статуса каталонского языка как государственного и признания каталонцев нацией, отличной от испанцев.  О стремлении Каталонии стать независимым государством говорят как о наиболее близком к реализации сепаратистском движении в Европе. Референдум об отделении Каталонии от Испании назначен на 9 ноября 2014 г.

Антонио Гауди (1852–1926), выдающийся испанский архитектор, творивший в основном в Барселоне. «Хотите знать, что послужило образцом для моих творений? Дерево, стоящее прямо, вздымающее кверху свои ветви, с расположенными на них ветками поменьше, на которых, в свою очередь, располагаются листья. И каждый из этих элементов выглядит гармонично и величественно с тех времен, как их создал Великий творец», – так сам Гауди описывал свои творения. Стиль Гауди формально относят к модерну. Однако фактически он создал свой собственный, безошибочно узнаваемый и уникальный, стиль. На выпускном экзамене один из профессоров сказал: «Гауди либо сумасшедший, либо гений». С тех пор эти слова чаще всего используют, описывая архитектора и его творения.  За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов. Из них 7 позднее были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Павильон, построенный Гауди к выставке 1888 г., не сохранился. До наших дней дошло лишь его удостоверение участника выставки.

http://profismart.org/web/bookreader-137278-5.php

Парк Цитадела в Барселоне был спроектирован архитектором Хосе Фонсере в 1871 г. В течение нескольких десятилетий он оставался единственной зеленой зоной в городе. Его организовали вокруг остатков крепости, построенной королем Филиппом V в 1714 г. для устрашения стремившегося к независимости каталонского народа. Поэтому крепость вызывала негативные ассоциации у местного населения. Всемирная выставка стала благородным поводом для окончательной ликвидации руин крепости в ходе строительства павильонов.

Всемирная выставка EXPO проходила в Барселоне дважды. Второй раз – в 1929/1930 г. Для ее размещения был выбран район Монжуик, располагающийся на возвышении к юго-западу от центра города с видом на гавань. Выделенная территория имела площадь 118 га. Затраты на строительство павильонов и обустройство экспозиции составили по тогдашним ценам 25 млн долл. Как и предыдущая выставка, EXPO–1929 стала для Барселоны важным этапом в технологическом развитии и обустройстве города, а также своеобразным катализатором развития выставочного бизнеса. Город является одним из мировых лидеров по размерам выставочных площадей. 

Рубрика: Бизнес и выставки


Антикварная пивная кружка смотрите здесь.
© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!