Индийский мечтатель

oM42P64f3j.jpg

Индия – не самая автомобилизированная страна мира. На 1 млрд человек населения здесь приходится всего лишь 14 млн легковых автомобилей. Однако именно здесь работает одна из крупнейших в мире автомобилестроительных компаний – Tata Motors. Грузовики и автобусы этой компании ездят по дорогам всего света.

Индия – разивавающаяся страна. Ей далеко до экономических показателей промышленно развитых стран мира. Однако именно здесь находится одна из крупнейших сталелитейных компаний мира – Tata Steel.

Расположенный в Бангалоре Индийский институт наук по качеству исследований и образования может соперничать с лучшими университетами мира.

Все это – воплощенные в жизнь мечты Джамшеджи Тата, человека, который еще в конце XIX в. мечтал о свободной, независимой, промышленно развитой Индии. В Индии эту фигуру считают легендарной и по праву называют отцом индийской индустрии.

Джамшеджи Насарванджи Тата родился в 1839 г. в семье священника-парса, приверженца зороастризма, в г. Навшари, входившем в княжество Барода в Южном Гуджарате. Он прервал семейную традицию и стал первым в семье бизнесменом, а поначалу – просто торговцем в Бомбее.

Джамшеджи получил неплохое образование – он закончил колледж Элфинстоун, а затем пополнял свои знания в путешествиях – в Англию, Америку, страны континентальной Европы. То, что он видел укрепило его в мысли, что существует огромный мир, в котором индийские компании могли бы найти свое место, особенно много шансов у них было «атаковать» текстильную индустрию, где правила игры диктовали англичане.

В 1868 г. Джамшеджи основал торговую компанию. Он купил разорившуюся фирму по производству масла и превратил ее в хлопкопрядильную фабрику, назвав ее «Александра милл». Это было первое промышленное предприятие будущего основателя Tata Group. Еще тогда, в конце XIX в., когда о независимости Индии могли мечтать только самые отъявленные романтики и утописты, Тата видел свою страну свободной и процветающей, с развитой промышленностью и благоденствующим народом. Всё, что он делал, – было созданием предпосылок для этого. Об этом времени ёмко сказал бывший президент Индии Закир Хусейн: «Многие тогда старались ослабить цепи рабства, пытались ускорить движение к заре свободы. Джамшеджи мечтал и работал над тем, как будет устроена жизнь после освобождения. Большинство хотели свободы потому, что у них была жалкая жизнь рабов. Джамшеджи делал всё, чтобы лучшая жизнь наступила от экономической независимости».

Жизнь Тата пришлась на годы, когда Индия находилась под властью британской короны, англичане были сильны и жестоко подавляли любое поползновение на несогласие с их политикой. Джамшеджи не было и 20 лет, когда он стал свидетелем жестокого подавления восстания, вспыхнувшего в стране в 1857 г.

«Свобода – если нет сил поддерживать ее, а если придется, то и защищать – может обернуться жестоким разочарованием. А сила, чтобы защищать свободу, может родиться только из широкой индустриализации, из подпитки экономики страны современными научными достижениями и новыми технологиями», – гораздо позже, в начале ХХ в. говорил Джамшеджи Насарванджи Тата.

Будучи человеком широких взглядов и визионером, Тата ставил перед собой масштабные задачи. Он мечтал построить новый прекрасный город. «Обязательно распланируй широкие улицы и посади вдоль них тенистые деревья, каждое второе должно быть быстрорастущим, – писал он сыну Дорабу, обсуждая планы создания нового города. – Не забудь предусмотреть достаточно места для лужаек и садов. Должно быть много места для устройства футбольных полей и парков. Заранее наметь места, где будут располагаться индуистские, мусульманские и христианские храмы».

У Джамшеджи были обширные планы – он хотел основать сталелитейную компанию, учредить первоклассное, мирового уровня, учебное заведение, построить единственный в своем роде отель и создать гидроэлектростанцию. Однако при его жизни воплотить в реальность удалось только одну цель – незадолго до смерти, в 1903 г., он присутствовал на открытии самого прекрасного по тем временам отеля – «Тадж Махал» в Бомбее (ныне Мумбаи). Строительство обошлось в 42 млн рупий (11 трлн рупий в ценах 2010 г.). Тогда это был единственный в Индии отель, где было электричество.

Остальные мечты воплотили в жизнь его наследники, сыновья – Дорабджи и Ротанджи Тата. Есть и город, носящий имя Джамшеджи, – это Джамшедпур.

Сегодня компания Tata Steel (прежнее название – TISCO, Tata Iron and Steel Company Limited) – пятая по величине в мире и крупнейшая в Индии и во всей Азии сталелитейная компания. Ежегодно она выплавляет 28 млн т металла.

Индийский институт науки в Бангалоре, основанный наследниками Тата, является известнейшим в Индии и за ее пределами исследовательским и учебным центром.

И про электростанцию не забыли потомки. Tata Power Company является крупнейшей в Индии частной электроэнергетической компанией, с установленной мощностью свыше 8 тыс. МВт.

Но, пожалуй, самой яркой звездой в созвездии предприятий Тата, является автомобилестроительная компания Tata Motors.

Компания была основана в 1945 г., когда до объявления независимости страны оставалось еще целых два года. Сыновья Джамшеджи выкупили у правительства цеха завода Tatanagar в Джамшедпуре. Новая компания получила название Tata Engineering & Locomotive Company Ltd. (TELCO), и ее главной продукцией должны были стать локомотивы. В 1954 г. она расширила деятельность в сторону сектора коммерческого транспорта, для чего объединила усилия с Daimler-Benz AG. Это сотрудничество продлилось до 1969 г. Подготовка к выпуску первых грузовых автомобилей заняла у компании 5 лет. В 1960 г. на дороги Индии выехал первый автомобиль, произведенный в Индии. Дорожная сеть страны не была рассчитана на тяжелые грузовики, поэтому компания сосредоточилась на выпуске небольших коммерческих автомобилей. У них сразу нашлись покупатели и за пределами Индии: свой первый коммерческий автомобиль Tata отправила на экспорт в 1961 г. – страной назначения стал Цейлон, ныне Шри-Ланка.

После многих лет доминирования на рынке коммерческого автотранспорта в 1998 г. Tata Motors решила попробовать свои силы в секторе легковых автомобилей. В 1998 г. она представила публике Tata Indica. Это был первый легковой автомобиль, полностью разработанный специалистами Tata.

Мощный и при этом экономичный двигатель, грамотная маркетинговая политика – всё это способствовало тому, что Indica стала одной из наиболее продаваемых машин в автомобилестроительной истории Индии. В новой версии Indica V2 были сделаны существенные доработки, модель пользовалась огромным успехом, а компания Tata Motors переживала свой звездный час. Не устояли даже англичане – машину в британской версии импортировала компания MG Rover Group Rover и реализовала ее на Британских островах под именем CityRover.

После успеха Tata Indica Tata Motors решила увеличить своё присутствие на мировом рынке, чтобы снизить зависимость от ситуации на внутреннем рынке страны, отличавшемся ограниченностью и цикличностью спроса. В 2004 г. она приобрела подразделение по выпуску коммерческих автомобилей у одного из крупнейших южнокорейских производителей грузовиков – Daewoo Commercial Vehicles Co. Новая компания получила название Tata Daewoo Commercial Vehicles Co. Она выпустила на рынок Южной Кореи несколько новых моделей грузовиков, а также наладила их экспорт в другие страны. Сегодня две трети всего грузового автотранспорта, экспортируемого Южной Кореей, – это продукция Tata Daewoo. У компании также есть совместные производства с бразильской автобусостроительной компанией Marcopolo, с таиландским производителем пикапов, которые реализуются в Таиланде, с компанией из ЮАР (производство грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4 до 50 т).

Между тем компания продолжала разработки новой продукции. Премьерой 2005 г. стал Tata Ace – первый индийский мини-грузовик (грузоподъемностью до 1 т). Мини-грузовик пользовался в Индии огромным успехом, ведь его можно было использовать в самых разных целях – от сельского хозяйства до почтовых перевозок. В октябре 2005 г., когда началась реализация Tata Ace, продажи небольших коммерческих автомобилей Tata Motors выросли почти на 37% – показатель, превзойти который пока не удалось. Ace до сих пор является одной из самых продаваемых марок компании. Причем сейчас и пассажирский Tata Indica , и коммерческий Tata Ace имеют версии с электродвигателем, который питается от литиевых аккумуляторов

Но настоящая «бомба», конечно же, разорвалась в 2008 г. на автосалоне в Дели, где Tata Motors представила рекордно дешёвый «народный» автомобиль Nano, 5-местный 4-дверный автомобиль с двигателем мощностью 33 л.с., отвечающим стандартам «Евро-4 » и стоимостью 2500 долл. О таком «народном» автомобиле заявляли многие автомобилестроительные компании, но сделали его в Индии.

В Индии Nano поступил в продажу в марте 2009 г., а позже, в 2011 г., – в Непале и Шри-Ланке. В Tata Motors не скрывают своей гродости по поводу того, что именно они принесли радость и удобство автомобильной езды в тысячи небогатых семей. Не об этом ли мечтал Джамшеджи!

Правда, вокруг Nano сразу развернулись дебаты: часть защитников окружающей среды считает, что выпуск таких дешёвых автомобилей может привести к массовой автомобилизации в бедных странах, что очень плохо скажется на чистоте окружающей среды. Чтобы успокоить защитников чистого воздуха, Tata собирается выпустить электромобиль E-Nano .

Есть, наверное, своя логика в том, что в 2008 г. индийская Tata Motors подписала договор с Ford Motor Company о покупке за 2,3 млрд долл. британских марок Jaguar и Land Rover .

В настоящее время Tata Motors сконцентрировала свои усилия на разработке экологичных технологий, на сокращении вредных выбросов и на использовании альтернативных видов топлива. Причем эти разработки касаются как легкового, так и коммерческого транспорта.

На сегодняшний день основным источником дохода для фирмы остаются продажи коммерческих автомобилей. Но руководство компании хочет идти дальше и выпускать все больше массовых семейных авто. Для этого была разработана новая архитектура, на базе которой и будут построены если не все, то большая часть модельного ряда.

Ирина СКИБИНСКАЯ

TELCO сменила название на Tata Motors Limited 29 июля 2003 г.

С тех пор как в 1954 г. был выпущен первый автомобиль марки Tata , на дороги Индии выехало более 8 млн этих машин.

На территории Индии действуют девять производственных предприятий группы Tata Motors. Она также имеет собственные предприятия в Великобритании, Южной Корее, ЮАР, Таиланде, Индонезии.

В сентябре 2004 г. Tata Motors прошла листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Джамшеджи Насарванджи Тата (1839–1904) – индийский промышленник и бизнесмен, один из отцов индустриализации Индии. Джамшеджи Тата является основателем крупнейшей ныне индийской корпорации Tata Group.

Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии: «Когда ты хочешь добиться лидерства в действиях, в идеях, и это лидерство никак не вписывается в существующую систему взглядов, нужно проявить настоящее мужество, физическое и духовное, нужно, если хотите, иметь призвание и следовать ему – именно такое мужество и визионерство показал Джамшеджи Тата. Мы должны помнить о нем, как об одном из основоположников современной Индии».

Tata Motor Ltd. Крупнейшая индийская автомобилестроительная компания, входящая в Tata Group . Штаб-квартира компании расположена в Мумбаи . В 2006 г. Международная организация автопроизводителей OICA занесла компанию в список 20 крупнейших автопроизводителей мира. В 2013/2014 г. ее консолидированный доход составил 38,9 млрд долл. Tata Motors является пятым по величине в мире производителем грузовиков и четвертым – автобусов. В группе компаний Tata Motors по всему миру занято более 60 тыс. человек.

Статуя Джамшеджи Тата возле Индийского института науки в Бангалоре. В руке Джамшеджи Тата держит модель здания института.

Рубрика: Бизнес и выставки


© 2013-2015 © Stroyportal-volga.ru
Строительная компания в СОЧИ ООО stroyportal-volga.ru
При использовании материалов ссылка на stroyportal-volga.ru обязательна!